Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.02
Просмотров: 4420

Денисова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
/Л.Н.Толстой/

Цель: выяснить, на чем основано счастье семьи; продолжить формировать умение   анализировать эпизоды, выбирать главное в тексте; развивать творческие способности учащихся, анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения.

Методические приёмы: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ).

Оборудование:

  1. Портрет М.Шолохова;
  2. Иллюстрации к роману «Тихий Дон» художника О.Г.Верейского;
  3. На ватмане нарисованы 2 дома (современный и курень Мелеховых);
  4. Маркер;
  5. Компьютер, проектор;
  6. Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцену «На сенокосе»;
  7. Ватман, на котором написаны тема урока и эпиграф, прикреплен к доске.

Ход урока

1. Слово учителя:
2008 год в России объявлен годом семьи. Семья- ячейка любого государства, основа человеческой жизни. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Т. Толстой.
С ним согласен и М.А. Шолохов. В романе «Тихий Дон» он освещает картины счастливой жизни дома и несчастной вне дома.  Обратим внимание на первый рисунок дома, представим, что здесь живет современная семья.
Что нужно человеку, чтобы его семья была счастливой?
(Ответы учащихся: «Любовь, мир, здоровье, работа, уважение, материальный достаток и т.д.»)
Строительство любого здания, в том числе и дома, начинается с фундамента. Чтобы он был крепким и стоял долго, мы заложим в него ваши ответы.
(На фундаменте современного дома делается запись)
Учитель: Это взгляд на современную семью учеников 11 «Д» в 2008 году. Тема же нашего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Сегодня мы с вами должны выяснить, как М.Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье.

2. Проверка домашнего задания:
Найдите и зачитайте счастливые сцены семейной жизни в романе. (Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)
«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» ( т.1, 2 гл., стр.9-10)
«Григорий стал оделять семью гостинцами» ( т.1, ч.5, 13гл., стр.596)
     Ролевое чтение сцены «рыбалка». (2 гл.,стр.11)
Учитель: Ученица…  на материале художественного фильма «Тихий Дон» проводила исследовательскую работу. Она также должна была найти  счастливые сцены семейной жизни.  Давайте, ребята, посмотрим ее презентацию.
(Презентация: эпизоды  из фильма «счастливые сцены семейной жизни»)*


3. Исследовательская проблема: Что же такое семья в понимании Шолохова и что значит она для героев?
(Ответы учащихся: семья- это дом, где ты родился, это место, где тебя  любят и ждут; семья-  это совесть, ответственность за других; семья- это мудрость)

Учитель: Войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим, на чем основано счастье семьи Мелеховых?
(Ответы учащихся: труд, мир, любовь, семья, дом). На  фундаменте «куреня» делается запись.

4. Анализ эпизода. Картины крестьянского труда  в романе.
Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену «На сенокосе». Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод. (Ответ ученика): 
Исстари повелось, что на покос выходили всем хутором. Косцы и гребельщицы одевались как на годовой праздник. Не стало это исключением и для Мелеховых. Труд объединил их семью. Мы видим, как Пантелей Прокофьевич , прежде чем начать косьбу, по  русскому обычаю, «перекрестился на беленький стручок далекой колокольни». Он, как полагается в семье, идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что работа доставила им радость. После тяжелого труда все вместе стали вечерять. «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».
 Учитель: Жизнь каких семей представляет читателю М.Шолохов?
(Через описание жизни нескольких пар: Аксиньи и Степана Астаховых, Дарьи и Петра Мелеховых, Григория и Натальи Мелеховых).
Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?
(У Дарьи и Петра , Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего  к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается. Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А.Куприн сказал, что «любовь - это дар божий, который дается человеку один раз в жизни».
Кого же любит Григорий Мелехов?
(Ответы учащихся)
Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и дети..   Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая оказалась сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинам, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим Аксинью,  воспитывающей детей Григория и молящейся за любимого. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится убийца брата Мишка Кошевой.

5.  Подготовка к ЕГЭ. Тестовая работа с последующей взаимопроверкой.
( Литература ЕГЭ - 2008  Сборник экзаменационных заданий. Разработано ФИПИ стр. 153) (Последняя сцена романа: встреча Григория с сыном)
Тест  по роману М.Шолохова «Тихий Дон»
    Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку,  конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно – зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руку о полу шинели.  (…)
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

1. Многогранная картина мира, изображение исторических событий и повседневности, судеб отдельных личностей и судьбы страны позволяют определить жанр «Тихого Дона» как

    1. поэму
    2. эпопею
    3. роман
    4. повесть

2. Данный фрагмент в произведении
1)показывает безоговорочное неприятие героем позиции белых                    
2) демонстрирует несбыточность мечты героя
3)открывает новую страницу в жизни героя
4)доказывает безоговорочное приятие героем позиции красных
3.Какая из нижеперечисленных тем романа нашла отражение в данном фрагменте?

    1. тема революции
    2. тема семьи
    3. тема предательства
    4. тема детства

4. Встреча героя с сыном в финале романа
1) показывает, что герой обрел истинные ценности
2) указывает на ограниченность интересов Григория
3) говорит о возможности дальнейшего развития героя
4) ставит героя в ситуацию нравственного тупика
5. Как называется прием противопоставления, с помощью которого писатель передает глубину переживаний героя («холодные ручонки сына» - «исступленно горящие глаза»)?
6. Для создания национального колорита Шолохов использует диалектизмы. Выпишите 2 примера диалектизмов из второго абзаца (в именительном падеже).
Ответы: (высвечены на экране)
1- 2; 2 – 3; 3 – 2; 4 -1; 5 – антитеза или контраст; 6-крутояр, окраинцы

6. Композиция романа.
Учитель:  Шолохов использует кольцевую композицию. Как развивается «мысль семейная» в романе и почему он начинается с описания дома Мелеховых  и  заканчивается описанием дома?
(Ответы 2 – 3 учащихся)

7. Домашнее задание: Письменный ответ с ограниченным объемом  (5-10) предложений на этот вопрос, а  ученицы… составят тест на знание текста.

8. Вывод.
Учитель: Давайте, ребята, еще раз обратимся к рисункам дома и куреня. Совпало ли наше представление о семье с шолоховским?
(Ответы учащихся)
Учитель:  На сегодняшнем уроке мы увидели семью в представлении Шолохова и те вечные ценности, которые необходимы для ее счастья. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, работа – вот то, что нужно человеку для полного счастья. Сейчас в России идет волна усыновления. Дети должны не только войти в дом, но и остаться в нем, ведь счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

9. Итоги урока.

*Презентацию можно получить у автора статьи


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21