Преподавание литературы Евангелие на уроках литературы (методические разработки)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.04.06 Просмотров: 887 Каширская Лариса Юрьевна, учитель русского языка и литратуры Живи по Слову. Библия. Книга Бытия. Пророк Моисей. ВВЕДЕНИЕ. В чем главная задача учителя? Сколько раз звучал этот вопрос со страниц печати и других средств информации. Существует и ответ: цель образования – это всестороннее развитие ребенка. Но этот ответ предполагает самые общие, хотя и важные, понятия. Можно согласиться с утверждением Л. С. Выгодского, который считал, что учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с учителем. Но тогда чтобы понять задачи учителя, необходимо исходить из социальных условий, сложившихся в обществе. В каком мире живем мы сегодня? Строки Ф. Тютчева, написанные в прошлом веке, так созвучны нашему времени:
Значит наше общество больно “дефицитом духа”, значит злоба, жадность, корысть, равнодушие угрожают “растлить” наши души, души наших детей? Так в чем же состоит задача учителя в таком случае? В сентябре 1909 г. Л. Н. Толстой написал статью, в которой содержались напутствия народным учителям: “…насколько это в ваших силах, заложить в восприимчивые, алчущие правды сердца порученных вам детей основы вечных, религиозных истин и настоящей христианской нравственности, которая так легко воспринимается детскими душами”. Теперь с уверенностью можно сказать, что свою задачу в обучении и воспитании развивающейся личности учитель должен видеть, прежде всего, в нравственном совершенствовании свойств, качеств, присущих ребенку как субъекту и члену общества и проявляющихся в его деятельности и общении с другими детьми. На уроках словесности предметом изучения является художественный текст, являющийся в то же время источником нравственного воспитания учащихся. Одним из таких источников, по мнению автора, является Евангелие, использованию которого на уроках литературы и посвящены настоящие “методические разработки”. 1. ЕВАНГЕЛИЕ И РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Евангелие – это вечный и неиссякаемый источник слов и образов, основа христианской морали. Это родник, который может напоить людей, потерявших веру в добро и справедливость, в духовность человека. Но все это возможно только в непосредственной связи с русской литературой. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в нем человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т. п. Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях Православия – и не только в прямых публичных выступлениях проявлялось это (“Выбранные места…” Гоголя, “Дневник писателя” Достоевского), но и в самом художественном творчестве. Это чутко воспринял и точно выразил Н. Л. Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные мотивы и темы более сильны, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, мира. В значительных своих творениях она пронизана религиозной мыслью”. Исходя из того, что современное понятие содержания образования включает и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимо стремиться вместе с учащимися рассматривать каждое художественное произведение именно с этих позиций. Тем более, что именно духовность русской литературы сделала ее по-своему уникальной. В настоящее время факт всемирного значения русской литературы не только общепризнан, но является объектом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Знакомясь с русской литературой, зарубежные читатели поражались, что у каждого персонажа, каково бы ни было его социальное положение, есть душа. Русские классики в лице Гоголя и Тургенева. Толстого и Достоевского, Чехова и Лескова еще раз напомнили о том, что человек обладает душой, которая может болеть, мучиться, страдать и потому нуждается в любви. Незыблемые представления о добре и зле должны играть первостепенную роль в жизни настоящего художника, не уставал твердить Л. Н. Толстой. Названные выше цели воспитания и формирования личности имеют под собой психолого-педагогическое обоснование. Уже упоминая о том, что наш век болен бездуховностью, можно попытаться определить одно из средств его оздоровления:
Увы, безверие, уныние стало в наше время не клиническим состоянием, а нравственно-психологическим, в котором находятся многие наши современники. Л. С. Выгодский писал, что “в том неустойчивом хаосе, который представляет нынешнее состояние морали, все же должно быть выделено некоторое количество таких норм, которые легли бы в основу социального поведения человека”. Поэтому возникает необходимость направить свои усилия на реализацию важнейшей цели: исследуя евангельские мотивы в русской литературе, показать, что христианское учение является основой нравственного и духовного развития личности и этому развитию способствует русская национальная традиция, которой всегда придерживалась наша классическая литература. 2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Содержание и формы организации учебно-познавательной деятельности посвящены главной задаче – духовному анализу литературы. Думается, сейчас возникла необходимость обогатить существовавшие раньше социальный и эстетический анализы духовным. Ведь лучшая русская литература всегда была, по словам Н. Гоголя, “незримой ступенью” к Христу и прямо отражала то испытание веры, которое совершилось в жизни народа и каждого человека. Известный ученый методист Н. Д. Молдавская подчеркивает необходимость использовать всю систему методов обучения на уроках литературы, так как каждый из них содержит в себе спе5цифическую возможность формировать определенные свойства познавательной активности, развивать их самостоятельность. Ниже даются краткий обзор и методические рекомендации в разработке данной темы. Необходимо помнить, что уроки литературы предполагают развитие эмоций, чувств, нравственных качеств, формирование своего отношения к миру и, конечно, развитие мышления, воображения. 2.1. I, II, III ступени гимназии – отбор материала, формирование понятий. Итак, I ступень гимназии, 5-6 классы. Помня возрастные особенности этой ступени, необходимо строить отбор художественных текстов и методов работы. Именно с этих классов и начинается знакомство учащихся с Библией.
Таковы примерные темы вводных уроков в 5-6 классах. От этих первых уроков будет зависеть очень многое: примут ли учение и Библию всем своим сердцем и душой, поверят ли, что эта книга – жизнь. Без этого невозможно будет дальнейшее изучение темы, без этого учащиеся не смогут осознать, почему русские писатели так часто обращались к библейским сюжетам. Поэтому на данном этапе изучения важно помнить, что познание начинается с эмоции, чувства, сердца. Вот почему учителю просто необходимо не скупиться на эмоции, чтобы вызвать интерес и дальнейшую мотивацию к восприятию материала. Выбор авторов – всегда дело нелегкое и несет на себе отпечаток субъективизма. Вспомним, что так важно для этого возраста – формирование характера, эмоциональное, образное восприятие. Автор, например, строит уроки на произведениях Л. Н. Толстого: “Детство” и “Отрочество”, Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, А. С. Пушкина: сказки, “Повести Белкина”, а также писателей XX века: К. Паустовского, В. Астафьева, А. Платонова. В этот период идет знакомство с такими понятиями как духовность, нравственность, доброта, бескорыстие, любовь к ближнему. Необходимо с 5 класса постепенно начинать знакомство с древнерусской литературой, прослеживая ее теснейшую связь с Евангелием; вводить понятие духовная литература. На уроках I ступени гимназии используют в основном метод творческого чтения, который способствует развитию художественного восприятия, углублению непосредственного впечатления. Основные приемы этого метода: слушание, рассказ, устное рисование, инсценирование. Во время таких уроков формируются и развиваются воображение, мышление, речь, а также действует один из законов психологического обучения – закон динамического стереотипа (“если хотим научить, надо показать”). Хотелось бы отдельно упомянуть об изучении такого жанра духовной литературы как притчи. На первых уроках необходим экскурс в историю возникновения данного жанра, который берет начало на Востоке, где люди любили говорить загадками, иносказаниями. Важно, чтобы дети усвоили разницу между притчей и басней. Притча – это лишь небольшой нравоучительный рассказ, но без морали. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-Отец или Бог-Сын. В 5-м классе достаточно будет лишь дать понятие самого жанра. Познакомиться, прочитать 2-3 притчи; предложить учащимся, не дочитывая до конца, то есть, не зная объяснения самого Христа, дать вначале свое толкование и только потом прочитать суждение Христа. В качестве домашнего задания – подготовить пересказ или инсценирование любой притчи, которую не разбирали в классе. Для обсуждения можно рекомендовать притчу о блудном сыне или добром самаритянине. Начиная с 6-го класса и далее, учащиеся могут уже самостоятельно определять, в каких литературных произведениях использованы евангельские притчи. Но главное на этом этапе работы – не обнаруживать евангельские мотивы, а сделать попытку объяснить, почему автор обратился к этой теме, как это связано с идеей всего произведения. Думается, что “Станционный смотритель” А. С. Пушкина, с которым знакомятся в 6-м классе, как нельзя лучше иллюстрирует связь евангельского сюжета и основной мысли повести. И как важно понять, что Пушкин в своем произведении будто предостерегает современников, людей XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом светского искусства. II ступень гимназии – 7-8 классы. Помня о поре нравственного самоуглубления личности, категории теории литературы и тексты, изучаемые в этот период, должны учитывать “человеказектризм” школьника. Программа каждого класса этой ступени начинается со знакомства и изучения древнерусской литературы: “Поучения Владимира Мономаха”, “Житие Сергия Радонежского” и, конечно, постоянная связь с Евангелием. Без знания Библии просто невозможно понять значимость и актуальность заветов Владимира Мономаха. Отчего герой отправился в лесную глушь, в уединение, почему был причислен к лику святых. Без знания той далекой традиции трудно будет разобраться в нравственных исканиях героев А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова..” и лирических стихотворениях “Молитва”, “Ангел”, поэме “Мцыри” и Л. Н. Толстого. Сомнения, мучения, ошибки и победы, сквозь которые проходят литературные герои, должны быть максимально приближены к действительности и проблемам, которые волнуют учащихся этого возраста. Платоновский “Юшка” как символ христианской любви и “Кусака” Л. Андреева заставляют детей заглянуть вглубь своего “я” испытать самого себя верой и любовью к ближнему. Здесь, на этом этапе обучения, продолжается углубление понятия нравственности и морали, раздумье о красоте внешней и внутренней, вводится еще одно понятие христианской морали и этики – сострадание и милосердие. Все это достигается при помощи эвристического метода, который преследует цель научить анализу текста. Уроки проходят в форме эстетической беседы или заданий для самостоятельной работы, углубляя непосредственность впечатления. Здесь целесообразно использовать творческие работы разных жанров: эссе “Сердце”, “Любовь”, сочинение-раздумье “Гляжу в себя”, очерк “Люди Древней Руси и человек будущего”, “Кто мой ближний?” и т. д. 2.2. Проект разработки спецкурса по теме “Христианские сюжеты и образы в русской литературе” для 9-11 классов. Теперь необходимо проследить методы и организацию работы в старшем звене гимназии (9-11 класс). Трудность перехода от нравственно-проблемной оценке явлений искусства к историко-эстетической несомненна и требует особых усилий. В это время у учащегося возникает потребность осознать целостную картину мира, его историческое развитие. Учитывая эти особенности психического развития личности по отношению его к искусству, можно предложить в качестве дальнейшей работы проект спецкурса “Христианские сюжеты и образы в русской литературе” для 9-11 классов. Цель этого курса видится в том, чтобы ознакомить учащихся с величайшим памятником культуры – Библией: показать влияние христианских идей, их нравственного смысла на формирование древнерусской и русской литературы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного смыла жизни. Предполагаемые разделы курса:
Изучение может проходить по темам, параллельно с программой по литературе, но не повторять одну из школьных программ, а идти другим путем. Некоторые авторы, творчество которых не было связано с христианской образованностью, не будут включаться в раздел (Ф. Тютчев, И. С. Тургенев). И наоборот, учащиеся могут познакомиться с другими авторами, произведения которых не изучаются в школе. Большое место здесь можно уделить древнерусской литературе, выросшей на основе христианских идей. Распределение разделов по классам может выглядеть примерно так:
Вот так могут звучать некоторые темы разделов. Раздел I. Тема 1. Своеобразие древнерусской литературы дохристианского периода. Тема 2. Основы христианской морали в произведениях древнерусских князей и церковнослужителей. Нравственный эталон житийной литературы. “Повесть временных лет”, “Слово о законе и благодати”, “Житие Федосия Питерского”. “Слово о полку Игореве” и т. д. Раздел II. Тема 2. Своеобразие христианских тем и идей в русской литературе XVIII в. Сатира Д. Кантемира, М. В. Ломоносова и научно-философская поэзия, поэма М. М. Хераскова “Россияда”, Г. Р. Днржавин. Раздел III. Тема 3. Многогранность христианской образности в творчестве Н. В. Гоголя. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Портрет”, “Мертвые души”. Раздел IV. Тема 3. Христианская символика романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Тема 5. Христианские мотивы в произведения А. П. Чехова. “Студент”, “В овраге”, “Дуэль”. Раздел V. Тема 3. Христианские образы в поэзии Н. С. Гумилева. Тема 4. Евангельские мотивы в творчестве Л. Н. Андреева. “Иуда Искариот”, “Елеазар”, пьеса “Анатэма”. Все эти темы и разделы требуют более тщательной обработки. Пока это только видение автора в раскрытии данной темы в 9-11 классах. Все остальное – дело ближайшего будущего. Хочется упомянуть об основных подходах к раскрытию данной темы. На уроках в этих классах будет преобладать исследовательский метод. Литературные произведения будут изучаться путем сопоставления литературных героев, сравнения произведений различных видов искусств, рецензирование книг, спектаклей, кинофильмов. Таким образом, у учащихся формируется умение давать самостоятельную оценку художественному произведению. Кроме того, обращение к древним пластам литературы требует актуализации художественного материала для школьников. Это необходимо для пробуждения интереса, как одного из способов мотивации. Очень нужно отыскивать в произведениях прошлого такие “магнитики”, которые бы привлекли современного ученика. Этому способствует современное прочтение классики в школе, нахождение в тексте жизненно важных для нынешнего поколения духовных и эстетических проблем. Разве не актуальной будет звучать тема “Экология души” на уроках в 11 классе? Здесь можно очень удачно проследить связь между литературой конца XIX и XX века. Например, прочитав и переосмыслив главу “Великий инквизитор” из романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” и главу “Понтий Пилат” из романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, учащиеся смогут ответить на вопрос: почему к одному и тому же евангельскому сюжету обратились писатели XIX и XX века? И какова роль этих эпизодов в романах? ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вот так, от ступени к ступени учащиеся могут подниматься все выше и выше и носить высокую значимость христианской морали и огромное значение русской литературы для раскрытия этой темы. Русские классики уже в прошлом веке стали бить тревогу. “Все более и более нарушается в заболевшем обществе нашем понятие о зле и добре, – писал Ф. М. Достоевский. – Кто из нас, по совести, знает теперь, что зло и что добро?…” Русские классики были убеждены, что загрязнение нравственного климата планеты представляет не меньшую опасность, чем физическое загрязнение среды. Русская литература на протяжении веков всеми возможными художественными средствами доказывала жизненную необходимость духовно-нравственного совершенствования человека. В пропаганде этих важных идей видится цель и назначение работы учителя словесности. Ниже, в приложении, приведены некоторые методические разработки уроков литературы с использованием текста Евангелие. Приложение 1. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ |