Углубление знаний учащихся о языке и речи, ее качествах и нормах, вследствие этого создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков, овладение основными нормами русского литературного языка; создание условий для подготовки школьников к ЕГЭ через формирование умения анализировать предложенный текст, создания на его основе собственного текста – рассуждения, приводя тезис, аргументы, делая вывод, соблюдая нормы построения текста, используя в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; развитие навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; развитие диалогической и монологической речи учащихся; стимули-рование развития учащихся через практическую деятельность, что обеспечивается созданием на уроке естественной речевой среды; совершенствование общеучебных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, оценивать, делать аргументированные выводы; расширение лингвистического кругозора, развитие ассоциативного мышления учащихся; развитие чувства языка.
Единицы языка, изучаемые в разных разделах науки о языке, их признаки, основные характеристики, взаимосвязь; нормы употребления в письменной и устной речи единиц разных разделов; основные выразительные средства всех разделов языкознания; смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, полилог; сфера и ситуация речевого общения; основные признаки всех стилей речи; особенности основных жанров всех стилей речи; признаки текста, правила построения текстов разных типов; зависимость между замыслом автора текста и тем, какие языковые средства он выбрал для его воплощения; приёмы сжатия текста.
Применять полученные знания по разным разделам в практике правописания и коммуникации; соблюдать основные языковые нормы современного русского литературного языка; проводить различные разборы; пользоваться разными видами словарей; находить в тексте средства выразительности; различать стили речи; определять тему, основную мысль (идею) текста, анализировать композицию и языковые особенности текста; владеть разными видами чтения; создавать собственный текст, соблюдая заданный тип и стиль, нормы построения текста; осуществляя правильный выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; использовать приёмы сжатия текста; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать свои и чужие тексты.
№ | Разделы и темы программы | Элементы содержания | Основные требования к ЗУН уч-ся |
1 | Комплексное повторение. Лексика, морфемика, словообразование, морфология. | Единицы лексики, морфемики. Система словообразующих и формообразующих морфем, связь строения слова с его написанием. Зависимость между морфологической принадлежностью слова и его морфемным строением. Принципы выделения частей речи. Основные способы объяснения лексического значения слова. Выразительные средства морфемики, словообразования, лексики и фразеологии, морфологии. | Соблюдение в практике речевого общения основных лексических, морфологических норм. Использование в своей речи выразительных средств данных разделов. Правильное словоупотребление. Умение пользоваться словарями. |
2-3 | Синтаксис словосочетания. Повторение. | Признаки словосочетания. Основные синтаксические нормы: построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. | Умение устанавливать виды и средства связи слов в словосочетании. Проводить синтаксический разбор словосочетания. |
4 | Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. | Основные пунктуационные номы. Связь синтаксических признаков предложения, его смысла, интонации с пунктуационным оформлением. | Навыки осознанной постановки знаков препинания. |
5-8 | Синтаксис простого предложения. Пунктуация в простом предложении. Контрольная работа по теме (тестирование). Работа над ошибками. | Строение простого предложения. Согласование подлежащего со сказуемым. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое осложнённое предложение. Пунктуация в простом осложнённом предложении. Устранение пробелов в знаниях: синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | Навыки нормативной и осознанной постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении. Определение типа предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. |
9-10 | Р. р. Типы речи. Композиция текста – повествования. Композиция текста – рассуждения. Анализ текста. | Признаки текста и его функционально-смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Тема, идея, тип речи, элементы композиции. Средства художественной выразительности. | Определение темы, идеи текста, анализ композиции и языковые особенности текстов разных типов. Выделение средств художественной выразительности. |
11-12 | Сложносочинённое предложение и пунктуация в нем (ССП). | Сложносочинённое предложение и пунктуация в нем (ССП). | Средства связи простых предложений в ССП. Значения ССП. Трудности постановки знаков препинания в ССП. |
13-15 | Сложноподчинённое предложение и пунктуация в нем (СПП). | СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Знаки препинания в СПП. СПП с несколькими придаточными, способы соподчинения придаточных предложений в СПП. | Умение проводить синтаксический разбор СПП. Соблюдение нормативной постановки знаков препинания в СПП. |
16-17 | Знаки препинание в бессоюзном сложном предложении (БСП). | Смысловые отношения между простыми предложениями в БСП. Пунктуация в БСП. | Умение проводить синтаксический разбор БСП. Соблюдение нормативной постановки знаков препинания в БСП. |
18-20 | Сложное предложение с разными видами связи. | Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью, пунктуация в нём. | Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях разных типов. |
21-23 | Повторение, обобщение, систематизация по теме «Синтаксис сложного предложения». Контрольная работа. Работа над ошибками. | Основные пунктуационные нормы. Синтаксические нормы: правильное построение предложений с придаточными частями. Коррекция знаний. | Умение устанавливать виды и средства связи слов в предложениях разных видов, определять тип предложения по смыслу и грамматическим признакам, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения. Находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса. |
24-25 | Способы передачи чужой речи. Цитирование. | Прямая речь, слова автора. Слова, вводящие прямую речь. Способы цитирования. Пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью и при цитировании. | Умение пунктуационно грамотно и уместно цитировать при составлении собственного текста. |
26-27 | Синтаксическая структура и средства выразительности художественного текста. | Особенности синтаксического строя и выразительные средства художественного текста. | Умение анализировать художественного текст с точки зрения особенностей синтаксического строя и употребления средств выразительности. |
28-29 | Синтаксическая структура и средства выразительности публицистического текста. Жанры публицистического текста. | Особенности синтаксического строя и выразительные средства публицистического текста. | Умение анализировать текст публицистического стиля с точки зрения особенностей синтаксического строя и употребления средств выразительности. |
30-31 | Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Тропы. | Особенности синтаксической синонимии и её роль при создании текстов разных стилей. Тропы. | Использование в устной и письменной речи возможностей синтаксической синонимии и тропов. |
32-35 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Контрольная работа. | Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса. | Умение употреблять в речи выразительные средства морфологии и синтаксиса. |
36-37 | Орфоэпические нормы современного русского языка. Акцентологический минимум. | Изменение звуков в речевом потоке. Роль орфоэпии в устном общении. | Знание необходимого орфоэпического минимума, умение пользоваться орфоэпическим словарём. |
38-39 | Лексика и фразеология. Типология заданий ЕГЭ. Основные лексические категории и единицы. | Основные понятия лексики и фразеологии. | Соблюдение в речевой практике лексических норм современного русского литературного языка, умение пользоваться толковым и фразеологическим словарями и находить в тексте основные лексические средства выразительности. |
40-42 | Морфология и культура речи. Типология заданий ЕГЭ. Морфологические нормы русского языка. | Морфологические нормы. Грамматические признаки и грамматическое значение слова. Связь морфологических признаков слова, его морфемного строения и написания. Выразительные средства, основанные на морфологических свойствах слова. | Определение принадлежности слова к той или иной части речи по его грамматическим признакам. Умение проводить морфологический разбор слова, пользоваться словарём грамматических трудностей. Соблюдение основных морфологических норм современного русского литературного языка. |
43-45 | Синтаксис и культура речи. Типология заданий ЕГЭ. Трудные вопросы постановки знаков препинания. | Основные признаки словосочетания и предложения. Основные синтаксические и пунктуационные нормы. Основные выразительные средства синтаксиса. Связь синтаксических признаков предложения, его смысла, интонации и пунктуационного оформления. Связь синтаксиса и морфологии. Смысловое сходство грамматических форм и их стилистические возможности. | Умение устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов. Навыки применения знаний по синтаксису в правописании, синтаксического разбора словосочетания и предложения, использования синтаксических синонимов, нахождения в тексте основных выразительных средств синтаксиса, соблюдения основных синтаксических норм современного русского литературного языка. |
46-47 | Р. р. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Анализ выразительных средств текста. | Тема, идея, композиция, стиль, тип текста. Выразительные средства в тексте. | Умение определять тему, идею, композицию, стиль, тип текста, находить выразительные средства в тексте. |
48 | Р. р. Основные требования к сочинению- рассуждению. | Структурные элементы текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. | Умение строить текст-рассуждение. |
49-50 | Р. р. Выявление и формулировка проблемы текста. | Виды проблем (нравственные, философские, экологические, социальные, политические). Способы формулирования проблемы текста. | Умение выявлять основную проблему текста и формулировать её. |
51 | Р. р. Что такое комментарий? | Комментарий. Способы комментирования. | Умение комментировать проблему, поднимаемую автором в тексте. |
52 | Р. р. Трудности выявления авторской позиции. | Приёмы выявления авторской позиции. | Умение выявлять авторскую позицию и корректно комментировать её. |
53-54 | Р. р. Способы аргументации в сочинении – рассуждении. | Понятие «аргумент». Аргументы «за» и «против». Способы формулирования аргументов. | Умение аргументировать своё мнение, приводя доказательства из литературы и из жизни. |
55-60 | Р. р. Повторение, обобщение, систематизация изученного по теме «Текст. Сочинение-рассуждение». Написание сочинения. Работа над ошибками. | Все понятия, изученные в течение года. Текст, его признаки и строение. | Умения и навыки, приобретённые в течение года. |
61-68 | Упражнения и тестовые задания. | Все термины и понятия. | Все умения и навыки, приобретённые в течение года. |