Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 3-м классе (1—4) по теме: "Род имен существительных"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 3-м классе (1—4) по теме: "Род имен существительных"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.03.29
Просмотров: 1616

Сайфуллина Наталия Владимировна, учитель начальных классов

Общая тема (блок).

Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»).

Тема урока.

Род имен существительных.

Тип урока.

Урок сообщения новых знаний (комбинированный).

Цель урока.

Для учителя

Для учащихся

Учить определять род имен существительных. Создание условий для усвоения способа определения рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи урока.

1. Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – родом.

2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.

3. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.

4. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

5. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

Ход урока.

I.

1) Орг. момент (самомассаж кистей рук, ушей, психол.настрой на урок).

2) Чистописание

- запись числа в тетрадь;

- Ж / ) ( ЖИЗНЬ (2-3 раза)

(учитель пишет на доске)

II. Постановка учебной цели.

1) Орфографическая минутка.

- Найди ошибку, исправь и напиши все слова правильно, объясни свои действия (развитие орфографической зоркости).

* Один ученик работает на оборотной стороне доски. Остальные - по индивидуальным карточкам. Сапок, ученик, домишко, дарога, сонце, жызнь, лошадь, Иля, дерево

1)

2)

3)

4)

5)

- проверка работы
- вывешивание карточек
(замена написанных слов)

- Оцени свою работу:

1 - понятность задания

2 – трудность выполнения

3 - правильность

img1.jpg (19546 bytes)

- Кто выполнил всю работу правильно?

- Кто допустил одну ошибку?

- Кому было трудно? В чем была трудность?

2) – Что общего у всех этих слов?

- К какой части речи относятся записанные слова?

- Докажите / - что обозначают…

/ - на какие вопросы отвечают…

- Откройте учебник на стр.120-121, посмотрите на ту часть «торта», где написано «имя существительное».

- С какими слоями вы уже знакомы?

- Какой слой вам не знаком (неизвестен)

/ грамматические признаки

- О каком слое торта будем говорить?

- Я предлагаю вам:

*разделить слова из орфографической минутки на 3 группы; *объяснить, что послужило основанием для классификации слов (по какому признаку слова разделили на группы).

/Фронтальная работа с обсуждением/

1 группа 2 группа 3 группа

Подсказка:

сапог дорога окно

- Каким словом-помощником (местоимением) можно заменить

1-ую группу слов? «он» мой

2-ую группу слов? «она» моя

3-ю группу слов? «оно» мое

- Имена существительные бывают: мужского рода, женского рода, среднего рода.

/Над столбиками поменять вывески:

М.Р. Ж.Р. СР.Р.

- Какие же имена существительные относятся к м., ж, ср. р.? ( имена сущ., которые можно заменить словом «он» - м.р., «она» - ж.р., «оно» - ср.р.)

/Открываем 2 часть алгоритма на доске/

- Что послужило основанием для классификации слов? (Род имен существительных)

- Вы правы, и тема урока сегодня «Род имен существительных».

/Открыли надпись на доске под числом/

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Учиться определять род имен существительных)

- Давайте обратимся к учебнику, с.131, и прочитаем правило /проверим правильность предложения/.

- Это же правило поэт заключил в стихотворении, послушайте, пожалуйста:

Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, - моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно, мое:
Мое окно, село мое.

*Зрительная гимнастика. Физминутка.

III. Упражнение в определении рода имен существительных.

1) Выполнение упр.№2 по образцу на доске (с.131).

Гимнастика, прыжок, движение ловк… / -ий -ая -ое

/ гимнастика (она) (ж.р.) – ловкая гимнастика

прыжок (он) (м.р.) – ловкий прыжок

движение (оно) (ср.р.) – ловкое движение

- От чего зависит выбор формы имени прилагательного? (От формы имени существительного, от которого зависит имя прилагательное)

/Открываем 3 часть алгоритма на доске/

2) Чтение правила в учебнике, с.132.

Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, т.е. ставится в той же форме, что и имя существительное. Красивый замок (м.р.), красивая статуя (ж.р.), красивое здание (ср.р.).

(Какого рода имя существительное, в таком же роде стоит и связанное с ним прилагательное)

3) Зрительная гимнастика (круги Коваленко).

Физминутка «Часы».

Кто там ходит влево – вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «тик-так, тик-так».

(Руки на поясе, наклоны вправо, влево)

А над ним сидит кукушка.
Это больше не игрушка.
Птица дверцу отворяет
Время точно сообщает.

( Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут.
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать.

(Ходьба на месте)

А теперь пора нам, братцы,
За уроки приниматься.

(Дети садятся за парты).

- Ребята, попробуйте определить род некоторых имен существительных из физминутки.

Маятник (он мой) – м.р. время (оно мое) – ср.р.

Кукушка (она моя) – ж.р. братцы (они мои) - ? /возник вопрос/

- Как определить род этого имени сущ.? /Проблема

- Ваши предложения. (Выслушиваем все предположения, приходим к верному, делаем вывод)

- Необходимо изменить форму слова так, чтобы слово обозначало один предмет и отвечало на вопросы: кто? что? Братцы – (один) братец (он мой) – м.р.

/Открываем 1 часть алгоритма на доске/

4) – Как же определить род имени существительного?

- Попробуйте составить алгоритм

/Что делаем сначала…/

Алгоритм определения рода имени существительного.

На доске - по пунктам, у детей – на карточках.

  • Ставлю имя существительное в такую форму, чтобы оно обозначало
  • один предмет и отвечало на вопрос кто? что?
  • Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно.
  • Подбираю подходящее по смыслу имя прилагательное.
  • Делаю вывод: красивый стол (он) – мужской род, красивая тарелка (она) – женский род, красивое ведро (оно) – средний род.

Психологическая разгрузка.

1) игра «Подари тепло друг другу» (дети в парах, держась за руки, говорят друг другу хорошее);

2) аутотренинг №1

Напряженье улетело…
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

IV. Закрепление пройденного материала.

Работа в группах (картинный словарь = словарные слова + предметные картинки).

- Что вы видите на доске? (картинки, на которых изображены предметы)

- Какой частью речи являются слова, обозначающие данные предметы? (им. сущ.)

- Работая в группах, определите род этих имен существительных.

1 группа – находит слова м. р.

2 группа – находит слова ж. р.

3 группа – находит слова ср. р.

После выполнения задания группы отчитываются о проделанной работе.

Каждый член группы доказывает принадлежность к определенному роду одного слова.

Оценивание работы групп.

/Доска:

мужской род женский род средний род
магазин
солдат
автобус
трактор
береза
дорога
библиотека
ягода
яблоко
солнце
окно
животное

V. Итог урока. Рефлексия.

- Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали об имени существительном? (грамматический признак – род)

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имени существительного?

- От чего зависит выбор формы имени прилагательного?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.

Д/з - Как вы думаете, каким будет домашнее задание?

- Знать алгоритм определения рода имен существительных.

- По желанию: составить свой словарь по родам, например, «Словарь имен существительных женского рода», «Словарь имен существительных мужского рода», «Словарь имен существительных среднего рода».

P.S. На следующем уроке обязательно сделать самоанализ: знания и умения по данной теме.

Анализ индивидуальной деятельности по теме:

«Род имени существительного».

Фамилия ___________________ Имя _______________ Класс __________

«+» - задание выполнено верно

«-» - испытывал(а) трудности

Знаю
- что обозначает имя существительное
- на какие вопросы отвечает имя существительное
- какого рода бывают имена существительные
- признак, по которому имя существительное может быть отнесено к определенному роду
- алгоритм определения рода имен существительных
Результат
Умею
- находить имена существительные

в ряду слов и в тексте

- отличать имена существительные

определенного рода в ряду других

- правильно определять род имен

существительных в тексте, применяя

алгоритм

Результат

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21