Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Программа изучения русского языка учащимися 11-го класса
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Программа изучения русского языка учащимися 11-го класса


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.04.07
Просмотров: 837

Хасанова Алия Зииновна, учитель русского языка и литературы

Программа рассчитана на занятия 2 часа в неделю, 68 – в год.

Пояснительная записка.

Цели и задачи обучения:

Углубление знаний учащихся о языке и речи, ее качествах и нормах, вследствие этого создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков, овладение основными нормами русского литературного языка; создание условий для подготовки школьников к ЕГЭ через формирование умения анализировать предложенный текст, создания на его основе собственного текста – рассуждения, приводя тезис, аргументы, делая вывод, соблюдая нормы построения текста, используя в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; развитие навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; развитие диалогической и монологической речи учащихся; стимули-рование развития учащихся через практическую деятельность, что обеспечивается созданием на уроке естественной речевой среды; совершенствование общеучебных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, оценивать, делать аргументированные выводы; расширение лингвистического кругозора, развитие ассоциативного мышления учащихся; развитие чувства языка.

Учащиеся должны знать/понимать.

Единицы языка, изучаемые в разных разделах науки о языке, их признаки, основные характеристики, взаимосвязь; нормы употребления в письменной и устной речи единиц разных разделов; основные выразительные средства всех разделов языкознания; смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, полилог; сфера и ситуация речевого общения; основные признаки всех стилей речи; особенности основных жанров всех стилей речи; признаки текста, правила построения текстов разных типов; зависимость между замыслом автора текста и тем, какие языковые средства он выбрал для его воплощения; приёмы сжатия текста.

Учащиеся должны уметь.

Применять полученные знания по разным разделам в практике правописания и коммуникации; соблюдать основные языковые нормы современного русского литературного языка; проводить различные разборы; пользоваться разными видами словарей; находить в тексте средства выразительности; различать стили речи; определять тему, основную мысль (идею) текста, анализировать композицию и языковые особенности текста; владеть разными видами чтения; создавать собственный текст, соблюдая заданный тип и стиль, нормы построения текста; осуществляя правильный выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; использовать приёмы сжатия текста; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать свои и чужие тексты.

При изучении русского языка пот данной программе развиваются следующие компетентности.

Коммуникативная (овладение разными видами речевой деятельности; умение оптимально пользоваться языковыми средствами в различных речевых ситуациях в соответствии с целями и задачами общения). Лингвистическая (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений). Языковая (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм).

Используемый учебно-методический комплекс.

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А., 3-е изд., – Москва, издательство «Просвещение», 2010.
  2. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М., 2-е изд., – Москва: издательство «Просвещение», 2010.
  3. Влодавская. Е.А. Учебно-методический комплект «Поурочное планирование по русскому языку», – Москва: издательство «Экзамен», 2007.
Разделы и темы программы Элементы содержания Основные требования к ЗУН уч-ся
1 Комплексное повторение. Лексика, морфемика, словообразование, морфология. Единицы лексики, морфемики. Система словообразующих и формообразующих морфем, связь строения слова с его написанием. Зависимость между морфологической принадлежностью слова и его морфемным строением. Принципы выделения частей речи. Основные способы объяснения лексического значения слова. Выразительные средства морфемики, словообразования, лексики и фразеологии, морфологии. Соблюдение в практике речевого общения основных лексических, морфологических норм. Использование в своей речи выразительных средств данных разделов. Правильное словоупотребление. Умение пользоваться словарями.
2-3 Синтаксис словосочетания. Повторение. Признаки словосочетания. Основные синтаксические нормы: построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Умение устанавливать виды и средства связи слов в словосочетании. Проводить синтаксический разбор словосочетания.
4 Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Основные пунктуационные номы. Связь синтаксических признаков предложения, его смысла, интонации с пунктуационным оформлением. Навыки осознанной постановки знаков препинания.
5-8 Синтаксис простого предложения. Пунктуация в простом предложении. Контрольная работа по теме (тестирование). Работа над ошибками. Строение простого предложения. Согласование подлежащего со сказуемым. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое осложнённое предложение. Пунктуация в простом осложнённом предложении. Устранение пробелов в знаниях: синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Навыки нормативной и осознанной постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении. Определение типа предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
9-10 Р. р. Типы речи. Композиция текста – повествования. Композиция текста – рассуждения. Анализ текста. Признаки текста и его функционально-смысловые типы: повествование, описание, рассуждение.
Тема, идея, тип речи, элементы композиции. Средства художественной выразительности.
Определение темы, идеи текста, анализ композиции и языковые особенности текстов разных типов.
Выделение средств художественной выразительности.
11-12 Сложносочинённое предложение и пунктуация в нем (ССП). Сложносочинённое предложение и пунктуация в нем (ССП). Средства связи простых предложений в ССП. Значения ССП. Трудности постановки знаков препинания в ССП.
13-15 Сложноподчинённое предложение и пунктуация в нем (СПП). СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Знаки препинания в СПП. СПП с несколькими придаточными, способы соподчинения придаточных предложений в СПП. Умение проводить синтаксический разбор СПП. Соблюдение нормативной постановки знаков препинания в СПП.
16-17 Знаки препинание в бессоюзном сложном предложении (БСП). Смысловые отношения между простыми предложениями в БСП. Пунктуация в БСП. Умение проводить синтаксический разбор БСП. Соблюдение нормативной постановки знаков препинания в БСП.
18-20 Сложное предложение с разными видами связи. Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью, пунктуация в нём. Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях разных типов.
21-23 Повторение, обобщение, систематизация по теме «Синтаксис сложного предложения». Контрольная работа. Работа над ошибками. Основные пунктуационные нормы. Синтаксические нормы: правильное построение предложений с придаточными частями. Коррекция знаний. Умение устанавливать виды и средства связи слов в предложениях разных видов, определять тип предложения по смыслу и грамматическим признакам, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения. Находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
24-25 Способы передачи чужой речи. Цитирование. Прямая речь, слова автора. Слова, вводящие прямую речь. Способы цитирования. Пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью и при цитировании. Умение пунктуационно грамотно и уместно цитировать при составлении собственного текста.
26-27 Синтаксическая структура и средства выразительности художественного текста. Особенности синтаксического строя и выразительные средства художественного текста. Умение анализировать художественного текст с точки зрения особенностей синтаксического строя и употребления средств выразительности.
28-29 Синтаксическая структура и средства выразительности публицистического текста. Жанры публицистического текста. Особенности синтаксического строя и выразительные средства публицистического текста. Умение анализировать текст публицистического стиля с точки зрения особенностей синтаксического строя и употребления средств выразительности.
30-31 Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Тропы. Особенности синтаксической синонимии и её роль при создании текстов разных стилей. Тропы. Использование в устной и письменной речи возможностей синтаксической синонимии и тропов.
32-35 Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Контрольная работа. Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса. Умение употреблять в речи выразительные средства морфологии и синтаксиса.
36-37 Орфоэпические нормы современного русского языка. Акцентологический минимум. Изменение звуков в речевом потоке. Роль орфоэпии в устном общении. Знание необходимого орфоэпического минимума, умение пользоваться орфоэпическим словарём.
38-39 Лексика и фразеология. Типология заданий ЕГЭ. Основные лексические категории и единицы. Основные понятия лексики и фразеологии. Соблюдение в речевой практике лексических норм современного русского литературного языка, умение пользоваться толковым и фразеологическим словарями и находить в тексте основные лексические средства выразительности.
40-42 Морфология и культура речи. Типология заданий ЕГЭ. Морфологические нормы русского языка. Морфологические нормы. Грамматические признаки и грамматическое значение слова. Связь морфологических признаков слова, его морфемного строения и написания. Выразительные средства, основанные на морфологических свойствах слова. Определение принадлежности слова к той или иной части речи по его грамматическим признакам. Умение проводить морфологический разбор слова, пользоваться словарём грамматических трудностей. Соблюдение основных морфологических норм современного русского литературного языка.
43-45 Синтаксис и культура речи. Типология заданий ЕГЭ. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Основные признаки словосочетания и предложения. Основные синтаксические и пунктуационные нормы. Основные выразительные средства синтаксиса. Связь синтаксических признаков предложения, его смысла, интонации и пунктуационного оформления. Связь синтаксиса и морфологии. Смысловое сходство грамматических форм и их стилистические возможности. Умение устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов. Навыки применения знаний по синтаксису в правописании, синтаксического разбора словосочетания и предложения, использования синтаксических синонимов, нахождения в тексте основных выразительных средств синтаксиса, соблюдения основных синтаксических норм современного русского литературного языка.
46-47 Р. р. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Анализ выразительных средств текста. Тема, идея, композиция, стиль, тип текста. Выразительные средства в тексте. Умение определять тему, идею, композицию, стиль, тип текста, находить выразительные средства в тексте.
48 Р. р. Основные требования к сочинению- рассуждению. Структурные элементы текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Умение строить текст-рассуждение.
49-50 Р. р. Выявление и формулировка проблемы текста. Виды проблем (нравственные, философские, экологические, социальные, политические). Способы формулирования проблемы текста. Умение выявлять основную проблему текста и формулировать её.
51 Р. р. Что такое комментарий? Комментарий. Способы комментирования. Умение комментировать проблему, поднимаемую автором в тексте.
52 Р. р. Трудности выявления авторской позиции. Приёмы выявления авторской позиции. Умение выявлять авторскую позицию и корректно комментировать её.
53-54 Р. р. Способы аргументации в сочинении – рассуждении. Понятие «аргумент». Аргументы «за» и «против». Способы формулирования аргументов. Умение аргументировать своё мнение, приводя доказательства из литературы и из жизни.
55-60 Р. р. Повторение, обобщение, систематизация изученного по теме «Текст. Сочинение-рассуждение». Написание сочинения. Работа над ошибками. Все понятия, изученные в течение года.
Текст, его признаки и строение.
Умения и навыки, приобретённые в течение года.
61-68 Упражнения и тестовые задания. Все термины и понятия. Все умения и навыки, приобретённые в течение года.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21