Преподавание литературы
Патриотическое воспитание. Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сергей Есенин как национальный поэт" (с использованием информационных технологий, метода проектов, ситуации личностно ориентированного обучения)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.06
Просмотров: 1958
Зимина Анжелика Игоревна, учитель русского языка и литературы Цели: - познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;
- показать народность творчества С. Есенина;
- определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений;
- анализировать стихотворения первого периода творчества С. Есенина;
- развивать речь;
- воспитывать любовь к Родине.
Предварительная подготовка: учащиеся разбиты на группы, у каждой группы свое задание. - "Чувство Родины в стихотворениях о природе".
- "Чувство Родины в стихотворениях о любви".
- "Образ родины-края в стихотворениях М.Ю. Лермонтова".
Индивидуальное задание: - подготовить проект: “Родина поэта Есенина”;
- выучить наизусть стихотворения С. Есенина.
Оборудование: портрет С. Есенина, плакат с надписью: “Я люблю родину.Я очень люблю родину.”; проектор, компьютер, проект учащихся на электронном носителе( презентация). ХОД УРОКА I. Оргмомент Цель: настроить учащихся на урок. Учащиеся рассаживаются по группам. II. Постановка целей и задач урока – Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова С. Есенина: “Я люблю родину. Я очень люблю родину.” На уроке мы познакомимся с творческим методом С. Есенина, проследим, как проявляется тема родины в творчестве поэта, убедимся в том, насколько стихотворения Есенина народны, обратимся к истокам вдохновения поэта, прочитаем ранние стихотворения С. Есенина. Гипотеза – все, написанное С. Есениным, проникнуто “чувством родины”. III. Новая тема Звучит песня на стихи С.Есенина “Клен ты мой, опавший…” в исполнении одной из групп. Сказка – это чудо ль Или это бред, Отзвенела удаль Разудалых лет. Песня отзвенела Над родной землей. Что же ты наделал, Синеглазый мой? Отшумело поле, Пролилась река, Русское раздолье, Русская тоска. Ты играл снегами, Ты и тут, и там, Синими глазами Улыбался нам. Кто тебя, кудрявый, Поманил, позвал? Пир земной со славой Ты отпировал. Было это, нет ли, Сам не знаю я. Задушила петля В роще соловья. До беды жалею, что далеко был. И петлю на шее не перекусил. Кликну, кликну с горя, А тебя уж нет. В черном коленкоре На столе портрет. Дождичек весенний Окропил наш стих. Песенник Есенин, Рано ты погиб, Вековая просинь, Наша сторона… Если Пушкин – осень, Ты у нас – весна! В мыслях потемнело, сердце бьет бедой. Что же ты наделал, Разудалый мой!? П. Орешек. “Сергею Есенину”. – С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее. С. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Крестьянская изба. Свет лампады. Странницы-богомолки поют духовные стихи. Но было и другое – свет зари в полнеба, зеленый берег над рекой, плач Иволги. Чтобы лучше узнать поэта, нужно обратиться к истокам. Творческая группа познакомит нас с проектом “С. Есенин. Истоки”. ПРЕЗЕНТАИЯ ПРОЕКТА (см. Приложение) Текст-сопровождение К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. “ Рязанские поля, где мужики косили, сеяли свой хлеб”, были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле. В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне. От проникновенных стихов о стране “березового ситца”, шири ее степных раздолий, шуме зеленых дубрав до тревожных стихов-раздумий о судьбах России в суровые грозные годы” – каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Село Константиново – родина Сергея Есенина – привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Как и во времена поэта, здесь... ...одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы Высокий серый камень. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, поблескивающая гладь луговых озер ; убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега, Тянется дым, у малиновых сел Свадьба ворон облегла частокол. Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грезит над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и медом от ос. Многое повидали на своем веку эти “малиновые рязанские села”. В глубокое прошлое уходит их история. До революции константиновской землей владела помещица Л.И. Кашина, которая была прототипом главной героини поэмы “Анна Снегина”. “В нашем Константинове, – рассказывает сестра поэта Александра Александровна,– не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село.” Здесь крестьянствовали прадеды поэта, выбивались в люди деды, здесь вырос его отец, провела свою нелегкую жизнь его мать; в Константинове отшумело деревенское детство будущего поэта. “Я родился, – писал Есенин в 1924 году в автобиографии, – в 1895 году 21 сентября в селе Рязанского уезда. Детство провел у деда и бабки по матери.” О жизни в доме Титовых, где прошло детство поэта, кое-что он поведал сам: Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя. Божница старая, Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберег те Все ощущенья детских лет. Вот в этой просторной бревенчатой избе когда-то жил поэт. Здесь все как прежде: деревянный стол с настольной лампой, венские стулья, самовар. Дом живет своей жизнью, и каждый, кто переступит порог, словно переносится в те времена, когда в Константиново бывал великий поэт. “Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, бог счастье даст”. Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе... Нянька – старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю”. В беседе с литератором И.Розановым Есенин как-то заметил: “Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан... Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, “умственный мужик”... Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество народных песен, но главным образом духовных стихов.” И в стихах, и в автобиографиях Есенин подчеркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Федор Андреевич Титов. Года далекие, – Теперь вы как в тумане. И помню, дед мне С грустью говорил: “Пустое дело... Ну, а если тянет – Пиши про рожь, Но больше про кобыл”. По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного. По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. “Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ”, – признавался поэт. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд: Под окнами Костер метели белой. Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот... И бабка что-то грустное, Степное пела, Порой зевая И крестя свой рот. Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и “сочинять”. “Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад”, – писал Есенин. Жизнь Есенина в доме Титовых отмечена и таким примечательным событием. По настоянию деда он рано стал одолевать грамоту по церковным книгам. “Читать начал с 5 лет”,– вспоминал поэт . Так рос маленький Есенин под призором бабки и деда. Заметим, что годы, проведенные в доме деда, долгое время рассматривались в критике по преимуществу только со стороны, как считала советская критика, чуждых – религиозных – влияний на будущего поэта. Но мы с уверенностью можем сказать, что все то доброе, положительное, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и о во многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния деда и бабки. Огромное и едва ли не решающее влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать, щедро наделившая сына песенным даром. “Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет”,– скажет Есенин позднее, с величайшим чувством благодарности, в своем исповедальном, широко известном “Письме матери”. Любовь к матери, к ее проникновенным песням Есенин сохранил и пронес через всю жизнь. В литературе о Есенине долгое время не получала должного освещения его жизнь за стенами дома Титовых, которая была иной, чем в семье деда. “Уличная же моя жизнь, – писал поэт в 1924 году, – была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2–3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало.” Привольно чувствовал себя будущий поэт в константиновских лугах. “Раздольны, красивы наши заливные луга,– рассказывает сестра поэта.– Вокруг такая ширь, “такой простор, что не окинешь оком”. На горе как на ладони видны протянувшиеся по одной линии на многие километры села и деревни. Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен. В траве, в кустарниках, в небе на разные голоса поют-заливаются птицы. Любопытные чибисы, далеко завидев нас, допытываются: “Чьи вы?” И хоть мы и кричим им, насколько хватает голоса, что мы константиновские, они все равно не отстают от нас и задают все один и тот же вопрос: “Чьи вы?” С весны до глубокой осени нас, ребят, манят к себе своими богатствами чудесные луга.” Сам Сергей Есенин писал, что его “детство прошло среди полей и степей”. Усталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна, Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна. .. Внимая песням, с берегами, Ласкаясь, шепчется река. И тихо слышится над нею Веселый шелест тростника. Подрастая, Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты. Вспомним, как любовался он зарей, которая, подобно котенку на крыше, “моет лапкой рот”; как переживал, что лошади на Оке чуть-чуть было “не выпили” луну; как однажды был удивлен, увидев, что “словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом”; как вслушивался в звонкий говор “духовитых дубрав”, что “кличут ветками к реке”. Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к родине. – Итак, презентация закончена. Каковы же истоки народности поэзии С. Есенина? Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”. Заметим, “не тема”, а “чувство”. Например, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная” рисуется образ родины-рая. Прочитаем стихотворение. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа... Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". 1914 ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА Выступление Иванова Егора Ивановича – директора Воронежского областного музея С.А. Есенина. Кровная связь с родной землей явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин привнес в поэзию русскую природу со всеми ее "изумительными в своей красоте" красками и далями. Также он обладал уникальнейшей возможностью увидеть необычное в окружающем его мире незамысловатой крестьянской жизни. До Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. У Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и кудахтающие куры, и кудлатые щенки (стихотворение "В хате"). Его описание аскетичного среднерусского пейзажа наполнено необычайно тонкой красотой: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Драгоценная россыпь образов буквально переполняет первые сборники Есенина – "Радуница" (1916) и "Голубень" (1918). Символические названия обеих книг могут сказать очень многое. Радуница – день поминовения умерших, обычно первый понедельник после светлой Христовой Пасхи. Само слово означает "блестящая", "просветленная". Радуницей называли и первые весенние дни. Есенинская Русь – голубая, синяя: Опять передо мною голубое поле. Качают лужи солнца рдяный лик. <...> Водою зыбкой стынет синь во взорах... Ключевые образы – звон и сон (дрема, туман, дымка). "Обаяние и тайна есенинской Руси – в тихо лучащемся отсутствии", – пишет Л. Анненский. Есенинская Россия удивительная, загадочная, обретающаяся вне нашего бытия – это небесный град Китеж, тихо дремлющий под звон колоколов "на туманном берегу": Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон. И дремлет Русь в тоске своей веселой, Вцепивши руки в желтый крутосклон. или: И хоть сгоняет твой туман Поток ветров, крылато дующих, Но вся ты – смирна и ливан Волхвов, потайственно волхвующих. – Мы с вами знакомились с творчеством А Блока. Скажите, есть ли что-то, объединяющее стихотворения о Родине Есенина и Блока? Поэтическая Русь Есенина – родная сестра России Блока. У обоих поэтов рядом с "Россией-тайной", "светлой женой" существует другая – "гугнивая матушка Русь", гулящая, нищая и бесприютная: Вспомним стихотворение Блока “Россия”: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, – Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну, что ж? Одной заботой боле – Одной слезой река шумней, А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. "Ветровые песни", "заречная коса", "плат узорный до бровей" – как это напоминает есенинские образы: Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса. Только лес, да посолонка, Да заречная коса... Но вопреки всему: Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую и ...не любить тебя, не верить – Я научиться не могу". – У каждой группы на столе стихотворения. Я предлагаю вам проследить, как развивается тема Родины, сквозная тема всего творчества Есенина, в стихотворениях о природе, о любви. Развивается ли эта тема в философской лирике? Четвертой группе будет предложено доказать, что поэзия Есенина имеет фольклорное начало. 1-я группа Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. 1910 В прозрачном холоде заголубели долы, Отчетлив стук подкованных копыт, Трава поблекшая в расстеленные полы Сбирает медь с обветренных ракит. С пустых лощин ползет дугою тощей Сырой туман, курчаво свившись в мох, И вечер, свесившись над речкою, полощет Водою белой пальцы синих ног. * * * Осенним холодом расцвечены надежды, Бредет мой конь, как тихая судьба, И ловит край махающей одежды Его чуть мокрая буланая губа. В дорогу дальнюю, не к битве, не к покою, Влекут меня незримые следы, Погаснет день, мелькнув пятой златою, И в короб лет улягутся труды. * * * Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге Холмы плешивые и слегшийся песок, И пляшет сумрак в галочьей тревоге, Согнув луну в пастушеский рожок. Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон. И дремлет Русь в тоске своей веселой, Вцепивши руки в желтый крутосклон. Опять передо мною голубое поле, Качают лужи солнца рдяный лик. Иные в сердце радости и боли, И новый говор липнет на язык. Водою зыбкой стынет синь во взорах, Бредет мой конь, откинув удила, И горстью смуглою листвы последний ворох Кидает ветер вслед из подола. <1916> – Любовь к России поэт показывает через любовь к полям, рекам, лугам… Можно даже сказать, что это не просто природа или родина , это особый цельный образ, который можно назвать ПРИРОДА – РОДИНА. Не случайно поэт использует такой прием, как олицетворение. Россия, родина, природа– это не просто слово. Она осязаема, она живая. Природа олицетворена, одухотворена Есениным. В пейзажах Есенина и раннего, и позднего периода выразился панпсихизм – вера во всеобщую одушевленность природы. Образ живой природы создается, например, обращениями: “Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу”; “Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь”; “Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить?”; “Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных”... Раз есенинская Русь, природа олицетворена, то поэту мало только изобразить что-то, читатель не только видит живую природу, но и слышит ее. Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает ееенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление – “стозвонный”, звон слышен и аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто ветречается в стихах Есенина: “Звонкой позолотой взвенивает лес”; “Поет зима– аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка”. В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: “В роще по березкам // белый перезвон”; “Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных”; “А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя”; “Мне навстречу как сережки // Прозвенит девичий смех”. Этот ряд можно продолжить. В поэзии Есенина есть и тихие звуки: “шелест тростника”, “шепот сосняка”, “говор кроткий”, “слабый крик”, “тягучий вздох”, “нежно охает ячменная солома”, и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов. • Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: “Сыплет черемуха снегом”, “Как метель черемуха машет рукавом”, “И горит в парче лиловой // Облаками крытый лес”. В последнем примере отмечаем яркую цветопись. Таким образом, Есенин – мастер пейзажной лирики, певец родной земли. – Мы уже коснулись особенностей творческого метода С. Есенина (песенное начало, панпсихизм,особое звучание). Вы указали, что в лирике Есенина есть и движение, и звуки, и краски. Задание. Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение задания. – В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают “металлическое” звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Особенности цвето-световой палитры В лирике Есенина преобладают синий, голубой, розовый, золотой, серебряный цвета. Нередко краски приглушены и словно погружают пейзаж в невесомую дымку: Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. Любимые есенинские эпитеты – "синий" и "голубой" – постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: "Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге..."; "Май мой синий, июнь голубой!" Синий , небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. Да и пейзажная метафора соединена с евангельскими образами. В есенинских цветах –религиозная, иконописная точность: “ О Русь– малиновое поле И синь, упавшая в реку” ( традиционно цвета одежды ИХ и Богородицы– малиновые, голубые) Таким образом, через движение, звуки, цветопись поэт вновь и вновь говорит о любви к Родине. 2-я группа. Любовная лирика – Любовная лирика Есенина тоже проникнута чувством любви к родине. Любовь к женщине – это акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы. Зеленая прическа, Девическая грудь, О, тонкая березка, Что загляделась в пруд? В более поздних стихотворениях о любви – ностальгия поэта по России. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи – Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ. 1924 Свет вечерний шафранного края, Тихо розы бегут по полям. Спой мне песню, моя дорогая, Ту, которую пел Хаям. Тихо розы бегут по полям. Лунным светом Шираз осиянен, Кружит звезд мотыльковый рой. Мне не нравится, что персияне Держат женщин и дев под чадрой. Лунным светом Шираз осиянен. Иль они от тепла застыли, Закрывая телесную медь? Или, чтобы их больше любили, Не желают лицом загореть, Закрывая телесную медь? Дорогая, с чадрой не дружись, Заучи эту заповедь вкратце, Ведь и так коротка наша жизнь, Мало счастьем дано любоваться. Заучи эту заповедь вкратце. Даже все некрасивое в роке Осеняет своя благодать. Потому и прекрасные щеки Перед миром грешно закрывать, Коль дала их природа-мать. Тихо розы бегут по полям. Сердцу снится страна другая. Я спою тебе сам, дорогая, То, что сроду не пел Хаям... Тихо розы бегут по полям. 1924 3-я группа. Философская лирика У Есенина природа не отделима от человека, от его настроений, мыслей и чувств. Стихотворение "Отговорила роща золотая..." (1924) – пример так называемой медитативной лирики (медитация – углубленное размышление, погружение в себя), его сюжет – чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни. Интересно, что первое слово стихотворения – "отговорила" – глагол совершенного вида, который обозначает законченное, завершенное действие. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Стихотворение начинается с красочного пейзажа русской осени: облетевшая роща, журавли... Однако это лишь набросок, эскиз с бегло намеченными деталями. Главное не это. В первую очередь нас интересует настрой души лирического героя, о чем свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты: "роща золотая", "березовым, веселым языком". Во второй строфе афористически емко прорисован жизненный путь человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Странник, покинутый дом, голубой пруд и даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа – обычные для поэзии Есенина образы – становятся спутниками не только его лирического героя, но и каждого человека. В третьей строфе где-то в самой глубине пейзажа, на горизонте, появляется бесприютная фигура лирического героя – "вечно странствующего странника": Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Так же как и роща "отговорила веселым языком" юность самого героя. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В четвертой строфе наступает кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной ("один среди равнины голой") тоски и одиночества разрешается невероятно поэтически сильным образом: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. "Но никого не может он согреть..." Внезапно в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания ("не обгорят", "не пропадет") на этот раз звучат уже как утверждения: Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Лирический герой поэта постоянно сравнивает себя с деревом ("Я хотел бы стоять как дерево, / При дороге на одной ноге"), цветком ("Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую"), а свою душу – с яблоней, осыпающейся золотыми плодами волшебных образов: Хорошо под осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать, или: Не каждый умеет петь, Не каждому дано яблоком Падать к чужим ногам. Строки "Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова" возвращают нас к началу стихотворения. "Роща золотая" – это и сам Есенин и его поэзия. Потому и "не обгорят рябиновые кисти" и "не пропадет трава". Поэзия в понимании Есенина сродни прекрасному саду (роще), где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком. Не случайно осень названа "мудрым садовником". О своем "возрасте осени" Есенин скажет: "прозрачно я смотрю вокруг". Для него человек, поэзия и природа – одно целое. И поэт отождествляет себя с природой. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком. Исполняется песня “Отговорила роща золотая”. – Мы прослушали песню, можем сделать следующие выводы. 4-я группа. Песенно-фольклорное начало Сам Сергей Есенин неоднократно указывал на фольклорные источники своей поэзии. Неслучайно, что его поют больше чем кого-либо другого. Ритмический рисунок есенинского стиха сходен с народными песнями и частушками: Эх, береза русская! Путь-дорога узкая. Эту милую, как сон, Лишь для той, в кого влюблен, Удержи ты ветками, Как руками меткими. ("Вижу сон. Дорога черная...", 1925 г.) От народной же песни – обилие повторов и кольцевые обрамления: Свет вечерний шафранного края, Тихо розы бегут по полям. Спой мне песню, моя дорогая, Ту, которую пел Хайям. Тихо розы бегут по полям... ("Свет вечерний шафранного края...", 1925 г.) Постоянные эпитеты и система сквозных лирических образов (клен, черемуха, яблоня, сад, осень) пронизывают творчество поэта ВОПРОС ВСЕМ: Прослушайте отрывок из песни “Клен ты мой опавший”. Какова тема этого стихотворения? (Тексты на столах.) Это стихотворение о природе или о чем-то еще? (Поэт отождествляет себя с кленом. Он – человек, но, в то же время, он частичка природы – родины, ее неотъемлемая часть, такая же, как и синь, упавшая в реку, и малиновое поле, и березовая роща. А что это, как не любовь к родине? Следует заметить, что теме родины поэт придал интимную, чувственную трактовку.) – Почему Сергея Есенина можно назвать национальным поэтом? (Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.) IV. Подведение итогов урока – Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира. Мира родной природы- родины. На следующих уроках мы продолжим работать в данном направлении. Домашнее задание дифференцируется: - 1-й группе: сопоставить стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою” со стихотворением Есенина “Пороша”.
- 2-й группе: сопоставить сихотворение “Фета “Печальная береза” и Есенина “Береза”.
- 3-й группе: подготовить сообщение о любовной лирике С. Есенина.
- 4-й группе: подготовит чтение наизусть стихотворений о любви ( на выбор).
- Задание для всех: прочитать статью учебника о С. Есенине.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|