| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | ЧИСТОПИСАНИЕ ая, ое, ой - Мы неслучайно пишем эти сочетания. А что это за сочетания, мы ответим в конце урока. | Самостоятельная работа учащихся. |
2 | А. О. З. - Прочитайте слова на экране. (На экране: Шапка Платье Сарафан ) - Запишите эти слова в тетрадь столбиком. Что общего у этих слов? | Это имена существительные, т. к. обозначают предмет, в единственном числе, неодушевлённые, это одежда. |
- Хорошо! А чем различаются эти существительные? Определите род имён существительных. (На экране: ж. р. Шапка ср. р. Платье м. р. Сарафан) | Эти существительные разного рода: шапка женского рода, платье – среднего, сарафан – мужского. |
- Можно ли имена существительные изменять по родам? Почему? - Верно, ребята, значит род для имён существительных – это постоянный признак. (На экране: ПОСТОЯННЫЙ ПРИЗНАК) | Нет. Имена существительные по родам не изменяются. |
3 | НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ПО РОДАМ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1) - Опишите данные предметы, используя имена прилагательные: СИНИЙ, БОЛЬШОЙ, КРАСИВЫЙ. А помогут вам вопросы. (На доске карточки с именами прилагательными: синий, большой, красивый. На экране: ж. р. Шапка (Какая?) ср. р. Платье (Какое?) м. р. Сарафан (Какой?) | |
- Запишите вопросы и прилагательные в тетрадь. - Проверим, что у нас получилось. (Дети читают, одновременно появляется запись на экране: : ж. р. Шапка (Какая?) синяя ,большая, красивая. ср. р. Платье (Какое?) синее, большое, красивое. м. р. Сарафан (Какой?) синий, большой, красивый. ) | Самостоятельная работа учащихся. |
- Что вы можете сказать о получившихся именах прилагательных? - Почему так решили? Докажите. | Имена прилагательные разного рода. Связаны с существительными разного рода. И какой род у существительного, такой и у прилагательного. |
- Определите род имён прилагательных. (На экране одновременно с ответами учащихся: ж. р. ж. р. ж. р. ж. р. Шапка (Какая?) синяя, большая, красивая. с. р. с. р. с. р. с. р. Платье (Какое?) синее, большое, красивое. м. р. м. р. м. р. м. р. Сарафан (Какой?) синий, большой, красивый. ) | |
- Посмотрите на имена прилагательные и скажите род для имён прилагательных признак изменяемый или неизменяемый? Почему? | Изменяемый признак, потому что одно и тоже прилагательное может быть и мужского, и женского, и среднего рода. |
- А если это изменяемый признак, то как могут изменяться имена прилагательные? - Обобщим: как же могут изменяться имена прилагательные и как определить род имён прилагательных? ВЫВОД: Имена прилагательные могут изменяться по родам. А чтобы определить род имён прилагательных надо определить род имени существительного, с которым оно связано. | Имена прилагательные могут изменяться по родам. |
- Сравним наш вывод с выводом учебника на странице 42. - Молодцы мы, можем уже сами писать учебники. | Чтение правила в учебнике. |
ФИЗМИНУТКА - Мы отлично поработали, а теперь немного отдохнём под музыку. Наша любимая музыка и танец. |
2) - Выделите окончания имён прилагательных. (На экране одновременно с ответами учащихся выделяются окончания имён прилагательных) | |
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? | Какая? -ая, - яя |
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода? | Какое? -ое, -ее |
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода? (На экране одновременно с ответами учащихся: ж. р. ср. р. м. р. (Какая?) (Какое?) (Какой?) -ая, -яя -ое, -ее -ий, -ой, -ый - Прочитаем правило в учебнике на странице 43. | Какой? -ий, -ой, -ый. |
4 | МОТИВАЦИЯ - Ребята, а для чего нам нужно знать окончания имён прилагательных? - Мы – молодцы. Мы сами вывели правило об окончаниях имён прилагательных. А теперь будем тренироваться в написании имён прилагательных. И для этого нам потребуется не один урок. | Для правильной связи слов в предложении. |
5 | УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - Поиграем в игру «Почтальон». У нас есть три домика, в которых живут Ж. Р., СР. Р., М. Р. Наша задача правильно разнести письма в нужный домик и доказать правильность. | |
(На первой парте лежат карточки-письма со словосочетаниями: Глубок…. лужа, поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ярк… солнышко) !!! Если есть время, то другие ученики записывают эти словосочетания в тетрадь!!! | Ученик выходит, берёт письмо, читает словосочетание и объясняет: «В прилагательном глубокая пропущено окончание –ая, потому это прилагательное женского рода, т. к. связано с существительным лужа женского рода». Вписывает окончание, показывает и кладёт в соответствующий домик. |
- Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного? Составим план наших действий. (На экране одновременно с ответами учащихся: | 1. Найти существительное, с которым оно связано. 2. Определить род существительного 3. Узнать род прилагательного 4. Вспомнить окончания прилагательных |
- Какие же окончания имеют имена прилагательные? ( На экране: ж. р. ср. р. м. р. (Какая?) (Какое?) (Какой?) -ая, -яя -ое, -ее -ий, -ой, -ый - Вот такие же памятки вы получаете каждый. Они помогут вам успешно работать на следующих уроках! | Ответы. |
6 | ИТОГ - Ребята, а кто догадался, что же за сочетания мы писали в начале урока на минутке чистописания? - Окончания каких имен прилагательных мы писали? Каких не хватает? | Это окончания имен прилагательных. |
7 | УСПЕХИ | |