Преподавание литературы
"Последний бой майора Пугачева" В.Шаламова. 8-й класс (дифференцированное обучение)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.04.04
Просмотров: 2211
Мухомедьянова Вера Петровна, учитель русского языка и литературы Цели: - Раскрыть содержание рассказа Шаламова, условия существования человека в тоталитарном государстве, показать характеры людей, решившихся на побег в таких сложных условиях.
- Развивать навыки анализа эпического произведения, навыки устной речи, рассуждения, обобщения, подведения итогов урока.
- Способствовать патриотическому воспитанию, воспитанию гордости за героические поступки людей, жаждущих свободы.
ХОД УРОКА Они бывалые солдаты И не боятся умирать. В. Шаламов «Суриков. «Утро стрелецкой казни» Ни шагу обратно! Ни шагу! Приглушены сердца толчки. И снег шелестит, как бумага, Разорванная в клочки. Сухой, вездесущий, летучий, Он бьёт меня по щекам, И слишком пощёчины жгучи, Чтоб их отнести к пустякам. В. Шаламов «Ни шагу обратно!..» - Вступление. Варлам Тихонович Шаламов провёл советских тюрьмах и лагерях семнадцать лет: с 1929 по 1932 – в североуральских и с 1937 по 1951 год – в колымских. Он выжил, чтобы свидетельствовать о тех ужасных условиях, в которых невинные люди не имели права остаться в живых. Главная книга его жизни – «Колымские рассказы», откуда взят рассказ «Последний бой майора Пугачёва».
- Сообщение ученика о Шаламове.
- Словарная работа. Репатриация – возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за её пределами вследствие войны, также эмигрантов.
- Беседа по вопросам.
1 группа (низкий уровень) | 2 группа (средний уровень) | 3 группа (высший уровень) | Возможный результат | | Почему автор не знает, с чего начать рассказ? | Что даёт читателю такая разрозненная информация? | Автор перечисляет виновных в произошедшем или что-либо знающих о нём, чтобы показать, как много людей было связано с ним. Из отдельных сведений мы узнаём, какие порядки существовали в стране, видим панораму жизни, определяем меру ответственности людей, охраняющих государственных преступников, которые должны были знать заранее, что может случиться. Но они ничего не подобного даже не предполагали, потому что давно такого не было. | Что мы узнаём о заключённых 30 годов и о репатриантах? | Чем они отличались и почему? | Почему такое событие стало возможно? | Арестанты 30 годов были случайными жертвами. «Отсутствие единой объединяющей идеи ослабляло моральную стойкость арестантов чрезвычайно. Они не были ни врагами власти, на государственными преступниками, и, умирая, они так и не поняли, почему им надо было умереть. Их самолюбию, их злобе не на что было опереться. И, разобщённые, они умирали в белой колымской пустыне – от голода, холода, многочасовой работы, побоев и болезней. Они сразу выучились не заступаться друг за друга, не поддерживать друг друга. К этому и стремилось начальство. Души оставшихся в живых подверглись полному растлению, а тела их не обладали нужными для физической работы качествами». Они были полностью порабощены и не способны были на сопротивление, это было немыслимо. Поэтому лагерное начальство не «ждало ничего нового». | Что узнали новые заключённые о лагерных привычках «аборигенов»? Что такое «настоящий голод»? | Разве можно кусочком хлеба продлить удовольствие от еды, если ты вообще голоден? | Что заставляло людей поступать так? | Такая привычка сложилась у людей из чувства самосохранения, выработалась не сразу, но закрепилась, потому что помогала выжить. Наверное, человеку не так уж много требуется пищи каждый день, как мы привыкли думать. | Что предприняли заговорщики, чтобы выжить? | Почему? | Какая мысль с самого первого дня овладела майором Пугачёвым? | Выжить в забое они бы не смогли: уж слишком тяжкие условия там были. Поэтому участники заговора постепенно «продвигались в обслугу». Оставаться в таких условиях долгие годы жизни майор, привыкший принимать решения самостоятельно, не мог. «Если не убежать вовсе, то умереть – свободными», - такова цель заговорщиков. | Прочитайте описание колымской весны. | Имеет ли композиционное значение этот пейзаж? | | Короткая, но ослепительная, как и оставшаяся жизнь осуждённых воинов. | Зачем так подробно описывается начало побега? | Почему у заговорщиков всё получилось? | Какие качества характера этих людей проявились? | Всё было продумано до мелочей, всё было рассчитано, удачно было выбрано время, каждый без суеты выполнял то, что и мог сделать в такой ситуации. Беглецы почувствовали себя снова солдатами. Это смелые, мужественные люди, наблюдательные и ответственные. Они прошли войну и знали, что в таких условия важна каждая деталь. Но они и великодушны, знают цену человеческой жизни – не стали зря губить людей. Ведь они не могли не понимать, что эти же солдаты, которых они не стали расстреливать, будут посланы за ними в погоню. | Почему тайга для них не была страшнее Стохода? | | | | Найдите описание тайги. | Какое значение имеет этот пейзаж в рассказе? | Почему деревья сравниваются с людьми? | Хрупкая природа Колымы в условия постоянного холода и короткого лета приспособилась к условиям жизни, использует каждый вершок оттаявшей земли, чтобы выжить. Тяжёлые, мощные деревья не ломались, падали в одну сторону, куда постоянно дул ветер. Так и люди, сильные и стойкие, не гнулись и не ломались, предпочитали смерть все вместе, так погибли восставшие. | Почему устраивались на ночь быстро, привычно? | Какое значение имеет описание ночи? | Что для майора Пугачёва открылось этой ночью? | Пугачёв привычно искал на небе свои звёзды, как привык на войне. Звезда пешеходов располагалась непривычно, как символ смены положения майора – он был не охотником, а зверем. Такова судьба человека, стремящегося к свободе, в тоталитарном государстве. Ночь была, возможно, последней в жизни майора. Хоть и свободной, вольной, но и последней. Это была ночь воспоминаний страшного крестного пути. Страшен вывод, который делает майор в конце своей жизни: он честно воевал, защищая родину, бежал из плена при первой возможности, но оказался не нужен власти, которая должна быть ему благодарной. Власть его боялась, потому и упряталав места не столь отдалённые. Такая же судьба была и у его товарищей, которые согласились умереть на свободе, как воины, чем прозябать неизвестно сколько под конвоем. Невольно вспоминается представление о почётной смерти в бою древних воинов. | Найдите в тексте, о чём думал майор ночью после побега. | | Чем гордился Пугачёв, перебирая в памяти события последних часов? | Пугачёв гордился своими товарищами, видел, что они понимали, на что шли, поэтому всё у них получилось. Он гордился тем, что многие в лагере знали о готовящемся побеге, но никто не побежал на вахту с доносом. | Как описывается бой восставших? | Почему так бесстрастно описан бой пугачёвцев и их гибель? | Почему начальник отряда охраны сознательно бросился под пули? | Люди готовы были умереть и погибали достойно, как и полагается солдатам. Для них это была привычная работа. Такое повествование больше всего действует на читателя. | Чем закончился бой? | Почему о результате боя мы узнаём от хирурга Браудэ? | Почему беглецов привозили только мёртвыми? | Именно он принимал раненых солдат и констатировал гибель людей. К нему стянулись все сведения. | | Почему ещё долго после боя солдаты прочёсывали тайгу? | | | Какова судьба людей, прямо или косвенно связанных с этим побегом? Кто для Пугачёва был лучше всех, достойнее всех? | Почему в последние минуты жизни Пугачёв вспоминает и свою учительницу? | Почему майор застрелился? Может быть, он смог бы спастись? | Очевидно, учительница в старой кофте была нравственным ориентиром для майора. Он знал, что его всё равно найдут, и предпочёл сам уйти из жизни. | | | Почему в медвежьей берлоге? | | – Случайно ли именно такую фамилию своему герою выбрал автор? – Что общего у этих героев? – Вспомните калмыцкую сказку Пугачёва в «Капитанской дочке». Выводы: В любых условиях человек должен оставаться достойным своего положения. Достойны уважения только нравственная чистота, верность, преданность, сохранение чести и достоинства, героизм и мужество, проявленные в любых условиях.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|