Преподавание русского языка Урок развития речи "Сочинение – описание куклы-матрешки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.04.07 Просмотров: 2180 Третьякова Надежда Алфеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оформление:
Эпиграфы:
Ход урокаУчитель: Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет встреча с прекрасным, встреча с куклами. Кто из вас, ребята, любит играть с куклами? Учитель: Дети всегда любили играть. А для игр нужны игрушки. Для игрушек годился любой материал: веточки, камешки, ленточки, тряпочки, прутики. Когда появилась 1 кукла? Вероятно, с доисторических времен. Были дети. Были и куклы. Индейские дети пользовались для этого куском дерева с утолщением вместо головы. В Японии примитивная детская кукла изготовлялась из ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Маленькая эскимоска играет куклой, вырезанной из кости. Девочка из Мексики – куклой, сделанной из обожженной глины. Первые куклы для театра появилась в Индии или Египте. Ими управляли с помощью веревок (куклы - марионетки). Были тростевые куклы, куклы для театра теней, перчаточные куклы. Игрушки каждого народа уникальны. В них отражается уклад, быт, нравы, обычаи. Во многом они сходны: по конструкции, форме, оформлению. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный умелец, и простой крестьянин учились у одного мастера-природы. Русская народная игрушка – одно из ярких проявлений народной культуры. Разные роли она выполняла. Прежде всего, она связана с детским бытом, с игрой. Другая ее функция – эстетическая , а также обрядовая, магическая. В игрушках передавались ребенку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Игрушки в старину называли “тарарушками”, бирюльками, “балбешками”. А кукла следовала за нашими предками с самого рождения. Крестьянская игрушка отличалась от городской. Кукол делали из пучка соломы быстро и просто. В древней Руси до появления ребенка на свет мать делала куклу – берегиню, соблюдая одно условие: изготавливать ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было уколоть, ни порезать, считалось, что в ней сохраняется материнская любовь и забота. У такой куклы не было лица. Считалось, что нельзя, чтобы кукла походила на человека. Ведь у куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь дух. Куклу давали в дорогу мужу, сыну, дочери (перед замужеством), невесте дарили на свадьбу кукол, чтобы было побольше детей. Нарядная кукла на капоте автомобиля во время свадьбы – это отголосок того обряда (показываю куклу - оберег). Ученица: А я хочу рассказать вам сказку про одного удивительного человека. Учитель: Вернее, даже не сказку, а историю жизни человека, которая похожа на сказку. Ученица рассказывает сказку “Жил игрушечник Бартрам”. Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: “Ну и наука – в куклы играть!” А он отвечал: “Игрушки – это серьезное дело!” С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал их. Часто он говорил: “Изучая игрушку, можно узнать историю человечества”. “Если хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам”,- слышал Бартрам, Но ему язык игрушек казался интересней. Он умер 80 лет назад. Вот такая сказка об игрушечнике Бартрам. Учитель: Понравилась вам сказка? Ребята, если вы когда-нибудь будете в старинном руссом городе Сергиеве-Посаде, посетите музей игрушек, который в 1920 г. создал добрый замечательный человек Николай Бартрам. В музее хранятся игрушки всех времен и народов. Там вы увидите погремушки, кукольные домики с кукольной посудой и мебелью, музыкальные игрушки, куклы-петрушки, глиняные (дымковские и каргопольские) свистульки. Такую коллекцию собрать было, конечно, нелегко. Но главное место в коллекции музея занимают особые игрушки. Сообщение ученика об истории создания игрушки-матрешки. Придумал такую куколку 100 лет назад Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Вот так удивительное изобретение восточных игрушечников подарило России амулет – расписную деревянную куклу. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей – старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Делают такие чудесные игрушки, воспевают красоту добрые люди, искусные мастера. Учитель: Издавна развивалось на Руси рукотворное ремесло. Обратите внимание на слово рукотворный. Ребята, как вы понимаете значение этого слова? (Сделанный руками.) Но корень взят не от слова сделать, а от слова творить. Запишите в тетрадь слова: творец, творчество, олицетворение. Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к текстам-образцам, прочитаем их выразительно
Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского “Толпа на набережной”
Докажите, что это тексты. Чем они отличаются?
Сравнения – маленькая как напёрсток; блестела, как стёклышко. Словарно-орфографическая работа. Объясняется значение слов:
Работа по орфографии. Объясните написание слов:
Попробуем и мы описать матрёшку. Сбор материала.
Авторитетное мнение. Русская матрёшка лирична, человечна, проста, жизнерадостна, полна, доброты. В ней особая мягкость, что-то удивительное от тех колыбельных песенок, которые мы в душе храним от своего детства. Это не кукла. А маленькое чудо! Матрёшка – красавица, краснощёкая, забавная, славная толстушка. Учитель: Ребята, как вы думаете, а у нас в Приилимье, развивается ремесло? (В.Рюпин создал макет Илимского острога, берестяные туеса Киселёвых, М.Логачёва, резьба по дереву, вышивка и другие) Ребята обобщают свои наблюдения и пишут сочинение-описание матрешки. В конце урока зачитывается несколько сочинений. Ребята дают оценку работам одноклассников. Сочинение – описание матрешки ученицы 6 “Б” класса Попович Маши. Почти сто лет назад в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика, мудреца Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане, с черным петухом в руках. По-разному расписывают игрушку художники, но радость она доставляет всем одинаковую. Это добрая красавица с круглым лицом, большими выразительными глазами, изогнутыми черными ресницами, соболиными бровями, рдеющим, как угли, румянцем, алыми губками, вздернутым носиком. У матрешеки всегда приветливое, жизнерадостное лица. Такая внешность игрушки не случайна, именно так описываются красавицы в русских народных сказках. Матрешка – это забавная, славная толстушка. На ней - пестрый, пышный сарафан, передник украшен цветами, на голове – нарядный платочек или венок из полевых цветов. Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы. Подведение итогов. Вот и подходит к концу наш урок. Я надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о матрешке, которое является символом нашей родины – России. Матрешка.
Куклы – обереги. Выставка матрешек учащихся. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |