Преподавание русского языка Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастным оборотомNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 765 Насыбуллина Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Ход урока:I. Организационный момент урока.II. Вступительное слово учителя.- Ребята, мы с вами живем в одном из старейших городов Европы. Сколько лет исполнилось нашему городу в 2005 году? (1000 лет). - 1000 лет… Много это или мало для города? Что важнее – сохранить современное или разыскать прошедшее, возобновить, воссоздать? В потоке современного производства многие вещи быстро становятся музейными. На кухнях с микроволновой печью соседствуют как память о прошлом деревянные ложки, самовары и т.д. Старые вещи, живущие у многих людей, - это свидетельства жизни, которую вели отцы, деды, прадеды. Вещи уходят, исчезают. Исчезают порой незаметно… - Где же хранятся эти вещи? (В музеях). III. Синтаксический разбор предложения.Экспонаты, хранящиеся в музеях, помнят руки и сердечное тепло нескольких поколений. (Один учащийся производит разбор предложения у доски). IV. Проверка домашнего задания.(Дома ребятам необходимо было выписать из толкового словаря значение слова “коллекция”). - Но есть люди, очень увлеченные, которые собирают старые вещи. Как их называют? (Коллекционеры) - Что же такое коллекция? V. Постановка целей и задач урока.- Сегодня мы с вами тоже попробуем создать коллекцию, коллекцию бабушкиного сундука. И обратимся мы к промыслам татарского народа. VI. Работа с текстом на повторение.- Издавна были широко распространены у татарских женщин сережки, самые разные. Это и известные серьги в форме знака вопроса, и варианты кольцевых сережек, и серьги, состоящие из двух-трех вертикально соединенных частей, к которым прикреплялись подвески. На руках у татарских женщин были браслеты. Браслеты носили попарно, по одному на каждой руке: считалось, что это помогает сохранить добрые отношения между супругами. В сундуке каждой бабушки можно найти ювелирные украшения. Давайте пополним ими нашу коллекцию. (Ребята приносят из дома старинные татарские украшения, которые есть в их семье. Начинает создаваться коллекция бабушкиного сундука. Все принесенные вещи выкладываются на стол, служащий на этом уроке демонстрационным). - А теперь, ребята, давайте поработаем с текстом, представленным вам. (На партах ребят лежат карточки с текстом: “Женские украшения самобытные изысканные привлекают нас своей подлинной художественностью. Металлическая цепочка выполненная в виде листьев служила головной повязкой изящно ниспадавшей на лоб женщины. Среди шейных украшений татарок особенно красочна воротниковая цепочка состоящая из застежки с подвесками. Грудь женщины украшали изделия на матерчатой основе. Татарские мастера украшали свои изделия самоцветами горным хрусталем”. - Выпишем из данного текста все предложения с обособленными определениями. - Чем выражены эти определения? Что такое обособленные определения? А что такое вообще обособленные члены предложения? VII. Объявление темы урока.- Сегодня мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложениях. Но разговор наш будет об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. - Вспомните, что такое деепричастие? А что такое деепричастный оборот? Как на письме обособляются деепричастия и деепричастные обороты? VIII. Актуализация знаний учащихся.На доске записаны два предложения:
- Объедините два простых предложения в одно, осложненное деепричастным оборотом. Запишем полученное предложение: Татарские женщины умели шить, вышивать, ткать, слывя искусными мастерицами. - Выполним синтаксический разбор предложения, графически объяснив постановку знаков препинания. - Но давайте не будем забывать про нашу коллекцию. Итак, татарская женщина была искусной мастерицей. Говоря о “живописи нитью”, о каком из перечисленных умений мы вспоминаем? ( О вышивке). - Что же вышивали ваши бабушки? (Ребята дополняют коллекцию вышитыми полотенцами, салфетками, тюбетейками и т.д.). IX. Закрепление пройденного материала.Работа с текстом: “Игла умелых рукодельниц помогала мастерить одежду украшая ее орнаментом. Перед обедом накрывая стол вышитой скатертью хозяйки выставляли красивую посуду. Особенно нарядно убирали дом во время свадебных торжеств украшая его вышивками и изделиями новобрачной”. - Запишите предложения. Выделите в них деепричастные обороты. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку. (Работа выполняется в тетрадях и на доске). - Особого внимания требует и татарская национальная обувь, традиции изготовления которой живут и сейчас. (Коллекция пополняется татарскими сапогами, украшенными национальным татарским орнаментом). X. Самостоятельная работа учащихся.Учащимся раздаются карточки с разноуровневыми заданиями. Каждый ребенок выбирает уровень, который ему по силам выполнить: 1 уровень: Составь 2-3 предложения по теме “Национальная обувь татар”, используя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. 2 уровень: Составь 2-3 предложения по теме 2национальная обувь татар”, используя следующие деепричастные обороты: вкладывая душу, украшая ее затейливым узором, используя национальный орнамент, возникнув в данные времена. 3 уровень: Вставь в предложения деепричастные обороты из уровня № 2: искусство создания национальной обуви живо и сейчас. Мастера работают над своими изделиями. Они придают обуви праздничный вид. (Проверка нескольких работ с объяснением выбора уровня). XI. Творческая работа учащихся.- Татары – единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Поэтому в Казани так много мечетей. Все они построены в традиционном национальном архитектурном стиле. - Что такое архитектура? - Какова этимология этого слова? - Дайте синонимический ряд слова. (Ребята для выполнения данных заданий работают с толковым, этимологическим словарями и словарем синонимов по группам). - Самая главная мечеть в Казани и Татарстане – это мечеть Кул Шариф. - Напишите небольшое сочинение о мечети Кул Шариф, ее убранстве, используя обособленные определения и обстоятельства. (Чтение нескольких работ). XII. Подведение итога урока. Выставление оценок.- Итак, что мы сегодня на уроке вспомнили? - Как на письме обособляются деепричастные обороты? - Чем вам запомнился урок? XIII. Домашнее задание.Вспомнить, какие архитектурные здания Казани украшены татарским орнаментом. Написать о них 3-4 предложения с использованием обособленных определений и обстоятельств. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |