Преподавание литературы Сценарий литературно-музыкальной гостиной для учащихся 10-го класса на тему "Культура и искусство России середины XIX века"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.04.28 Просмотров: 1509 Исаева Светлана Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Цель: приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, знакомство с памятниками культуры, шедеврами классического искусства. Актовый зал оформлен в стиле XIX века. Учащиеся и учителя сидят за столами. На столах – свечи, вазы с цветами. Звучит увертюра к опере “Руслан и Людмила” М.И. Глинки. Входят ведущие, подходят к столам и к фортепиано, зажигают свечи, садятся за один из столов. Учащаяся 10 класса садится за фортепиано и начинает играть. Звучит пьеса М.Б. Мусоргского “Слеза”. Зажигается свет. Появляются ведущие. Она:
Он:
Она: Добрый вечер, уважаемые гости! Он: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в литературной гостиной, посвященной русской культуре и искусству середины XIX века. Она: Сегодня мы вспомним известные стихотворения поэтов, послушаем замечательные пьесы и романсы русских композиторов и побываем на балу, в галерее картин художников-передвижников, в театре Островского. Он: Итак, мы начинаем. Звучит вальс из струнной серенады П.И. Чайковского. Она:
Он:
Она:
Он: Бал – совершенно особенное событие в жизни человека XIX века. К балу тщательно готовились, ведь это целый спектакль, который при строгой построенности допускает массу неожиданных вариантов, и чем дальше длится это волшебное время, тем больше свободы. Она: Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой. Когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные ехали с дочерьми на “ярмарку невест”. Он: Бал открывался полонезом. После него исполнялся вальс, затем звучали мазурки, кадрили, польки. Завершал бал котильон. Она: Самым очаровательным танцем был вальс. Вот как писал о нем А.С. Пушкин:
Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки. Учащиеся исполняют танец. Он: Замечательные вальсы писал Петр Ильич Чайковсковский. Они звучат в его 5-ой и 6-ой симфониях, в опере “Евгений Онегин”, в балетах “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, в “Серенаде для струнного оркестра”, в фортепианном цикле “Времена года”. Она: В ритме вальса написан и замечательный романс на слова А. Толстого “Средь шумного бала”. Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.Толстого “Средь шумного бала”. Он: Любимым развлечением молодежи на балах были “фанты”. Давайте и мы поиграем в эту игру. Она: Собираем фанты от каждого стола. Ведущий отворачивается, а ведущая показывает один из фантов. Она: Что сделать этому фанту? Задания для игры в фанты.
Звучат отрывки романсов “Я встретил Вас…” (Ф.И. Тютчев), “На заре ты ее не буди…” (А.А. Фет), “Утро туманное” (И.С. Тургенев). Она: Классический русский романс сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов. Он: Середина XIX века – время расцвета русской национальной музыки. В Петербурге возникает музыкальный кружок, во главе которого стал молодой, разносторонне образованный композитор М.А.Балакирев. Она: В кружок вошли Мусоргский и Кюи, Римский – Корсаков и Бородин. Все они страстно любили музыку и стали известнейшими композиторами. В историю русской музыкальной культуры балакиревский кружок вошел как “Могучая кучка” композиторов. Они считали себя преемниками Даргомыжского и Глинки. Он: Послушайте знаменитый “Прощальный вальс” М.И. Глинки Звучит “Прощальная песня” М.И. Глинки в исполнении учащейся 10 класса. Она: Не менее гениальной, чем музыка, была живопись второй половины XIX века. Русское искусство прославили художники-передвижники, которые входили в Товарищество передвижных художественных выставок. Он: Сама идея передвижных выставок сводилась к тому, чтобы “вывести искусство из замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих, и сделать его достоянием всех”. Так считал художник Ярошенко. Она: Пейзажными полотнами XIX века нельзя не восхищаться. Художники вместе с поэтами и композиторами создавали гимны величественной русской природе. Ученица читает стихотворение Ф.И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” А.А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”. В это время демонстрируются слайды с репродукций картин Саврасова “Грачи прилетели”, “Ранняя весна. Половодье”, “Проселок”; Шишкина “Сосны, освещенные солнцем”, “Рожь”, “Дождь в дубовом лесу”, “Сосновый бор”; Куинджи “Березовая роща”, “Ночь на Днепре”; Волкова “Октябрь”; Левитана “Золотая осень”, “Над вечным покоем”; Каменева “Зимняя дорога”. Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Он: Передвижники создали глубоко самобытную, тесно связанную с жизнью народа живопись. Она: Любимым поэтом молодых художников, оказавшим огромное влияние на их творчество, был Николай Алексеевич Некрасов. Он: Смотришь на картины Репина, Савицкого, Перова и невольно вспоминаешь строки Н.А. Некрасова. Звучат стихотворения и поэмы Некрасова в исполнении учащихся 10 класса, одновременно демонстрируются слайды.
Она: Художники середины XIX века создали огромное количество портретов своих современников. Благодаря им мы можем увидеть, какими были писатели Ф.М. Достоевский, (демонстрируется слайд с репродукцией картины В.Перова “Портрет Ф.М. Достоевского”), Л.Н. Толстой (И.Крамского), Н.А. Некрасов (И.Крамского), А.Н. Островский (В.Перов “Портрет А.Н. Островского). Он: Александр Николаевич Островский стал основоположником русского национального театра, который Иван Александрович Гончаров по праву назвал “Театром Островского”. Она: Драматург создал около 50 пьес, большинство из которых до сих пор идет на сценах театров мира. Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А.Н.Островскому. Встреча с его драматургией нередко определяла судьбу артиста. Он: Так произошло с Александром Мартыновым, звездной ролью которого стала роль Тихона в “Грозе”. Ольга Осиповна Садовская исполняла в пьесах Островского иногда сразу по 2-3 роли, а лучшей ролью Пелагеи Стрепетовой, портрет которой создал И.Г. Репин (демонстрируется слайд), стала роль Катерины. Она: Со страниц пьесы-сказки Островского пришла любимая героиня детских новогодних праздников – Снегурочка. (Слайд.) Он: А драма “Бесприданница” дважды была экранизирована и запомнилась удивительными романсами. Ведущие уходят. Появляются действующие лица инсценировки. Вожеватов и Кнуров садятся на диван. Паратов стоит возле трибунки с вазой и цветами. Вожеватов. Робинзон! Входит Робинзон. Робинзон. Что тебе? Вожеватов (тихо). Хочешь ехать в Париж? Робинзон. Как в Париж, когда? Вожеватов. Сегодня вечером. Робинзон. А мы за волгу сбирались. Вожеватов. Как хочешь; поезжай за Волгу, а я в Париж. Робинзон. Да ведь у меня паспорта нет. Вожеватов. Это уж мое дело. Робинзон. Я пожалуй. Вожеватов. Так отсюда мы поедем вместе; я тебя завезу домой к себе; там и жди меня, отдохни, усни. Мне нужно заехать по делам места в два. Робинзон. А интересно бы цыган послушать. Вожеватов. А еще артист! Стыдись! Цыганские песни, ведь это невежество. То ли дело итальянская опера или оперетка веселенькая! Вот что тебе надо слушать. Чай, сам играл! Робинзон. Еще бы! Я в “Птичках певчих” играл. Вожеватов. Кого? Робинзон. Нотариуса. Вожеватов. Ну, как же такому артисту да в Париже не побывать! После Парижа тебе какая цена-то будет! Робинзон. Руку! Вожеватов. Едешь? Робинзон. Еду! Вожеватов. (Паратову). Как он тут пел из “Роберта”. Что за голос! Паратов. А вот мы с ним в Нижнем на ярмарке дел наделаем. Робинзон. Еще поеду ли я, спросить надо Паратов. Что так? Робинзон. Невежества я и без ярмарки довольно вижу. Паратов. Ого, как он поговаривать начал! Робинзон. Нынче образованные люди в Европу ездят, а не по ярмаркам шатаются. Паратов. Какие же государства и какие города Европы вы осчастливить хотите? Робинзон. Конечно, Париж, я уж туда давно собираюсь. Вожеватов. Мы с ним сегодня вечером едем. Паратов. А, вот что! Счастливого пути! В Париж тебе действительно надо ехать. Там только тебя и недоставало. А где же хозяин? Робинзон. Он там, он говорил, что сюрприз нам готовит. Входят справа Огудалова и Лариса, слева Карандышев. Паратов (Ларисе). Что вы нас покинули? Лариса. Мне что-то нездоровится. Паратов. А мы сейчас с вашим женихом брудершафт выпили. Теперь уж друзья навек. Лариса. Благодарю вас. (Жмет руку Паратову.) Карандышев (Паратову). Серж! Паратов (Ларисе). Вот видите, какая короткость! (Караидышеву.) Что тебе? Карандышев. Тебя кто-то спрашивает. Паратов. Кто там? Вожеватов. Цыган Илья. Паратов. Так зови его сюда. Господа, извините, что я приглашаю Илью в наше общество. Это мой лучший друг. Где принимают меня, там должны принимать и моих друзей. Это мое правило. Вожеватов (тихо, Ларисе). Я новую песенку знаю. Лариса. Хорошая? Вожеватов. Бесподобная! “Веревьюшки веревыо, на барышне башмачки”. Лариса. Это забавно. Вожеватов. Я вас выучу. Входит И л ь я с гитарой. Паратов (Ларисе). Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, верно, и не услышу уж более. Кнуров. Позвольте и мне повторить ту же просьбу! Карандышев. Нельзя, господа, нельзя. Лариса Дмитриевна не станет петь. Паратов. Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть, и станет. Лариса. Извините, господа, я и не расположена сегодня и не в голосе. Кнуров. Что-нибудь, что вам угодно! Карандышев. Уж коли я говорю, что не станет, так не станет. Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем. Вожеватов. Это я сейчас, я человек гибкий. Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю! Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано. Карандышев. Нет, нет! я положительно запрещаю. Лариса. Вы запрещаете? так я буду петь, господа. Карандышев, надувшись, отходит в угол и садится. Паратов. Илья! Илья. Что будем петь, барышня? Лариса. Романс Илья (подстраивая гитару). Вот третий голос надо! Ах, беда! Какой тенор был! От своей от глупости. (Поют в два голоса.)
Все различным образом выражают восторг. Паратов сидит, запустив руки в волоса. Ко второму куплету слегка пристает Робинзон. Она: Наш вечер подходит к концу. Мы благодарим вас за внимание и приглашаем на чашечку чая. Он: До новых встреч. Звучат мелодии русских композиторов XIX века Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |