Преподавание русского языка Урок-презентация по теме "Правописание гласных букв в корне слова" в 10-м классе по учебнику профессора ВГТУ О.В. ЗагоровскойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.04.14 Просмотров: 1911 Касьянова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме “Правописание гласных букв в корне слова”; расширить, углубить представление о русском языке; прививать любовь и уважение к русскому языку, истории его развития. Оборудование урока: интерактивная доска; мультимедийная система; презентация,Приложение 1 компьютеры; тесты; карточки-таблицы с заданием; орфографические и этимологические словари; мультфильм. I. Оргмомент. II.Ход урока Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме “Правописание гласных в корне слова”, расширим и углубим представление о языке, истории его развития. Слайд 1 — Запишите число и тему урока Слайд 2 — Посмотрите на доску, прочитайте задание. Задание понятно? — К доске идёт… . Класс выполняет первое задание в тетрадях. — Как вы думаете, это задание связано с темой нашего урока? Докажите. (знание словообразования помогает в правильном написании орфограмм) — Что такое орфограмма? (Правописание букв в словах – это орфограмма) — Обозначим орфограммы корня в словах второго ряда. Итак, сегодня на уроке мы повторим правила написания гласных букв в корне слова. Запись подтемы урока. Проверяемые безударные гласные в корне слова. —Откройте учебники на стр.33. Прочитайте слова в 1 и 2 столбика. Что же надо знать, чтобы не перепутать проверочные слова? 1. Главное – выяснить лексическое значение слова или корня. 2. Надо знать - это проверяемая гласная, непроверяемая или чередующаяся. 3. Выбираем способ проверки гласной буквы в корне. Слайд 3 — Упражнение 35, прочитайте задание. Определим способ проверки гласной в этом упражнении. В книге, устно, по цепочке. — А теперь обратимся к тексту упр. 42, анализ текста поможет нам понять некоторые исторические закономерности развития языка. Слайд 4 (работа с текстом) — Задания к тексту на слайде. Читаем текст, вставляем пропущенные буквы, называем правило. Называем признаки текста: (учащиеся называют признаки текста) тема – (о чём говорится в тексте?) о русском языке; главная мысль – большое влияние на развитие русского языка оказали европейские языки, в том числе старославянский; текст имеет заглавие “Русский язык”.
Учитель: закономерным следствием слияния в нашем языке двух потоков – старославянского и древнерусского - является один из видов чередований гласных в корне – неполногласие с полногласием. — Прочитайте правило №1 на стр. 34 Слайд 5 (учащиеся на интерактивной доске заполняют слайд, подбирают пару с полногласием) Выполняем упр. 40, стр. 34. (простым карандашом в книжке.) охранять – охрана; властелин – власть; укоротить – коротко, короткий; кратчайший – краткий; сокращение – краткий; прохладительные – прохлада; головной – головы, головушка, золотая – золото; поздравление – поздравить; чередовать – очерёдность; помолодевшим – молод, молоденький; посторонние – стороны; подбородок – бороды; заградительные – ограда. Вывод: слова с неполногласием следует проверять родственными словами с неполногласием, а слова с полногласными сочетаниями проверяем словами с полногласием. Учитель: а сейчас на слух определите слова с этими чередованиями, запишите, приведите к ним пару. 1. Остров на море лежит, 2. … Море вдруг 3.Видит: весь сияя в злате, 4.Видит: белочка при всех 5. Вкруг неё стоит грозная стража 6.И тридцать витязей прекрасных — Назовите автора этих с детства знакомых строк. Произведения? — Очень часто старославянизмы использовали поэты XIX века в своих произведениях. С какой целью, как вы думаете? (Старославянизмы использовались для придания речи особой выразительности, торжественности.) Прочитайте правило №2 стр.34. Упр.41, простым карандашом в книге вставляем буквы и объясняем. Слайд 6 (схема) Опоздать – поздно; укоротить – короткий; разбросать – бросить; воплощать – оплот; выровнять – ровный; откопать – копка; выдолбить – долбить; раскроить – кройка. Учитель: следующая орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне. (запишите) Слайд 7 Непроверяемые безударные гласные в корне слова. (Читаем на слайде) Учитель: не всегда под рукой есть словарь, поэтому мы правописание некоторых слов запоминаем. Как мы называем такие слова? (словарные) Упр. 43. Вставим непроверяемые безударные гласные, в случае затруднения обратимся к орфографическому словарю. (Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно, проверка по цепочке у доски) Слайд 8 Обратите внимание на слайд. Прочитайте слова академика Срезневского: “Орфография слова есть биография слова”. В каких словарях мы читаем биографии слов? (этимологические словари) Работа по этимологическому словарю. Выяснение значений слов обаяние и обоняние. Запись на слайде и в тетрадях. Как называются такие слова? (Паронимы) — Ребята, вы знаете, что 2007 год объявлен президентом России годом русского языка. "2007 год мы проведем, как Год русского языка и в России, и в мире, где знают, ценят и любят русский язык", - заявил глава государства. Слайд 9 Слайд10 Мы вспоминаем сегодня учёных, которые посвятили свои жизни изучению русского языка. (Сообщение подготовленного ученика о В.И.Дале и И.И.Срезневском) Слайд11 Учитель: в выполнении упражнения 44 поможет слайд. Посмотрите на доску. Прочитайте задание к упражнению. (На интерактивную доску вводятся термины, учащиеся перетаскивают термины соответственно понятиям) — Сейчас внимательно послушайте разговор персонажей мультфильма. Мультфильм. [1]. Приложение 2 Учитель: — Не только это слово. Есть и другие слова, которые пишутся по специальным правилам. Вы, ребята, догадались, о каком правиле идёт речь? (правописание чередующихся гласных в корне слова) Следующая подтема урока – (запись): Чередующиеся гласные в корне слова Стр. 36 - 38, чтение правила. Учитель: итак, ребята, какие четыре фактора влияют на выбор чередующейся гласной в корне слова. 1)ударение; 2)наличие суффикса а; 3)качество последнего согласного в корне; 4)значение. — Прочитайте большое правило на страницах 36-38. Слайд12 — Заполнить строки соответствующими корнями. Выполним упр.49 самостоятельно, проверка по ключу, назвать количество ошибок. Слайд13 (ключ) Учитель: ребята, урок заканчивается. Подвести итог урока, назвать все орфограммы, которые мы сегодня повторили, поможет таблица Прочитайте задание. (К доске по желанию) Слайд 14 На доске и каждому ученику выдаётся карточка-таблица для заполнения. Желательно, чтобы слова не повторялись. Слайд 15 — Запишите домашнее задание. Учитель: завершает наш урок компьютерный тест, решив который, вы узнаете сами свою оценку. Тесты на компьютере. Приложение 4 Учащиеся называют свои оценки. Оценки за урок. Релаксация. — Как вы оцениваете наш урок? Вы вспомнили правила, которые, может быть, немного забыли, или кто-то впервые открыл для себя какое-то правило? Соответствуют ли оценки, полученные сегодня, вашим знаниям по этой теме? Высказывания учащихся. — До свидания, урок закончен. [1]. Единая коллекция цифровых ресурсов http://school-collection.edu.ru Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |