Преподавание русского языка
Тема урока: "Развитие речи. Сочинение – описание по картине Рафаэля "Сикстинская Мадонна"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1331
Трачук Наталия Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели: 1. Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал. 2. Учить видеть и понимать произведения живописи. 3. Развивать письменную речь. 4. Формирование эстетического вкуса учащихся. Эпиграфы: Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле.(Пико делла Мирандолла, итальянский гуманист) Живопись - это немая поэзия, а поэзия - слепая живопись, и та и другая стремятся подражать природе, обеими можно показать много поучительного. (Леонардо да Винчи, "Книга о живописи") Сердце человеческое открыто Красоте творчества. (Николай Рерих, "Привет конференции знамени Мира") Оборудование: репродукции картин Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, раздаточный материал: репродукции картины Рафаэля "Сикстинская Мадонна", памятки "Как писать сочинение". I. Постановка целей и задач урока Учитель. Сегодня у нас урок развития речи, подготовительный этап к сочинению-описанию по картинам Рафаэля "Сикстинская Мадонна", Леонардо да Винчи "Мона Лиза", "Святое семейство" и проектным заданиям. Ваши проекты могут быть разными по форме: сказка, сочинение - описание, эссе, журнал "Искусство эпохи Возрождения". Прежде чем приступить к данному виду творческой работы, мы проведём экскурсию по знаменитым галереям Флоренции, познакомимся с эпохой, в которой создавались великолепные художественные произведения мастеров Возрождения. Наша главная задача состоит в том, чтобы передать свои впечатления оттого, что создано художником, найти своё понимание проблемы. Ваши работы будут итогом услышанного и увиденного на уроке. Вместе с нами будут работать группы "языковедов", "историков", "искусствоведов". Их домашнее творчество будет рассматриваться как проект исследовательской деятельности по теме урока. Они познакомят вас с научно обоснованными оценками художественных полотен и других произведений искусства. Итак, экскурсия началась. Слово историку. II. Аналитическая деятельность учащихся Историк: Эпоха Возрождения (или Ренессанс с французского языка). Переходная эпоха средневековой культуры в Западных странах к культуре нового времени 14-16 веков. Отличительные черты: светский характер, отмечается обращение к человеку как к единице мироздания. В это время ощущается в литературе, живописи жизнелюбивая позиция к достоинствам человека, вера в его безграничные возможности. Самое совершенное божественное создание - человек. В живописи было модным в те времена увлечение религиозными темами. Наиболее известными были художники Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Тициан, Паоло Веронезе. Обратимся к лексическому материалу. Что означают эти термины вы узнаете от языковедов. Активный словарь. (Запись на доске.) Возрождение, произведение живописи, колорит, светотень, световое пятно, перспектива. Сикстинская капелла - выдающийся памятник итальянского искусства. Прямоугольное помещение, построено в 1481 г. и освящено в 1483 г. папой Сикстом IV. В особо торжественных случаях вывешивались шпалеры Рафаэля. Картина, полотно. Языковед: Гуманизм - латинское слово, означает "человеческий". Современники и стали называть учёных гуманистами. Это слово возникло в эпоху Возрождения. Существовала "Студия хуманитатис", объединявшая философов, мастеров искусства, учёных. Отношение к людям проникнуто любовью к человеку, заботой об его благе, уважение человеческому достоинству. Возрождение - переходная эпоха от средневековья к культуре нового времени в Западных странах в 14-16 веках. Отличительные черты: светский характер образа жизни. Подъём в искусстве. Обращение к человеку как единице мироздания. Отмечается в литературе, в живописи жизнелюбивая позиция к достоинствам человека, вера в безграничные возможности. Самое совершенное божественное создание - человек. Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на твёрдую поверхность. Живопись - окно в мир, обращение к глазам, опыту, уму. Колорит - цвет, вызывающий чувственные различные ассоциации, образующий цельную систему. Он усиливает эмоциональность изображения. Сфумато - (итал.) затушёванный, исчезнувший в дымке. Приём живописи, в основе которого смягчение очертаний изображаемых прёдметов, позволяющий передать окутывающий воздух. Обоснован Леонардо да Винчи. Светотень - распределение светлых и тёмных зон на объекте картины, она позволяет видеть предметы объёмно. Репродукция (лат. "произвожу"). Воспроизведённый посредством печати рисунок, картина или фотографический снимок. Учитель: Прошу обратить внимание на лексическое значение слова "гуманизм" - ключевое слово и в нашей работе и в жизни людей той эпохи. Вглядимся в путь, который прошло человечество. Менялись представления об идеале человека, смысле жизни, даже представления о гуманизме. На раннем этапе истории, в эпоху Возрождения, в понятие "гуманизм" входила увлечённость поэзией, живописью, скульптурой, музыкой. Они составляли гуманитарные занятия человека. В эту эпоху говаривали: "Искусство - зеркало жизни". Главным объектом изображения являлся человек с его безграничными возможностями. Для зрелого гуманистического сознания человек - это весь народ, государство. Я перечислю несколько имён, составляющих героическую галерею образов художественных произведений: Прометей, Конфуций, Христос, завещавший любить всех, всё человечество. Но неизменным во все века остаётся одно: доброта, сострадание, любовь к человеку, нравственность. Главной заслугой Возрождения является определение того, что в центре вселенной находится человек, его достоинство. В 1486г. Джованни Пико делла Мирандолла, философ и поклонник гуманитарных занятий, напишет трактат о достоинстве человека. В нём от имени создателя он своеобразно изложит свою программу самосовершенствования личности. Историк Речь о достоинстве (Джованни Пико делла Мирандолла) Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные. Пусть заполнит душу святое стремление, чтобы мы, не довольствуясь заурядным, страстно желали высшего. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного, исключительно благодаря твоей внутренней воле. (1486 г.) Вопросы класса: - Что такое "достоинство" в понимании гуманистов? - Воспитание самого себя, своей воли, разума. Изучение в искусстве прекрасного. Учитель: Обратимся к наиболее значительным фигурам Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлю, каждый из них поэт, художник, мыслитель, учёный. Это поистине титаны эпохи по силе мысли, достоинству, многосторонности. Традиционными считались религиозные темы. Слово историку и искусствоведам. Два искусствоведа и историк характеризуют картину Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Третий искусствовед работает над картинами Леонардо да Винчи: "Мадонна с цветами", "МонаЛиза". 1 Искусствовед (первое проектное задание): Целомудренность "Мадонна с цветком" относится к числу самых ранних произведений Леонардо да Винчи. Центром композиции является цветок, вокруг которого сплелись три руки: к нему обращены взгляды матери и ребёнка, к нему сходятся все основные линии на картине. Крупный ребёнок с интересом рассматривает маленький скромный цветок. Так познаёт мир человек с первых лет жизни. Ребёнок - Христос, нагой, это целомудренная чистота, к которой должен стремиться каждый человек. Мать дитя - Мария, скромная простая женщина в непорочных одеждах. Платье свободными складками лежит на рукавах и коленях. Светлые длинные волосы убраны назад и ниспадают крупными кудрями. Её лицо не столь красиво, как прекрасно в своей доброте и любви. Большой лоб, ласковые глаза обращены на ребёнка. Ничто не может оторвать героев от увлекательного занятия. Взгляд зрителя прикован к двум фигурам. Эта картина полна целомудренного материнства. На картине изображены земные реальные люди, но с помощью кисти и красок художник возвышает их. Раскованность поз, открытый взгляд героев, излучает свет и радость. Полотно доказывает нам, что человек должен стремиться к прекрасному, наполнять сердце и душу любовью, приближая себя этим к Богу. С помощью света и тени художник передал на полотне всё многообразие реального мира. 2 Искусствовед: Известно, что у флорентийского художника Леонардо да Винчи мало полотен. Мастер медленно работал, возвращаясь к деталям, доводя картину до совершенства. Многие так и остались незавершёнными. К числу их относится и "Мона Лиза", т.е. Мадонна. Историк: Леонардо да Винчи в 1503г. получает заказ на портрет от купца Франческо дель Джонодо. Длительная работа над портретом жены купца породила массу легенд. Одна из них - романтическая любовь художника к женщине. Леонардо да Винчи влюбился и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с возлюбленной. 3 Искусствовед (второе проектное задание): Загадочная улыбка Мона Лиза манила и дразнила Леонардо да Винчи своей улыбкой, доводила художника до высочайших экстазов в творчестве. Правда кроется, вероятно, в другом. Искусство для художника, как всегда, было наукой и каждая художественная работа - серией научных экспериментов. Он хотел при помощи приёмов создать лицо живого человека. Одним из таких приёмов является сфумато, т.е. дымка. Больше всего Леонардо да Винчи как художника интересовал человек и его чувства. Всему миру известна его картина "Мона Лиза" - портрет молодой горожанки, жившей около 500 лет назад. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, меняющееся настроение женщины. Она сама рассматривает зрителя, словно хочет проникнуть в его мысли, постигнуть его характер. Её тонкие губы чуть улыбаются, задумчиво, мечтательно, немного грустно. Вглядываясь в это прекрасное лицо, мы видим, какой сложный внутренний мир у этой женщины! Я вижу умное, одухотворённое лицо, с лукавинкой глаза, чистота и прелесть которых просветляют душу. На этом лице замкнут весь мир, вселенная, открывающаяся бесконечным пейзажем. Тяжёлые тёмные волосы мелкими кудрями спадают на плечи и белую грудь. Они накрыты чёрной шёлковой накидкой. Белые руки, с нежной бархатистой кожей, не привыкли к грубой работе. Она городская жительница. Обращает внимание изящество складок одежды, непринуждённость позы героини. Мона Лиза изображена на фоне сказочного пейзажа. Далёкие горы, небо, реки, деревья - всё слегка подёрнуто тонкой дымкой. Среди тёмных скал змеёй извивается пыльная дорога. Фигура героини изображена на фоне вечернего неба. К сожалению, картина так и была не закончена. Учитель: Перейдём к рассказу о самом талантливом, лучшем из лучших, художнике Рафаэле Санти. Отличительной чертой его творчества является идеализация женщины, матери, семьи. Мадонны, изображённые на его картинах, - существа великие и земные. Нет более прекрасных и совершенных образов в живописи! Историк: - Рафаэль Санти родился в 1483г. в городе Урбино в семье безвестного художника.
- С 1495 г. учится в мастерской Пьетро Перуджино.
- С1503г. отправляется в творческие скитания по Италии.
- С 1503 г. по 1508 г. живёт во Флоренции. Учится у Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создаёт 15 портретов своих знаменитых "Мадонн".
- В 1508г. вслед за Микеланджело уезжает в Рим, где живёт до самой смерти.
- В Риме расписывает храмы Ватикана. Принимает активное участие в обществе учёных "Студиа хуманитатис".
- В I513-1514 гг. работает над "Сикстинской Мадонной".
- В 1517-1 520гг. пишет свою последнюю картину "Преображение", над которой работает до последнего дыхания. Облику Христа придаёт черты автопортретности. Эта работа, так и не законченная Рафаэлем, стояла у его гроба.
Историк: Легенда о картине гласит, что моделью для своей картины Рафаэль выбрал шестнадцатилетнюю девушку, возможно, художник был влюблён в неё. Рафаэль посчитал, что только её лицо способно выразить тревогу и боль за человечество и за собственного сына и увековечил образ девушки на своём полотне. Искусствовед (третье проектное задание). Великая сила искусства Ты не найдёшь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. У. Шекспир Рафаэль - это художник эпохи Возрождения. С его именем связано представление о возвышенной красоте и гармонии. На своих полотнах Рафаэль изображает чаще всего молодую женщину и младенца. О чём же эта картина? Картина "Сикстинская Мадонна" является величайшим произведением. Она посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Открывается картина бесконечной панорамной ярко-голубого неба, на котором виднеются лики бесплотных существ. Их взоры устремлены на героиню полотна. Эта большая картина изображает чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву Глаза Мадонны печальны. Взгляд её тёмных глаз устремлён куда-то вдаль. Этому взгляду доступно то, что скрыто от взора простых смертных. Мадонна среди светлых облаков в обрамлении зелёных занавесей, так называемых "занавесей жизни". Одета она в плащ светлых, спокойных тонов, на голове накидка - знак замужества. На руках у матери - красивый ребёнок. В его недетском взгляде угадывается что-то осмысленное провидческое. Слева виднеется фигура Папы Сикста IV, который в молитвенном умилении созерцает чудо. Справа от Мадонны находится святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, к лику святых. Учитель: Работы искусствоведов войдут в журнал "Искусство эпохи Возрождения". III. Беседа (Учитель, обращаясь к классу) 1. Кто является учителем Рафаэля Санти? 2. Какие художественные приёмы были изобретены Леонардо да Винчи? 3. Чем превзошёл Рафаэль своих учителей? 4. Чем отличались героини его полотен? - Вдохновленные совершенством картин Рафаэля многие поэты этой эпохи и в более поздние века посвятили свои произведения образу Мадонны, воплотившей в себе бессмертную надежду человечества. IV. Выразительное чтение стихотворений учащимися Данте Алигьери Всё, что мятежно в мыслях умирает, При виде вас, о чудо красоты. Стою близ вас - любовь остерегает: "Беги её, иль смерть познаешь ты". И вот лицо цвет сердца отражает, Опоры ищут бледные черты, И даже камень словно бы взывает В великом страхе: "Гибнешь, гибнешь ты!.." Да будет грех тому, кто в то мгновенье Смятенных чувств моих не оживит, Кто не подаст мне знака одобренья, Кто от насмешки злой не защитит, Которой вы, мадонна, отвечали. Моим очам, что смерти возжелали. Данте За нас, должно быть, больно стало ей. И с небом ради нас она рассталась. Блаженна та, что ближе прочих к ней. Микеланджело Буонаротти Творенье может пережить творца: Творец уйдёт, природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца. Пускай за гранью будущих столетий, Увидят все, как были вы прекрасны, Как рядом с вами был ничтожен я. А.С. Пушкин "Мадонна" (Сонет) На множестве картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. А.К. Толстой "Мадонна Рафаэля". Склоняясь к юному Христу. Его Мария осенила, Любовь небесная затмила Её земную красоту. А Он, в прозрении глубоком, Уже вступает с миром в бой, Глядит вперёд - и ясным оком Голгофу видит пред Собой. Учитель: В 1519г. Леонардо да Винчи написал "Книгу о живописи", в которой я нашла яркую фразу, ставшей в наши дни крылатой: "Живопись - это немая поэзия, а поэзия - слепая живопись". Это утверждение доказывает тесную взаимосвязь литературы и живописи. V. Подведение итогов урока Учитель: Экскурсия закончена. У каждого сложилось личное впечатление о картинах. Постарайтесь показать в письменной работе умение интерпретировать произведение живописи. Каким образом? Обратимся к картине Рафаэля "Сикстинская Мадонна". Беседа: - Какому событию посвящено произведение? - Как композиционно расположены фигуры героев на полотне? - Какие детали картины достойны вашего внимания? - Какое настроение мы ощущаем при рассмотрении полотна? Эти вопросы помогут вам в вашей дальнейшей творческой работе над сочинением на одну из предложенных тем. Вы можете избрать собственную тематику и жанр работы. Советы к сочинению. (Памятка) Обратить внимание на выражение лиц героев картины, их поз, преобладание гаммы красок. Взвесить соотношение частей сочинения: вводной, основной и заключительной. Условие - объём 1,5 - 2 страницы. VI. Домашнее задание учащимся Проектные задания (варианты). 1. Мадонны художников Возрождения - светские или культовые образы? 2. "Лучший из лучших" (О Рафаэле Санти). 3. Сказка. 4. Эссе. 5. Журнал "Искусство эпохи Возрождения" (групповая работа учащихся).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|