Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-викторина для 9-го класса по теме "Путешествие в мир комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-викторина для 9-го класса по теме "Путешествие в мир комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.04.28
Просмотров: 1280

Климова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • проверить знание текста комедии,
  • обобщить сведения об эпохе, полученные в ходе изучения комедии,
  • развивать творческое мышление, артистические способности, способность действовать в нестандартной ситуации.

Реквизит:

  • бумага для записей,
  • ручки, фломастеры,
  • костюмы для инсценировки сценок домашнего задания,
  • иллюстрации портретов героев комедии и сцен из комедии,
  • фонограмма записи “Вальса” Грибоедова.

Высказывания о комедии: “Горе от ума”…я думаю- гениальнейшая русская драма…”- А.А.Блок; “…предрассудки рассеются, и будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений народных”-А.А.Бестужев; “Это произведение, делающее честь нашему времени и уму русскому…”- Н.М.Языков; “Грибоедов уже сделал свое дело- он уже написал “Горе от ума”- А.С.Пушкин,

Предварительное задание: за некоторое время до проведения викторины трем-четырем участникам из каждой команды, наиболее артистичным и творчески мыслящим, предлагается задание инсценировать сцену подготовки к приему в доме Фамусова(5-8 минут), самостоятельно написать небольшой сценарий, подобрать костюмы, отрепетировать мизансцены. Если ребята самостоятельно не смогут справиться с поставленной задачей, им нужно помочь. Не стоит пренебрегать этим заданием, т.к. оно очень оживляет игру, делает её более зрелищной, да и сам процесс подготовки, репетиции очень нравятся детям.

Предлагаю возможные сценарии сцены “Подготовка к приему в доме Фамусова” для первой команды:

Действующие лица: Софья и Лиза.

Софья (взволнованно): Ах, наконец-то приём! Будет столько гостей! Я думаю, мне лучше надеть это розовое платье с широкой лентой ( показывает платье). Ты как думаешь, Лиза?

Лиза: Да, барышня, так будет хорошо. Вот так бант завязать, так вообще красившее всех будете!

Софья: Не красившее, а красивее. Сколько раз я тебе говорила! Погладь ленту и этот шарф, он подходит к платью (отдает ленту и шарф).

Лиза: Слушаюсь, барышня!

Софья: Когда же придет парикмахер?

Лиза: Он уже с полчаса как пришел, щипцы для завивки греет. Пожалуйте в соседнюю комнату!

Софья и Лиза торопливо уходят в соседнюю комнату.

А в это время…

Действующие лица: Фамусов и Петрушка.

Фамусов (зовет Петрушку): Петрушка!

Петрушка (появляется на сцене) : Слушаю, барин!

Фамусов: Ну что, гости скоро прибудут, а ты все с разодранным локтем, Смени сюртук немедленно!

Петрушка: Слушаю, барин!

Фамусов: Да пересчитай ещё раз, сколько стульев к столу поставлено, всем ли хватит? Проверь по списку. Если что не так- с тебя взыщу! Смотри у меня! Знаю я тебя, каналья!

Петрушка: Как можно-с, ваше превосходительство. Все будет выполнено в лучшем виде!

Фамусов уходит, грозя пальцем Петрушке.

Петрушка, передразнивая Фамусова, идет важно по сцене.

Петрушка (передразнивая Фамусова): Смотри у меня! Индюк надутый! С утра гоняет: то столовое серебро начисти, то салфетки сложи, то столы проверь. Тьфу! Никакой личной жизни! Где Лиза-то? С утра её сегодня не видел.

За сценой раздаётся голос Софьи: Смотри не сожги - шарф тонкий, нежный!

Лиза ( в руках утюг и шарф, пятится спиной, на видит Петрушку): Да не сожгу я , впервые что ли?!

Петрушка сзади хватает Лизу за талию. Лиза визжит и отмахивается.

Лиза: Ах, Петр Алексеевич, напугали- сил нет!

Петрушка: Что ж пугаешься, или не узнала?

Лиза: Узнать-то узнала, только некогда мне с вами разговаривать: барышню наряжаю к приёму гостей, утюг греть иду, шарф гладить.

Петрушка: Ну, брось, успеешь, меня вон тоже барин послал стулья считать, да я не тороплюсь, Побудь со мной, ненаглядная!

Лиза: Да я бы и рада, но барышня сердится, загоняла!

Петрушка: И меня барин с утра озадачивает, Ох уж этот приём!

За сценой недовольный голос Софьи: Лиза! Где ты? Ленту неси, нерасторопная!

С другой стороны за сценой голос Фамусова: Петрушка, каналья! Где список гостей? Почему на столе карточек нет?

Лиза и Петрушка поспешно разбегаются в разные стороны.

Возможные сценарии сцены “Подготовка к приему в доме Фамусова” для второй команды:

Действующие лица: Фамусов и Софья.

Фамусов (заботливо): Что, Софьюшка, отчего невесела? Гостей не хочешь, приём тяготит? Или спала плохо: всю ночь книжки французские читала, вот и не выспалась. И охота тебе глаза-то портить?

Софья ( смущаясь):Нет, папенька, ничего, я выспалась. И приём меня радует. Вот только…

Фамусов: Что такое? Надеть нечего, приукрасить себя нечем? Только скажи, все, что хочешь, с Кузнецкого привезут, все оплачу!

Софья: Да нет, папенька, платье я давно выдрала и туфельки. Александр Андреевич Чацкий меня волнует.

Фамусов: Что, пристаёт?

Софья: Не так чтобы очень, но… Очень уж он пылкий, резкий, насмешничает надо всеми. Вот над Молчалиным, например.

Фамусов: Ну, нашла о ком беспокоиться! Молчалин нигде не пропадет, выкрутится. А вот Чацкий… да и мне он досаждает, а не пригласить нельзя - друг семьи. Вот давеча со Скалозубом Сергеем Сергеевичем мы говорили, А Александр Андреевич…

Софья: Ах, папенька, не говори про Скалозуба!

Фамусов: Отчего ж, Софьюшка? Он человек видный. А от Чацкого держись подальше.

Лиза зовёт из-за кулис: Софья Павловна, где вы? Парикмахер заждался, щипцы простыли! Идите же скорее!

Софья: Пойду я, папенька.

Фамусов: Иди, иди, красавица моя.

Расходятся.

А в это время…

Молчалин один в своей комнате перед зеркалом репетирует мимику и жесты, какими он буде встречать гостей в зависимости от их звания и положения в обществе.

Молчалин (почтительно и даже подобострастно): Добрый вечер, сударь. Разрешите представиться: Алексей Степанович Молчалин-с. Служу секретарём-с при Павле Афанасьевиче Фамусове. Очень приятно-с.

( Умильно, сладко): Ах, добрый вечер, сударыня! Разрешите представиться: Алексей Степанович Молчалин, секретарь. Ах, какая милая собачка, просто прелесть! А кличут как? Жужжу! Ну, лапочка! Рад буду сегодня составить вам партию в вист.

(Высокомерно): Здравствуйте. Молчалин Алексей Степанович, секретарь хозяина дома. Сигару не желаете?

(В своей обычной манере): Вот ведь нелегко-то как. К каждому свой подход найди, каждому угоди. А иначе не проживешь, не выслужишься!

Ход урока- викторины:

1.Представление команд.

2.Слово учителя

“Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”,- так об Александре Сергеевиче Грибоедове и его бессмертной комедии отозвался другой великий Александр Сергеевич- Пушкин. И это по праву. Комедия, которая так и не удостоилась чести быть изданной при жизни автора, приобрела большую популярность у читающей публики и до сих пор любима ценителями литературы и меткого русского слова.

Во времена Грибоедова комедия распространялась в списках, т.е.переписывалась от руки. На одном экземпляре списка кто-то написал эпиграф:

Судьба, проказница- шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым - счастье от безумья,
Всем умным - горе от ума!
Метко, не правда ли!

3. Разминка. Дуэль афоризмов (1 балл)

Ведущий: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир комедии “Горе от ума”. И начнем мы наше путешествие с занятия не очень хорошего, но достаточно обычного для первой четверти 19 века. С дуэли. Но с дуэли необычной.” О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу”,- сказал Пушкин о лёгком, афористичном языке комедии. Итак, конкурс афоризмов. Кому начинать первым, пусть решит жребий. (Жеребьёвка). К барьеру, сходитесь! (Участники команд по очереди приводят крылатые выражения из комедии, побеждает команда, чей афоризм был последним).

4.Домашнее задание. (5 баллов)

Ведущий: Следующая остановка в нашем путешествии посвящена домашнему заданию. Мы взяли на себя смелость придумать и дописать некоторые сцены, которые А.С.Грибоедов не отобразил в своей комедии, На вечер назначен прием в доме Павла Афанасьевича Фамусова, А чем занимались главные герои в ожидании приёма? (Инсценировка сцен “Подготовка к приёму в доме Фамусова”)

5.Викторина “Знатоки комедии” (за каждый ответ команды-3 балла, за ответ болельщиков в пользу команды-2 балла, за вопрос команды соперников-1 балл)

Софья говорит: “Гоненье на Москву. Что значит видеть свет! Где ж лучше?” Кто отвечает Софье? Приведите его ответ ( Чацкий. “Где нас нет”)

“Ой! зелье, баловница!” Кого так назвал Фамусов? (Лизу)

О чем так сказал Скалозуб: “Дистанции огромного размера”? (о Москве)

“Туда бежать, там быть, помочь ему стараться”. О ком и при каких обстоятельствах так заботится Софья? ( о Молчалине, упавшем с лошади)

Кого Наталья Дмитриевна Горич называла Попошей? (Платона Михайловича Горича, своего мужа)

Кому Чацкий “отсоветовал в Москве служить, в архивах”? (Молчалину)

Кому Чацкий “совет дал жить в деревне”? (Горичу)

Сколько дочерей у князя Тугоуховского? (шесть)

Кого любила горничная Лиза? (буфетчика Петрушу)

Кому завещал угождать отец Молчалина? (хозяину, начальнику, слуге, швейцару, дворнику, собаке дворника)

Кто и о ком сказал: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие манёвров и мазурки!”?

( Чацкий о Скалозубе)

Кто и о ком сказал: “…но будь военный он, будь статский, кто так чувствителен, и весел, и остёр, как…”? (Лиза о Чацком)

Кто и о ком сказал: “…человек он светский, отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись: переносить горазд, и в карты не садись - продаст” (Горич о Загорецком)

Кто и о ком сказал: “Ах! Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!” (Софья о Чацком)

Чей это портрет: “Курчавая! Горбом лопатки! Сердитая! Все кошачьи ухватки! Да как черна! Да как страшна!”? (арапка- девка старухи Хлёстовой)

“Не слушаю! Под суд!” При каких обстоятельствах и кого не слушает Фамусов?

( Чацкого, высказывающегося о Москве и обычаях высшего света)

6.Конкурс капитанов.

Ведущий: Команды хорошо справились с вопросами викторины. А теперь задание для капитанов :дайте рекомендации актеру, играющему роль Фамусова (Молчалина), объяснив, какой образ он должен сыграть( внешность, костюм, мимика, жесты, манера речи, поведение, походка) (4 балла)

7.Конкурс пантомим.

Ведущий: Главные герои поняли, как им следует держаться на сцене, и сейчас покажут это в конкурсе пантомим. Команда должна без слов сыграть сцену из комедии так, чтобы соперники угадали её и рассказали, о чем идет речь. Оценивается точность воспроизведения (5 баллов), быстрота узнавания (2 балла).

8. Актеры и роли.

Ведущий: И последняя для команд остановка в путешествии в мир комедии “Горе от ума”- конкурс “Актеры и роли”. Вы должны соотнести актеров и роли, которые они исполняют в комедии. (5 баллов)

Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова Главные герои
Князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович Второстепенные герои
Чацкий, София, Молчалин, Фамусов Эпизодические герои
Г.Д. Г.Н. Образ-пародия
Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич Внесценические персонажи
Репетилов Герои, необходимые для связи сценического действия

9.Игра со зрителями

Ведущий: А пока команды думают, поиграем со зрителями, которые могут принести дополнительные баллы в копилку своей команды. ( по 1 баллу за ответ)

В какое время года происходит действие пьесы? ( зимой )

Сколько лет Софье Фамусовой? (17)

Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, чтобы приобрести милость при дворе Екатерины 2? ( Максим Петрович, в приемный день при царском дворе он поскользнулся и упал, ударившись затылком, затем еще два раза упал, рассмешив Екатерину 2)

Кто восклицал: “Ба! Знакомые все лица”? (Фамусов)

Кто “глупостей не чтец, а пуще образцовых”? (Чацкий)

Кто “часов не наблюдает”, потому что счастлив? (Софья)

Кто задавался вечным вопросом: “А судьи кто?” (Чацкий)

Кого Фамусов хотел отправить “ в деревню, тетке, в глушь, в Саратов!” (Софью)

Для кого “злые языки страшнее пистолета”? (для Чацкого)

Что кричали женщины, когда “в воздух чепчики бросали”? (Ура!)

Кто считает, что “Молчалины блаженствуют на свете”? ( Чацкий)

Кто боялся того, “ что станет говорить княгиня Марья Алексеевна”? (Фамусов)

Дает ли Грибоедов ответ на вопрос “Где, укажите на, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?” (нет, это риторический вопрос)

О каком городе так высказался Чацкий: “Дома новы, но предрассудки стары”? (о Москве)

Кто дойдет “до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”? (Молчалин)

Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, оно вам понравилось.

Подведение итогов и награждение.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21