Преподавание литературы "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Итоговый урок по былинам. 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.04.09 Просмотров: 1967 Калашникова Надежда Васильевна, учитель литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (7,89 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель:
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, урок-соревнование. Оборудование: мультимедиапроектор, презентация. Подготовка: делим класс на 2 команды-дружины (жеребьевка), ученики прочитали былины об Илье Муромце, нарисовали иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник", комиксы; памятки по написанию синквейна; жетоны. ХОД УРОКА Звучит гусельный перебор. Слайд
Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины - древнего эпоса русского народа. Сегодня мы подведем итоги по изученной теме. Вы разбились на 2 дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудицией, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести своей дружины! Задания 1. Придумать название своей дружины, связанное с былинами об Илье Муромце, представить свою дружину, выбрать художника. Слайд Задание художникам (работают отдельно, как закончат, присоединяются к команде). Из нарисованных иллюстраций или комиксов (давалось в качестве домашнего задания на предыдущем уроке) оформить выставку (заголовок, расположение и т.д.) и придумать защиту своей работы. 2. Былинная разминка. Слайд За каждый правильный ответ дается один жетон. Если дружина не знает ответа, то право отвечать переходит к команде-сопернице. Вопросы для 1 дружины Вопросы для 2 дружины 3. "А как это по-русски?" Слайд
1.Ой, вы гой еси - будьте здоровы. Слайд 2. Калика перехожий - странник, позже - калека. 3. Покляпая береза - наклоненная, кривая. 4. Живот - жизнь, достаток. 5. Сыть - пища, еда. 6. Дорога заколодела - завалена колодами, попадавшими деревьями. 4. Богатырские доспехи (кто быстрее даст ответ на вопрос, тот и получает заветный жетон) Слайд 5. Богатырские подвиги (самые трудные вопросы, задаем каждой дружине поочередно; если дружина затрудняется с ответом- передаем право ответить дружине-сопернице). Слайд 1. Что написано на горюч камне? (Прямо ехать- убиту быть; направо ехать- женату быть; а налево ехать- богатому быть) Слайд 2. Какую новую надпись написал Илья Муромец на бел-горюч камне? ("Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем") Слайд 3. Какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки.) Слайд 4. С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калиным-царем.) Слайд 5. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: "Он сидит злодей на семи дубах, На семи дубах, на сорока суках:" (Соловей - разбойник) Слайд 6. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья: "Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном, Кони - лошади в булатной броне:" (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) Слайд 7. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.) Слайд 8. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.) Слайд 9. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава - дочь Владимира) Слайд 10. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться) Слайд 11. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка) Слайд 12. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все "опутья", побил врагов "осиновой палицей") Слайд 13. К кому обратил Илья такие слова: "Ты сухая, ты ведьма стародряхлая, Плохо знаешь ты, видно, русский люд!" (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла) Слайд 14. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.) 15. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.) Слайд 16. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Слайд 17. Вспомните любимое "ругательное" слово Ильи Муромца. (Собака: "Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?" - говорит коню; "Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!") Слайд 18. Все вы помните картину В.М. Васнецова "Богатыри" и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина "Бой Добрыни с Ильёй Муромцем".) Слайд 19. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.) Слайд 20. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? ("Три поездки Ильи Муромца".) Слайд 6. На выставке. Слайд Художники, оформлявшие выставку, демонстрируют свою работу, защищают. 7. Подведение итогов. Слайд 8. Домашнее задание. Слайд 1. Написать материал в школьную газету о сегодняшнем уроке. 2. Написать синквейн об Илье Муромце. (раздаем памятки) Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: Первая строка - одно существительное, определяющее содержание синквейна. Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка - короткое предложение (из 4-5 слов), в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка - одно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |