Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Эволюция темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX в.
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Эволюция темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX в.


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.04.05
Просмотров: 1100

Медведева Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Все мы вышли из гоголевской “Шинели”.

Ф.М. Достоевский.

Русских писателей XIX века, таких корифеев литературы, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М.Достоевский, волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях.

Эта тема кажется мне интересной и в наше время, поэтому я в системе провожу уроки литературы, посвященные “маленькому человеку”. В шестом классе это урок по повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” из цикла “Повести Белкина” (1830 г.). В седьмом классе – по поэме А.С. Пушкина “Медный всадник” (1833 г.). В восьмом классе это урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя “Шинель” (1841 г.) из цикла “Петербургские повести”, а в 9 классе – по роману Ф.М. Достоевского “Бедные люди” (1846 г.).

После изучения этих произведений мне показалось интересным проследить вместе с учениками, как постепенно изменяется “маленький человек”, как происходит в литературе эволюция этой темы. Итогом нашей работы с девятиклассниками стал урок внеклассного чтения “Эволюция темы “маленького человека” в русской литературе XIX века”, проведенный в форме семинара. Учащиеся, в зависимости от своих литературных пристрастий, разделились на четыре группы (по количеству изучаемых произведений) и получили домашнее задание перечитать все вышеназванные книги.

Каждая группа подготовила письменные творческие работы по выбранному произведению, оформив их в виде рефератов, собственные иллюстрации и небольшую выставку книг.

Основной задачей нашего урока стал анализ изученных произведений под новым углом зрения и постепенное, в ходе обсуждения, понимание того, что, действительно, в раскрытии темы “маленького человека” произошла эволюция.

Урок начинается со вступительного слова учителя.

Cегодня мы говорим о четырех произведениях русской классической литературы первой половины XIX века, в которых там или иначе отражена тема “маленького человека”. Это повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”, его же поэма “Медный всадник”, повесть Н.В.Гоголя “Шинель” и роман Ф.М.Достоевского “Бедные люди”.

Наша первая задача – рассмотреть, как в названных произведениях рассматривается тема “маленького человека”. Для этого вспомните, как мы понимаем сам этот термин. Ответы учащихся определяем с точки зрения определения, записанного на доске:

“Маленький человек” – это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.

Сегодня на уроке мы должны понять, почему главные герои этих литературных произведений: и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич Башмачкин, и Макар Алексеевич Девушкин – “маленькие люди”.

Вторая наша задача – доказать, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. А для этого надо знать, что такое эволюция, т.к. для нас это понятие новое.

Эволюция – медленное, постепенное изменение.

Мы с вами прочитали все четыре произведения и теперь, работая в группах и ориентируясь на предложенные вопросы, проследним, как показан в каждом из них “маленький человек” и как он изменяется, медленно, постепенно, от произведения к произведению.

Далее учитель знакомит учащихся с вопросами, предварительно записанными на доске. Вопросы одинаковые для всех четырех групп, но каждая группа работает только по одному произведению.

  1. Краткая характеристика героя, его место в жизни.
  2. Представление героя о счастье.
  3. Событие, которое изменило его жизнь коренным образом.
  4. Попытка героя защитить себя.
  5. Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним произошло?
  6. Как автор заканчивает свое произведение?

Затем учащиеся в течение нескольких минут обсуждают ответы в своих группах и устно отвечают на заданные вопросы. По каждому произведению записываются краткие выводы в тетрадях по литературе.

Герой повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин вполне доволен своей жизнью. Его небольшая должность дает ему дом и кусок хлеба, а красавица дочь ведет домашнее хозяйство и умеет ловко успокоить недовольных проезжающих. Для счастья ему нужно только одно: чтобы его дочь была рядом с ним и жизнь их текла по–прежнему тихо и спокойно. Побег Дуни с ростмистром Минским в корне изменяет его жизнь, он опускается, начинает пить. Пытаясь защитить себя, Самсон Вырин едет в Петербург. Он боится, что гусар бросит его дочь. Самсон Вырин в своем расставании с дочерью винит ростмистра Минского, но он – представитель своей социальной среды, отличной от среды Вырина. Значит, не сам Минский, а социальные противоречия общества виновны в том, что произошло со смотрителем. Самсон Вырин умирает, не вынеся одиночества, он не может пережить свою разлуку с дочерью.

Главным героем поэмы “Медный всадник” является Евгений, он – обедневший дворянин и не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Он не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье и собирается жениться на своей возлюбленной Параше. Но в спокойное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, сознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виновных в том, что рухнула его надежда на счастье. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет всю государственную машину, тем самым, вступая в неравную схватку. Пушкин показывает это через оживление памятника Петра I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Герой “Шинели” Анакий Анакиевич уже не дворянин, он чиновник самого низшего класса, человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его. Для счастья ему нужно совсем чуть–чуть: новую шинель, которую он шьет ценой невероятных лишений. Когда у Башмачника на пустынной ночной улице украли шинель, это для него было горе, равноценное потере Параши у Евгения. Анакий Анакиевич обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению. Герой умирает, но Гоголь оживляет его, и дух Анакия Анакиевича, не смирившегося с унижением, мстит за себя.

“Бедные люди” – роман в письмах, где нет голоса автора или рассказчика. История Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина открывается перед нами в письмах за полгода. Он, действительно, “маленький человек” – Макар Девушкин. Не только потому, что чин его самый низкий и должность – бумаги переписывать, вицмундер у него изношенный, пуговицы так и сыплются, всякий над ним смеется, но не потому, что приходит в восторг от сочинений Сотозяева и возмущается “Шинелью” Гоголя. Макар узнал себя в Анакии Анакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже не ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую ступень. Поняв, что его мечта о счастье не осуществится, и Варенька выйдет замуж за другого, он находит в себе силы пережить это, помочь ей с честью выйти из сложившейся ситуации. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и о своем положении в обществе.

Далее учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос: “Почему и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич, и Макар Девушкин – “маленькие люди”?” Ответы были примерно такими: “Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства”.

Теперь постараемся понять, в чем же заключается эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Для этого учащиеся дают краткую устную характеристику героям.

Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает.

А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели.

Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он силен духом. На последних страницах романа мы видим его, надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной.

Вместе с учениками делаем вывод. Таким образом, эволюция в изображении “маленького человека” заключается в том, что герои все более упорно пытаются бороться за свое счастье и выживание. Также эволюцию можно проследить и в том, что С.Вырин, Евгений, Анакий Анакиевич не обладают ярко выраженными чертами личности, они показаны авторами скорее как бессловесные существа, молча переживающие свое горе, чем как человеческие личности. А Макар Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоинства, это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, еще более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя, за свое место в жизни.

Заключение учителя.

Сегодня мы с вами, вспомнив и проанализировав четыре ранее изученных произведения, пришли к выводу о том, что в них действительно есть эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем “маленький человек” обретает самосознание, способность к чувствам и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное то, что он уже не ничтожен в душе.

Дома учащимся предлагается письменно в тетрадях по литературе ответить на вопрос: “В чем проявилась эволюция в изображении “маленького человека” от Пушкина до Достоевского?”

На наш взгляд, такая небольшая письменная работа поможет ученикам систематизировать все услышанное на уроке.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21