Преподавание русского языка Подготовка к сжатому изложению. 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.30 Просмотров: 687 Нагорнова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1) обучить технологии работы с текстом при подготовке к сжатому изложению; 2) используя метод аудирования, развивать речевой слух, оперативную память, навык вероятностного прогнозирования; 3) воспитание чувства патриотизма. Оборудование: мультимедийный проектор Ход урока1. Орг. момент.Итак, однажды по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. "Что ты делаешь?"– спросил мудрец. "Не видишь – я работаю!" – сердито ответил лесоруб. "Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее," – посоветовал мудрец. "Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо," – ответил упрямый лесоруб. Не так ли и мы, торопясь сделать что-то, не думаем, как можно заточить наши инструменты? 2. Вступительное слово учителя: цели, план работы (слайд 2).3. Подготовка учащихся к первому прослушиванию текста (даётся установка и формулируется коммуникативная задача)– что вы будете делать при первом прослушивании текста? (Внимательно слушаем, про себя проговариваем вслед за учителем, стараемся зрительно представить себе то, что слышим) – каковы ваши действия после прослушивания? (определяем тип речи, стиль, тему, основную мысль текста, составляем план) 4. Чтение текста учителем.… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко. Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, – ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце. К.Г. Паустовский 5. Осмысление текста учащимися (речеведческий анализ текста).Релаксация. Прежде чем мы с вами начнём обсуждение того, что у вас получилось, давайте представим, что вы – автор. Это вы написали текст, с которым мы только что работали. Что видел, слышал и чувствовал автор в момент написания? Итак, 1-ый ряд – вы только видите, 2-ой ряд – вы только слышите, 3-ий ряд – вы только чувствуете. 30 секунд на размышление. Ученики. 1 ряд – я вижу…, 2 ряд – я слышу…, 3 ряд – я чувствую…Вот сколько разных образов создаётся, когда вы только слушаете этот текст. 6. Обсуждение результатов. Образец представлен на слайде (слайд 3).
Назовите последовательность микротем, то есть план. На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков). Для чего нам важно определить тип речи, стиль текста, тему и основную мысль? (чтобы при передаче текста сохранить тип речи и стиль текста, донести основную мысль автора) 7. Вторичное чтение текста.Коммуникативная задача: прослушайте текст и, используя в качестве опоры план (слайд 4), выпишите ключевые слова, словосочетания, которые передают авторский замысел, стиль и несут основную информацию. 8. Самостоятельная работа с черновиком.9. Обсуждение результатов, сопоставление с образцом (слайд 5)10. Используя рабочие материалы урока, создайте текст (слайд 6).Различная сила воздействия пейзажа зависит от (чего?) Мы никогда не променяем на (что?) Их красота слилась ( с чем?) Во время путешествий мы бываем восхищены (чем?), но она не сможет затмить (что?) Наоборот… Ничто не только не может приглушить (что?) но, наоборот, доводит ее до (чего?) Я испытал это на себе, когда среди (чего?) вспомнил (что?) И у меня… Вы видите перед собой деформированный текст. Какие части предложений сохранены, а каких нет? Почему? 11. Рефлексия: сравните с образцом (слайд 7).Посмотрите, какой текст должен был у вас получиться. Удалось ли нам сохранить тип речи, стиль, тему и основную мысль исходного текста? Какие слова вы использовали, чтобы восстановить текст? 12. Сравнение с исходным текстом (слайд 8).Посмотрите, какой текст у нас был. Объясните, какие части текста подверглись сжатию и почему? 13. Давайте ещё раз вернёмся к основной мысли текста. Как вы её понимаете? (слайд 9).14. Итоги урока.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |