Преподавание литературы Образные параллели рассказа А.Грина "Зеленая лампа"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.07 Просмотров: 927 Хатькова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (889,5 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Загрузить презентацию (3,64 МБ) Развивающие цели: обучение литературно-художественной игре, ее художественным условностям; развитие образного и аналитического мышления; становление культуры владения словом. Обучающие цели: раскрытие образной природы словесного искусства, роли художественной детали текста. Воспитывающие цели: понимание модели мира, модели общества; диалогизация отношений в классе. В основе анализа художественного текста интерпретация произведения, предполагающая избирательность и целостность анализа текста. В основе предметного обучения эмоциональное восприятие художественного текста, раскрытие его читательского потенциала; знание об эмоционально-образной, интеллектуальной энергии воздействия художественного слова на читателя; сотворчество читателя и писателя; развитие критического мышления, конструирующего знания; оксюмороны проблемно развивающего мышления, рассматривающие художественный текст как способ и как форму освоения мира. Учебная задача – позвать в текст, позвать в слово, а через слово позвать самого себя к самому себе, чтобы обрести себя. В основе структуры урока работа творческой мысли:
Домашнее задание обусловлено работой творческой мысли на уроке: творческая работа, предполагающая художественную интерпретацию прочитанного произведения в жанре хокку, элегии, пьесы, эйдос-конспекта (по выбору уч-ся). Уроки произведения: мир покоряется только способному человеку; ступени познания жизни в самые темные ее мгновения освещаются присутствием способного человека рядом с тем, кто терпит бедствие. Ход урока Проблемные вопросы.
Рассуждая на тему “Условие – Условности”, учащиеся приводят примеры условности и условия жизни, игры, произведения, образного слова, находят образные параллели в сюжете произведения, образные параллели предложенного рассказа и других произведений, ассоциативно интерпретируют рассказ А. Грина “Зеленая лампа”.
Условность – то, что разрешено нарушать. Условие – то, что принципиально нельзя нарушать. Условие – та ось, что скрепляет шаткую модель мира. Условность в рассказе – выбор героев: миллионер, который гордится своим “большим воображением и хитрой фантазией”, и нищий, верящий в то, что рожден “способным человеком”. Стильтон, затевая игру, условности в расчет не принимает. Он принципиально ставит и себя, и Джона Ива, выбранного им в качестве живой игрушки, в относительно равные условия: отныне у Джона Ива ежемесячно есть 10 фунтов за ежедневное семичасовое безделье во имя служения чьей-то великой тайне и своей мечте сделаться состоятельным человеком; его “дом” не скамейка на улице Лондона, не местечко под мостом, а квартира в центре Лондона. Что задумал Стильтон? Он знает: скука – условие жизни. Он верит: не существует никакой великой тайны человека. Он уверен: дай человеку все, но лиши его права выбора свободы развлечения, и человек от скуки или сопьется, или сойдет с ума. Стильтон терпелив: 2 года ждет ожидаемого результата. Итоги эксперимента: способный человек от скуки стал образованным человеком, а человек “с большим воображением и хитрой фантазией” от скуки спился.
События в рассказе выстроены хронологически. Линейная композиция нарушена композиционной петлей: Стильтон и Ив рассказывают друг другу о том, чем жизнь заполнила тот пятилетний период, когда они оказались вне поля зрения друг друга. Благодаря композиции рассказа читатель с первых страниц произведения выбирает себе положительного героя. Выбирает в качестве положительного героя Джона Ива не потому, что Ив такой бедненький: голодный, нищий. Выбирает потому, что видит, как жизнь “тренирует” человека, как она выковывает его характер. Выбирает потому, что замечает: человек не противится поступку жизни. Что мы знаем о Джоне Иве? Он дважды сирота. Жизнь то дарит ему семью, то отнимает ее у него. Ив не опускает руки. Вот он уже углекоп, матрос, трактирный слуга. Вот он уже ищет счастье в Лондоне, попадает в колесо безработицы. Вот он уже в руках “сумасшедшего человека”, того человека, который заставил Джона Ива поверить в то, что он, Джон Ив, “счастливчик особенный”. Дожив до 22 лет, Джон Ив никогда не искал себе развлечений. Он искал себе занятие, он искал свое место в жизни. Что для него было важно? Не чем себя развлечь, а чем себя занять. Оказавшись в семичасовом ежедневном безделии, Джон Ив по привычке не стал искать себе развлечений. Он стал искать себе занятие и нашел занятие для ума – чтение книг, что оказались у него под рукой. Книги открыли ему “тайну человеческого организма”. Судьба улыбнулась Джону Иву: определилась цель жизни, “нашлась” мечта – стать доктором. Путь к ней не прост и не быстр, но колесо удачи уже завертелось: библиотекарь составляет, улыбаясь, список нужных для самообразования книг; студент предлагает свою помощь в подготовке Джона Ива к вступительным экзаменам. И вот уже экзамены успешно сданы, уже окончен медицинский колледж. Джон Ив – доктор в одной из больниц для бедных. Стильтон же, имея 20 миллионов фунтов (и не имея 20 миллионов фунтов), всю жизнь искал себе развлечения. В начале рассказе мы видим его выходящим из дорогого ресторана. В конце рассказа – из черного притона. Дорогое угощение и дорогих артисток он сменил на дешевое угощение и дешевых женщин. Требование к жизни осталось неизменным: “Хлеба и зрелищ!”
Спускаться в темноте по лестнице опаснее, чем подниматься. Ступени познания жизни в самые темные ее мгновения освещаются присутствием способного человека рядом с тем, кто терпит бедствие. Способным человеком мы можем назвать самого Ива, сумевшего не потерять любви к жизни. Способным человеком мы можем назвать того студента, что принял участие в судьбе Джона Ива. Способным человеком мы можем назвать Грэя, знающего правило жизни: “Сделай человеку чудо, если ты в состоянии. Это так же сбыточно, как загородная прогулка”. Способной мы назовем Ассоль, не уставшую верить в Человека.
Несмотря на сюжетную (событийную) эмоциональность произведения, когда героям приходится ворошить свое прошлое, рассказ оказывается интонационно неэмоциональным: писатель заставляет героев говорить “тихо”. Слово “тихо” – ключевое в сюжете произведения. Бессилие только что прооперированного пациента не принимается в расчет: если Стильтон нашел в себе силы для раскаяния, то смог бы с силой в голосе произнести свое “простите”. Но писатель заставляет его выразить раскаяние “тихо”: “Простите меня”. Джон Ив начинает свой рассказ с улыбки. “…-Я несколько лет зажигал лампу, – улыбнулся Ив...” Слово “тихо” – слово покорности. Один из главных уроков произведения: “Только способному человеку покоряется мир”.
“Живая игрушка – это такое сладкое кушание”,– замечает Стильтон. Родители нами тоже “сладко кушали”, когда обещали нам: “Ешь манную кашу – вырастешь богатырем (или Василисой Прекрасной)”. Сказочник, встретив в лесу Ассоль, в которой “счастье сидело пушистым котенком”, не удержался и сочинил ей сказку о прекрасном принце. (16 лет Ассоль, “благодаря” сказочнику, слыла в родном городке “полоумной, корабельной Ассоль.) Скучающий богач подарил нищему мечту о состоятельности. Но ведь сказочник не появляется в конце произведения во второй раз, чтобы извиниться перед Ассоль за свою сладкую ложь. И Лонгрен не спешит догнать сказочника, чтобы наказать его за обман дочери. Напротив, Лонгрен, убаюкивая Ассоль, полагает: “Не надо отнимать у нее игрушку”. Ив, однажды встретив Стильтона, поймал себя на желании ударить щедрого господина, но раздумал: “Благодаря его издевательской щедрости я могу стать образованным человеком”. А вот Стильтон, “грязный старик, с истощенным лицом”, кается: “Простите меня”. Классический дурак тот, кто живет надеждой. Совершенный дурак тот, кто борется с надеждой – своей, чужой.
“…– Простите меня.
Мудрый не размышляет – он постигает, не любуется – он видит, не совершает – творит.
Поцелуй жизни.
Эйдос-конспект – методический прием, развивающий абстрактное мышление обучающихся, их творческие способности. Эйдос-конспект – изображение и краткое рассуждение (уже данное ученику или требуемое от ученика), интерпретирующее темы, образы увиденного. Эйдос-конспект демонстрирует, как ассоциативное восприятие литературного героя, художественной мысли произведения организует творческую мысль читателя, формулируя ее изобразительно и словесно. С помощью эйдос-конспекта на уроке для читателя и писателя создается одна из возможностей вступить в творческий диалог. Эйдос-конспект к рассказу А. Грина “Зеленая лампа”, выполненный ученицей 8 класса, см. в презентации 2 “Материнство Земли”. В презентации использованы фотографии Хвалынска Е. Костюк. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |