Преподавание литературы
Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина "Подсолнух"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.03.27
Просмотров: 996
Чернова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели: - учить находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении,
- учить определять идею произведения, авторскую позицию,
- дать понятия образ праведника, реминисценция.
Задачи: - знать:
- средства создания и характеристики образов;
- роль композиции рассказа в раскрытии идейного замысла рассказа.
- идейный замысел рассказа «Подсолнух»
- познакомиться с терминами: реминисценция, образ праведника.
- уметь:
- находить средства создания характеристики образов.
- находить элементы композиции в тексте
- определять авторскую позицию и средства её выражения.
- уметь выражать своё отношение к авторскому замыслу.
ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Сообщение темы, целей, хода урока III. Актуализация знаний Фронтальный опрос: - Что вы знаете о композиции как литературоведческом понятии?
- Вспомните приемы создания характеристики образа? (речь, портрет, авторская хар-ка, пейзаж, интерьер, поступок…)
- В каких произведениях используются данные средства создания характеристики образа героя? Какова их функция в тексте?
IV. Переход к изучению новой темы – Вы прочли рассказ В.Закруткина «Подсолнух». А что вы знаете об это писателе? Дополнительное слово учителя – Произведения В.Закруткина – это «деревенская проза». – В 2008 году исполняется 100 лет со дня рождения писателя. Индивидуальное сообщение ученика о дате написания и издания рассказа V. Анализ рассказа «Подсолнух» – Какой эпизод запомнился больше всего из рассказа, почему? – Какие слова остались непонятными? Групповая работа. Работа с текстом 1-4 абзаца: 1 группа: Выпишите из текста приметы пейзажа, указывающие на то, что действие происходит в донской степи. 2 группа: Найдите в тексте приемы авторской, портретной характеристики героя. Как В.Закруткин изображает дончака, степняка? В чем его отличительные особенности? 3 группа: Дайте речевую характеристику героев рассказа. (Опираясь на весь текст.) В какой местности так говорят? Аналитическая беседа: – С чего начинается рассказ? – Какое настроение рождает пейзаж степи? Какие краски преобладают в описании? – Пейзаж задает тон всему рассказу, предсказывает, что будет и «темное», и «светлое». – Чем пейзаж в.Закруткина отличается от пейзажей других писателей? Какая природа здесь показана? Пейзаж донской степи. Проверка работы 1 группы. – С какой целью используется автором пейзаж? – Что особенного в изображении степи? (Небо отображает землю) – Как вы думаете, почему автор именно так показывает пейзаж? (Взаимосвязь в природе, равноправие Неба и Земли. Выражение авторского мировоззрения, восприятия мира. Отсюда непонимание в «Матери Человеческой» причин поклонения Богородице, а не земной женщине. Земля важнее чем Небо.) – Чем является пейзаж в композиционном отношении (плане)? (Экспозиция) – На фоне контрастного пейзажа (небо – степь) мы знакомимся с главным героем. Он находится между двумя началами Небо и Земля, подчеркивается одиночество Отца. – Кто он? – Что вы знаете о нем из текста? Проверка работы 2 группы Для учителя: ОТЕЦ | | ТЕКСТ | Характеристика | Грозно топал | Авторская х-ка. Уверенный характер | Знали его все(+) | А/х.Уважаемый | К молчанию привык | А/Х.Молчаливый, спокойный | Удостаивал двумя-тремя словами | А/Х.Неразговорчивый | Высокий, плечистый с могучей грудью | Портрет. Сильный | До революции батрачил | А/Х.Степенный, смиренный | Чабановал в совхозе | А/Х.Труженик | Острый взгляд замечал все, что творилось вокруг | А/Х.Наблюдательный | Все любили и побаивались этого большого, крепкого старика | Уважали, любили | При невзрачной, угрюмой, молчаливой внешности герой обладает внутренней силой духа, напоминает богатыря = таков герой – дончак В.Закруткина. Проверка работы 3 группы Нехай, грыз, брешите, черт-ма, ни в жисть, навроде | Разговорная, простая, народная, диалектная – речь степного крестьянина. | Проблемная ситуация: – Как вы думаете, почему главного героя все звали Отцом? (– был стариком, из уважения, авторитет; – он называл всех, кто моложе , даже животных, сынками; – дань памяти о погибшем за Родину сыне). Беседа: – Что мы знаем о сыне? – Как история сына отразилась на Отце? (Используя текст). Воспоминание обожгло его, сдавило сердце | Постоянная боль, память об утрате | не заплакал и тогда | Выносливый, твердый характер | когда оставался один, вслух произносил «ероически погиб» | тяжело перенес потерю сына, не мог забыть о случившемся, не мог успокоиться | – Подумайте, почему воспоминанию о сыне в тексте предшествует образ лебедя? – Что символизирует лебедь? Что скрывается за образом лебедя, какие ценности? (Верность, чистота, забота, нежность, память, преданность) – Как вы считаете, обладает ли Отец этими качествами? Поясните свою мысль. – Почему Отец решил вырастить подсолнух? (Дать жизнь подсолнуху, для Отца значит, дать продолжение жизни частичке сына.) – Как в тексте показано обращение Отца с семечком? Зачитайте. Осторожно, точно лаская, положил Подержал во рту Засыпал перетертой пушистой землей | Любящий, помнящий сына, заботящийся о нем… | – Расскажите, как Отец ждал прорастания семечки? – Вспомните, как воспринял Отец весть о взошедшем подсолнухе? («...глаза засияли влагой», «прикоснулся пальцем к слабому ростку» – словно к ребенку). – Как вы понимаете слова Отца «Ну что ж, значит, живой…»? (Слова о подсолнухе , но за ними ощущается образ сына). – Как рос подсолнух? – Найдите описание подсолнуха. Какие приемы использует автор? Какое ощущение при этом возникает у читателя? (Олицетворение: листья отбиваясь от ветра, лопотали, сравнение: желтели густо, как пчелиные соты») – А что произошло, когда подсолнух заболел? Дайте оценку этим событиям. (Все старались спасти подсолнух) – Почему пастухи обращаются за помощью сначала к зоотехнику, а затем к агроному? (Подсолнух для них что-то живое). – Какая сцена в рассказе наиболее ярко показывает заботливое отношение Отца к подсолнуху? (Во время грозы.) – В чем проявилось участие Фоки? – Как вы думаете, случайно ли дан образ дяди Фоки в тексте? Учитель обращает внимание на ассоциацию с Фомой Неверующим. Сила Веры Отца, его Надежды, Любви заставляет поверить и Фоку в будущее подсолнуха. Можно провести параллели Фока – Фома Неверующий, Отец – Спаситель, Носитель Веры, Надежды, Любви. Обратите внимание на триединство в христианстве Отца, Духа и Сына. Может быть главный герой все же ближе не к Христу, а к Отцу Небесному, так как не проповедует, а является носителем веры, силы духа. И это является ответом на вопрос рассказа: небо = степи. Небо повторяет картину земли или же наоборот, земля является отображением небесной жизни. Отец Небесный спускается на землю. – Давайте в таком же ключе посмотрим на образ Доньки, сопоставим его с героем библийского сюжета «Притчи о блудном сыне». (Донька – «блудный сын», обретший веру, нашедший Отца,…) Чтение и анализ эпизода: – Зачитаем абзац , где показаны мысли Доньки, когда он бежит за зоотехником. – Как вы можете проанализировать эту фразу : «Чудо явиться всем» Слово учителя: Здесь уже прослеживается связь с Новым Заветом «чудо явится всем» – явление Христа народу. На самом деле это глубокое произведение с элементами реминисценции. Реминисценция – это включение автором в свое произведение образов, стихов, фраз и т.п. из другого литературного произведения. Это воспоминание, ассоциация с другими художественными текстами, образами. Реминисценция именно на христианскую тему (Библия, Новый Завет) имеется не только в этом рассказе, но и в повесть «Матерь Человеческая». Видение обычных земных людей сквозь призму небесного христианского мира– это мировоззрение В.Закруткина , его мировосприятие. Аналитическая беседа: – Какой момент в рассказе «Подсолнух» является кульминацией? Докажите свое мнение. – Как вы оцениваете поступок Отца? Почему он поступил именно так? – Какое отношение к человеку скрыто в это фразе: «Да разве ж мы не для людей его растили»? Поясните. – Чем являются слова Отца в композиции текста? (Развязка действия) – Зачем автор обращает наше внимание на то, что Отец «медленно провел ладонью по шершавому заполненному семечками гнезду»? О чем говорит этот жест. (Ощущение сыновей близости, его частички, для Отца подсолнух, как сын) Слово учителя: В литературе 20 века появляется образ праведника, в произведениях Солженицына, еще ранее в творчестве Лескова. Кто такой праведник? Посмотрим в словарь Ожегова. На доске: ПРАВЕДНИК: 1) у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2) человек ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Элемент дискуссии: – Можем ли мы назвать Отца праведником? Объясните свою точку зрения. Запись в тетради и на доске: ПРАВЕДНИК: Прошлое – труженик. Нынешнее – не грешит против правил нравственности, добра; – проповедует жизненные принципы гуманизма. – одинок – привязан к родине: «Отец родился, вырос и постарел в этой угрюмой степи» Слово учителя: Виталий Закруткин в книге «В родном краю» пишет так: «Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь, что в труде земляков-земледельцев есть малая частица моего труда, что уже поднялись высаженные мною тополя, вишни и яблони, что они незаметно входят в разлив донских садов и останутся людям.» – Чем слова самого автора схожи со словами Отца? Сопоставьте их. – Как эта фраза помогает понять основную мысль рассказа? (В произведениях В. Закруткина прослеживается взаимосвязь человека и природы, их взаимопроникновение, взаимопродолжение друг в друге.) – Можем ли мы определить авторскую позицию смысла жизни ? В чем она заключается? Проблемная ситуация: – Как эта авторская позиция раскрывается в повести «Матерь Человеческая»? – Как вы считаете, почему Отец и Мария («Матерь Человеческая») не озлобились после случившихся трагедий в их жизни? Беседа: – Чем заканчивается рассказ? – Впервые ли появляется образ лебедей? – С какой целью автор показывает их в начале и в конце истории об Отце? (Круговерть в природе, это подчеркивается последней фразой «неминуемый приход весны», кольцевая композиция: ведь история подсолнуха начинается с истории сына, а воспоминанию о сыне предшествует появление стаи лебедей). – Чем является в композиционном отношении последний абзац. Объясните. Эпилог – выражение авторской позиции, замысла произведения. – Как вы считаете, где же в рассказе завязка действия? Объясните свою точку зрения. (Завязка сюжетной линии – история с семечком. Завязка идейного содержания – история сына, здесь особую роль играет как раз образ лебедей. Композиция рассказа становится кольцевой, что выражает авторское мировосприятие: все в мире движется по кругу, всё взаимозаменяемо.) – Обратите внимание: какой символ имеется в последнем абзаце, для чего его использует автор? (Здесь символичен « звон дальнего колокола»– божье благословение в делах, поступках героев) VI. Подведение итогов урока – Какая идея раскрывается в рассказе «Подсолнух»? – Почему рассказ назван «Подсолнух»? – Вспомните, что выносится в заголовок? – Как основная мысль рассказа связана с заглавием? – Какие художественные средства и с какой целью используются в рассказе? – Какие новые литературоведческие термины появились у вас в словаре? Дайте им определение. – Как тема исторической памяти раскрывается в рассказе? VI. Домашнее задание На любую из предложенных тем напишите свое рассуждение (доказательства к тезису): 1. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» – это философское произведение. Докажите это. 2. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» решает проблему смысла жизни человека, потерявшего все самое дорогое. Докажите. Приложение 1 Приложение 2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|