Преподавание русского языка Урок риторики в 5-м классе по теме "Будьте вежливы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.04.21 Просмотров: 1154 Подольская Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: Оформление доски: Слова Х. Штольца "Вежливость есть умение уважать в других людях равную и равноправную личность(даже если эти люди в чём-то неправы). Транспаранты с "вежливыми" словами. ХОД УРОКА. 1. Речевая разминка: а) Подышим, подышим: Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании; "В лесу". б) Разомнём язычок ! "Язык змеи". "Проколю щёку". "Хоботок". в) Не запутайтесь в звуках ! Ведро - в ведро; Пол - листа - полистай; Водовоз тяжёлый воз вверх вёз. г) Не сломайте язык ! У нас гость унёс трость. Шаги шакала бесшумны. Вставай Архип: петух охрип. На прилавке- булавки, на полке- иголки. 2. Проверка домашнего задания (работа в группах по карточкам). 3. Работа над изучаемым материалом. а) Анализ двух стихотворных отрывков:
-Какая мысль объединяет стихотворные отрывки? Постановка проблемы учащимися. ( Подвести учащихся к мысли о том, что учиться вежливой речи-значит учиться доброму отношению друг к другу. Вежливая речь и вежливое поведение делают нашу жизнь радостней и светлее). Чтение слов Сервантеса, анализ текста, ответ на поставленный вопрос: " Почему вежливость обходиться дёшево, а ценится так дорого?" ( Вежливое слово сказать нетрудно, а в ответ ты получаешь хорошее отношение к себе , что стоит дорого, а порой и бесценно). б) Дается понятие слова "вежливость" (см. словарь). Вежливость-до 16 века "вежа" означало "знаток", тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. -В чем заключается вежливость? ( Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям) в) Опираясь на читательский опыт учащихся, учитель ставит вопрос: -Кого из литературных персонажей вы могли бы назвать вежливым, деликатным, воспитанным, а кого наоборот? Запишите их имена. Учитель зачитывает отрывки для анализа из книги А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" г) Оценка собственной вежливости учащимися: Кого и как вы приветствуете в школе? Здороваетесь ли вы с учителями, которые не преподают в вашем классе? Благодарите ли вы за услуги библиотекаря, работников столовой? Приходится ли вам иногда извиняться? В каких случаях? Как вы это делаете? Вежливы ли вы по отношению друг к другу? д) Работа с учебником: Упражнение 117.Школьники учатся оценивать речевое поведение сверстников.( Олег допустил неучтивость в ситуации приветствия . Он должен был поздороваться со всеми учителями. Работа с тремя речевыми ситуациями "Приветствие". Школьники выбирают уместные этикетные средства. Ты здороваешься с незнакомым человеком и вслед за товарищем повторяешь его приветствие. В транспорте не следует здороваться на расстоянии. Необходимо подойти поближе к своим друзьям и поздороваться с ними. Им ты можешь сказать "Привет". Желательно здороваться с человеком, которого ты не знаешь, но постоянно встречаешься с ним (по дороге в школу). В русском языке существуют десятки способов приветствия(назовите их). Как вы думаете ,зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла?
3. Упражнение 118. В ходе выполнения задания ученики осознают, что в данном случае мальчик благодарит за оказанные внимание и помощь. В данном случае нужно выразить высокую признательность, используя такие языковые средства, как большое спасибо, я вам очень благодарен, вы мне очень помогли, мне было совсем не больно и т.д. 4. Упражнение 119. Дети выделяют в диалогическом тексте вежливые и невежливые слова. 5. Упражнение 120-121. Анализ стихотворения " Очень вежливый индюк". ( Невежливых людей никто не уважает, с ними никто не хочет дружить, к ним не ходят в гости). Используя рисунок (стр. 91 в учебнике), ученики разыгрывают данную ситуацию. Обратить внимание на выбор обращений, с помощью которых индюк, который стал вежливым, станет приглашать к себе в гости: -Дорогие друзья, я давно вас не видел, соскучился и приглашаю всех- всех к себе в гости. -Сударыня! Пожалуйте ко мне в гости. Вас ждёт необыкновенное угощение, песни, танцы, игры. Я буду Вам очень рад и т. д. 6. Упражнение 122. Используя рисунок, объяснить, что делать замечание кому-либо следует вежливым тоном. Ребятам предлагается рассказать о каком-либо случае из своей жизни, связанном с темой нашего обсуждения. Выводы (итог урока): анализ отрывков из упражнения 123 позволяет сделать следующие два вывода: Вежливые слова рождают "тепло души"; Настоящая вежливость - это не только слова, но прежде всего - благородные поступки. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |