Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Общий второстепенный член в сложносочиненном предложении". 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.04.17 Просмотров: 1499 Чаккиева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,47 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель: применить полученные знания и умения по теме: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”. Задачи урока: Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении темы: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”. Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку. Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении темы: “Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: урок-практикум. Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур). Ведущий принцип: доступности, научности. Подход: личностно-ориентированный. Технологии: арт-технология, технология разноуровневой дифференциации, технология информационно-коммуникативного обучения. Оборудование урока: видеопроектор, ноутбук. Дидактические средства: карточка-информатор, карточка-тест для самостоятельной работы. Ход урока 1. Оргмомент. 2. Формирование мотивации к изучению темы. Слайды № 1-2. Слово учителя. Ребята, как отличить, на ваш взгляд, образованного человека от необразованного? Какие предложения произносит грамотный человек? Учитель: “Употребляя в своей речи сложные предложения, мы производим впечатление грамотного, образованного человека; наша речь становится яркой, выразительной. Если не заниматься совершенствованием своей речи, то она может стать похожей на речь героини из кинофильма “Двенадцать стульев” Эллочки, которая, общаясь с людьми, использовала отдельные слова, а самой длинной фразой была: “Не учите меня жить” Я хочу, чтобы ваша речь не была похожа на речь Эллочки. Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова французского историка Ренана: Хорошо говорить – значит Как вы понимаете слова эпиграфа? Сегодня мы с вами и будем учиться хорошо говорить, употребляя в своей речи сложные предложения”. 3. Объявление темы и целей урока. Итак, мы подошли к теме нашего урока. Запишите число и тему урока. Целеполагание: сегодня мы с вами познакомимся с понятием “общий второстепенный член в сложносочинённом предложении”, будем учиться находить его в нём, научимся правильно расставлять запятые в сложносочинённых предложениях там, где они необходимы. 4. Актуализация знаний. Вспомните, пожалуйста, теоретический материал, который изучали ранее и ответьте на вопросы? Помогут вам в выполнении этого задания карточка – информатор оранжевого цвета и слайды № 3-6. 1) Какие предложения называются сложносочинёнными? Сложносочинённые предложения – это такие, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами. Слайд № 3. 2) Как делятся сложносочинённые предложения по союзам и по значению? Слайды № 4-5. 1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, не только – но и, как – так и. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим. Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких. Например: То светило солнце, то шёл дождь. 3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому. Например: Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными. 3) Чем отделяются друг от друга простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение? Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми. Слайд № 6. 5. Первичное усвоение нового материала. Мы с вами повторили сочинительные союзы; знаем, что простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми, а теперь переходим к изучению нового материала. Сегодня вы узнаете правило о сложносочинённых предложениях, части которого не отделяются запятыми. Откройте учебник на стр.28, найдите примечание. Прочитаем вслух. (Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки). Слайд № 7. Закройте учебник, ответьте на вопрос: почему в сложносочинённом предложении иногда не ставится запятая? (Запятая не ставится в сложносочинённом предложении, если в нём имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям данного предложения). Слайд № 8. 6. Первичное закрепление нового материала. Выполняем упр. 60 стр. 29. Коллективная работа. Задание: сначала выпишите все предложения, в которых имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям данного предложения, затем остальные предложения. Поставьте, где необходимо, запятую. (Читаем предложение вслух, объясняем, нужна или не нужна запятая.) За окном брезжил рассвет и кричали петухи. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. На строительной площадке работал башенный кран и забивали в землю бетонные сваи. Асфальт уже высох, и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. Сверху жарко палило солнце, и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться. В ветер леса шумят великим океанским шумом, и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком. (Самопроверка). Слайды № 9-10 7. Работа с учебником. (Парная работа) Выполнение упр.61 стр.29. Умение составлять сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом и простые с однородными членами по образцу, данному в учебнике. Утром мама приготовила завтрак и …
Вечером на улице было много народу и …
На крыше лежал снег и …
В небе плыли облака и …
Взаимопроверка. Слайды № 11-14. 8. Самостоятельная работа с тестом. Слайды № 15-19. Обведите кружком свой ответ в каждом задании теста. Подпишите работу. 1. Найдите сочинительный союз:
2. Два простых предложения соединены в одно словом либо. Какое это предложение?
3. Найдите сложносочинённое предложение (запятые не расставлены).
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
5. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
6. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
Самопроверка. Ответы: Слайд № 20. (Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте оценку “5”, допустили одну ошибку – “4”, допустили две-три ошибки – “3”, свыше трёх ошибок – “2”.)
9. Игра “Третье – лишнее и почему?” Слайд № 21. Даны три предложения, одно из них лишнее, почему? Запятые не поставлены. 1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. 2. В парке легко дышалось и птицы вовсю возились в листве. 3. По утрам здесь особенно тихо и природа, словно нехотя, просыпается. (Лишнее 1 предложение, так как в нём нет общего второстепенного члена предложения.) 10. Подведение итогов. Чем занимались мы сегодня с вами на уроке? Какое пунктуационное правило изучили? Чему мы научились? Какие трудности в усвоении нового материала вы встретили? Вам понравился урок или нет? Почему? 11. Домашнее задание: выписать из любых художественных произведений 5 сложносочинённых предложений с общим второстепенным членом предложения. Тест (Приложение) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |