Преподавание русского языка Урок развития речи в 7-м классе по теме "Сочинение-письмо по впечатлениям от картины И.И. Бродского «Летний сад осенью»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.31 Просмотров: 2753 Шульга Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
На доске предложение: Его картины привлекают пронзительной правдой и щемящей душу поэзией. I. Организационный момент. Интрига. 1. Ученица читает отрывок из стихотворения “Осень” А.С. Пушкина.
(На слайдах появляются репродукции картин известных художников). Учитель комментирует. 2. Вопрос: - Что объединяет стихотворение и картины? (Пейзаж, тема осени). II. Объявление темы урока. III. Чтение задания упражнения 44 по учебнику 7 класса. Обсуждаем задание и рассматриваем репродукцию картины И.И. Бродского на цветном вкладыше учебника. IV. Знакомство с художником И.И. Бродским и его творчеством. 1. Ученик рассказывает о художнике. Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в селе Софиевка, близ города Бердянска. Первоначальное художественное образование он получил в Одесском художественном училище, где в 1896 – 1902 годах занимался у таких известных живописцев и педагогов, как Г.А. Ладыженский и К..К. Костанди. В 1902 – 1908 годах он учился в петербургской Академии художеств, в стенах которой молодой Бродский испытал благотворное влияние великого русского художника – реалиста И. Е. Репина. В конце жизни он писал: “От Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни”. Глубокий след в дальнейшей творческой биографии Бродского оставили его поездки от Академии художеств в Испанию, Францию и Италию (1909 – 1911). В эти годы окончательно сформировались творческие принципы искусства Бродского. 2. Рассказ учителя о творчестве И.И. Бродского и его картинах. (Картины на слайдах). Уже студенческие работы молодого художника свидетельствовали о его ранней творческой зрелости и привлекали к себе внимание любителей искусства. Он много работал в жанре портрета и пейзажа. Уже во время учебы в Академии художеств ярко проявилось дарование И. Бродского – пейзажиста. Значительная часть ранних пейзажей И.Бродского написаны с натуры. Постепенно он перешел к работе по воображению. Великолепными образами пейзажиста являются такие известные произведения: “На даче”(1906), “Золотая осень”(1907), “Сквозь ветви”(1907). В картине “Сквозь ветви” художник совместил два пространственных плана. На первом – кружевной древесный стол и ветки, на втором - безбрежные привольные просторы. Мы любуемся каллиграфической четкостью прихотливого узора ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске земли. Пейзаж рождает не лишенное романтической окрашенности желание вырваться за пределы пространства картины. Не менее замечательны картины “Зима” (1919 – 1922), “Аллея парка” (1930 г). Главную задачу художник видит в том, чтобы раскрыть устойчивые качества природы, показанной в определенное время дня и года. Еще одна работа “Л.М. Бродская на террасе” (1908). Здесь присутствует пейзаж, который написан в мягкой пастельной гамме. Умиротворенная гармония образа женщины с природой создает определенное настроение. Картина “Летний сад осенью” написана в 1928г., когда художник достиг больших успехов в своем мастерстве. 3. Работа с предложением, которое записано на доске. Вопрос: - Как вы понимаете эти слова? V. Формулируем цели и задачи. Итак, наша главная задача – подробно описать картину И. Бродского “Летний сад осенью” и написать о своих впечатлениях в письме другу. VI. Построение сочинения. Письма бывают разные, и они определяются содержанием. Это письмо– радость, письмо – скорбь, письмо – пожелание, а у нас письмо – впечатление. - Что будет составлять содержание письма? (Работа над основными требованиями к письму, вступлением и заключением.) Основные требования к построению сочинения - письма. (Лежат на столах) 1. Вступление. Обязательное обращение к другу в начале сочинения. (Добрый день,здравствуй, дорогой, уважаемый, милый…). Не забудь написать имя друга. VII. Работа над содержанием основной части сочинения – письма. Основная часть письма – это ваши впечатления от картины. Чтобы их выразить, необходимо понять замысел художника и передать свое отношение к изображенному на картине, те чувства, мысли, желания, которые вызывает этот пейзаж. - В каком стиле будем писать сочинение? 1. Определение темы: - О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник? Какой момент изображен на картине? 2. Определение основной мысли: - Каков, по – вашему, замысел художника? Какое чувство вызывает природа? 3. Цветовая гамма картины: - В каких красках исполнена картина? Какие цвета преобладают? О чем говорят краски, использованные художником? 4. Описание картины: - Давайте увидим, что и как изобразил художник на картине. Чтобы описание было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал. Работа в группах. 1 группа. Аллея сада. Задание: Написать сочинение – миниатюру (10-12пр.), используя в описании художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь: - Какими нарисованы деревья? 2 группа. Беседка. Задание: Составьте 5 -6 словосочетаний для описания беседки. 3 группа. Люди. Задание: Отвечая на вопросы, составьте предложения для описания людей? Вопросы в помощь: - Чем они заняты? 4 группа. Небо. Задание: Составить словосочетания, используя художественные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь: - Какое оно? Индивидуальные задания. (3 стихотворения об осени – 3 ученика). Задание к каждому стихотворению: 1. Прочитать выразительно стихотворение. - Какова тема стихотворения? 3. Выписать словосочетания, которые мы можем взять для описания картины. Тексты стихотворений. 1.
(И. Бунин.) 2.
(А. С. Пушкин) 3.
(А.С.Пушкин.) 5. Впечатления от картины. Вопросы: -Какое впечатление производит картина? VIII . Творческий диктант. Тона золотой осени, производит впечатление, лирически задушевный пейзаж, чудесная пора, прекрасное и будничное, последние лучи солнца, теплый день, тянутся вверх, голые ветки, волнует душу, чувствовать красоту природы, ощущение свежести, неповторимая красота осени, разноцветные листья, радостное настроение, одетые люди, меняют наряд, искренность и красота, земля покрыта листьями, любуются природой, отдыхают душой. IX. Составление плана. Примерный план. 1. Приветствие другу. а) общее впечатление от пейзажа картины; 3. Прощание с другом. X. Домашнее задание. Написать сочинение- письмо по личным впечатлениям. Упражнение 44. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |