Преподавание русского языка Тема урока: "Глагол как часть речи". 6-й класс. Лингвистическая лабораторияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.08 Просмотров: 1980 Чекусова Альфия Самиевна, учитель (Лингвистическая лаборатория) Цели урока:
Оборудование: стенд готовься к уроку, плакаты (записи стихов для эксперимента), словарные слова для самопроверки. Ход урока.I. Постановка проблемы.Учитель. - Запишите тему урока и подумайте, какую деятельность предполагает заявленная тема? Каков смысл (лексическое значение) слова лаборатория? (Ответы учащихся) Лаборатория - помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами. (Ожегов. Словарь) - А что значит прилагательное лингвистический? (Лингвистический - относящийся к лингвистике, науке о языке) Сегодняшний урок - один из обобщающих уроков по теме “Глагол”. Очень знакомая часть речи. Но давайте сегодня посмотрим на глагол свежим взглядом, и он откроет нам свои секреты. Представим себе, что мы научные сотрудники, а класс наш - лаборатория. Но чтобы проводить исследования, нам надо вспомнить о могущественном глаголе. Одна из исследовательских групп создала портрет глагола. (Рассказывают о глаголе) II. Экспериментальный этап.Учитель назначает ассистентов: один ученик проводит словарную работу, другой проверяет работу над ошибками. Лексический диктант. Заменить фразеологические сочетания одним глаголом. Определить вид глагола. Придержать язык - помолчать; Поднять голову - приободриться; Питать надежду - надеяться; Вбить в голову - внушить; Намылить голову - разбранить; Вывести на чистую воду - разоблачить (Ассистент проверяет.) Ребята, давайте попробуем провести эксперимент. В ходе этого эксперимента мы должны быть очень внимательными. Лингвистический парадокс! С какой целью мы определяем вид глагола? О чем говорит нам данная грамматическая категория? Ученица читает текст. Мы дики, нет у нас законов. И казнили Степана Калашникова Вопросы к классу. - Определите какого вида глагол не казним в первом примере? (Н. в.) А во втором примере? (Сов. в.) Почему? (Речь идет об уже свершившейся казни, поэтому глагол сов. вида) Придумайте название таким глаголам. (Могут быть разные названия, но учащихся надо подвести к понятию двувидовые) -Какие же глаголы принято называть двувидовыми? Как еще такие глаголы могут называться? Как мы их распознаем? (Глаголы, которые могут иметь значение несовершенного вида и совершенного вида. Грамматические омонимы) Предложение записано на доске. Все свое имущество я завещаю тебе. Дядя. -Можно ли считать племянника наследником? -Да, если дядя употребил двувидовый глагол. Завещать несовершенного вида, потому что в этом случае завещаю означает настоящее время. Но, возможно, дядя имел в виду будущее время. В этом случае ещё не известно успеет ли дядя составить завещание. Грамматические омонимы создают неудобства. Учитель: стремясь избавиться от этого, язык образует новые видовые пары. Арестуют – арестовывают; стенографировать – застенографировать (вывод по первому эксперименту: двувидовые глаголы употребляются для выразительности языка). Второй эксперимент. Цель – доказать, что глаголы могут иметь краткую форму. Задание: определить части речи. Хлоп – хлопнуть, бух – бухнуть, прыг – прыгнуть. Ученица читает текст, который написан на доске или на плакате. Вдруг слышу крик и конский топ, - На какую часть речи похоже слово хлоп? (На наречие) - Но наречие не управляет существительным. А какая часть речи управляет существительным? (Глагол) Хлоп (чем?) дверью. Значит, хлоп особая форма глагола хлопнуть. - Что сохраняет эта форма? (Значение времени – прошедшее, значение вида – совершенный вид) - Но чем отличается от глагола прошедшего времени? (Она, форма, не изменяется ни по родам, ни по числам. Это краткая форма.) - Как вы думаете, от всех ли глаголов можно образовать краткую форму? (Нет, краткая форма образуется только от глаголов совершенного вида, которые обозначают резкие мгновенные действия.) Например, Мартышка, в зеркале увидя образ свой ,тихонько медведя толк ногой. “Левей, левей! И с возом бух в канаву”. “Тут рыцарь прыг в седло и бросил провода”. - В каких произведениях мы встречаем чаще всего краткие глаголы? - С какой целью писатели употребляют краткие формы глаголов? (Вывод по эксперименту делает ученик) III. Закрепление.Самодиктант. Подчеркнуть глаголы. Обозначить переходный или непереходный глагол. Стираются лица и даты, Самостоятельная работа учащихся по группам. 1 группа. Составить рассказ-историю, используя следующие слова и глаголы несовершенного вида. Нина, Маша, кошка, волшебник, зонтик, ваза, чемодан, коробка, кубики ,кукла , неваляшка, кактус, девочка, тетя, телевизор, лампа, шкаф, диван. Оставить, прыгать, смотреть, видеть, говорить,прилететь,слышать, вылезать, приходить, приносить, ставить, мыть, вертеть, обещать, собираться, играть, фантазировать, думать, мечтать, выдумывать, встретить, спать, размахивать, думать, мечтать, выдумывать, встретить, ,размахивать, ждать, вызвать, позвонить, выходить, заглянуть, рассматривать, вытирать, показывать, превратить,. 2 группа. Продолжить сказку. Жили-были в стране Морфология глаголы толстые-претолстые. Им трудно было ходить, дышать, говорить. И вот однажды они пошли в лес погулять. Была прекрасная погода. Один из друзей от радости. Хлопнул в ладоши, и у него отвалился один суффикс, затем - другой. -Ой, кажется, я похудел!- закричал радостно,- и хлоп себя по лбу. -Не хочу, не хочу,- заплакал другой - и прыг в сторону. -А мне тяжело ходить даже по лесу - и бух в зеленую траву. Время пролетело быстро, и друзья собрались идти домой. -Как стало нам легко, друзья, кажется, мы похудели. Все надо делать мгновенно, быстро, тогда и не будешь толстым. Так и появились стройные глаголы хлоп, бух, прыг и другие. Но … 3 группа. Выпиши из текста переходные глаголы вместе с существительным в винительном падеже. Театр я склею из старых коробок, (Проверка самостоятельной работы) Вывод по уроку. Какие секреты открыл нам глагол? Что мы повторили на уроке? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |