Преподавание русского языка Интегрированный урок по русскому языку и естествознанию на тему: "Закрепление. Склонение имен существительных. Наш край. История и география Сахалинской области". 4-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.24 Просмотров: 842 Фролова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов Тема: Закрепление. Склонение имен существительных. Наш край. История и география Сахалинской области. Цели:
Ход урока 1. Минутка чистописания. - Откроем тетради, запишем число и классная работа. На доске записаны буквы, какая лишняя? И почему? (таблица 1) (С – заглавная, х – состоит из двух элементов) - На какие две группы можно разделить эти буквы? (безотрывное написание и с отрывом, гласные и согласные, строчные и прописные, письменные и печатные) - Составьте их всех этих букв слово – имя существительное, собственное. (Сахалин) - Пропишем каллиграфически это слово, правильно соединяя буквы. 2. Оргмомент, постановка целей и задач урока.
- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о нашем крае, об острове Сахалин, а еще мы вспомним все, что знаем об имени существительном. 3. История острова. Орфографическая минутка. - Очень давно, в 1640 году, отряд казаков под начальством Ивана Москвитина открыли остров Сахалин (карта 1). А через несколько лет его присоединили к России. - Просклоняем слова “Сахалин” и “Россия”. Что значит просклонять? Что происходит с существительными при изменении их по падежам? И.п. что? Сахалин, Россия; Р.п. чего? … и т.д. - От чего зависит окончание существительного? (склонения и падежа) 4. Работа с контурной картой. Разбор предложения. - Только через 150 лет после открытия Иваном Федоровичем Крузенштерном (рисунок 1) в 1805 году была составлена первая географическая карта (карта 2) острова. Были составлены и другие карты острова (карта 3). Нынешняя карта (карта 4) отличается от той, я мы с вами сейчас составим свою карту острова. (Уч-ся работают на контурных картах Сахалинской области). Раньше думали, что Сахалин – это часть материка – полуостров, и только в 1894 году экспедиция Геннадия Ивановича Невельского (рисунок 2) на фрегате “Надежда” открыла, что Сахалин – это остров (подписываем все моря, заливы, проливы острова). - У восточного берега самого большого на планете материка Евразия лежит наш остров САХАЛИН (подписать). На юге своей оконечностью – мысом Крильон, на севере – мысом Елизаветы, на западе – мысом Лах, на востоке – мысом Терпения (подписываем). - Длина острова составляет 948 км, максимальная ширина – 160 км, а минимальная – 26 км (перешеек Поясок) (все отметить на карте). - От материка остров отделен узким и мелководным проливом Невельского, а от острова Хоккайдо – проливом Лаперуза. С запада и юга остров омывается водами теплого Японского моря, а с севера – холодным Охотским морем. - Прочитайте запись на доске: лежит, Евразия, у, материка, Сахалин, берега, восточного. - Составьте из этих слов предложение. Запишем и разберем его (главные и второстепенные члены, части речи, падежи всех существительных). - Что помогает определить падеж существительного в предложении? - Выполним морфологический разбор существительного “Сахалин”. 5. Состав Сахалинской области. Города и поселки Сахалинской области. Разбор по составу и фонетический разбор существительного. - На границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка лежит Курильский архипелаг. Он образует две гряды: большую Курильскую (из 30 островов, среди которых Кунашир, Итуруп, Уруп, Симушир, Онекотан, Парамушир и Шумшу) и малую Курильскую (из 6 островов, самый большой – Шикотан). - Так остров Сахалин и Курильские острова входят в состав Сахалинской области, которая была образована 2 января 1947 года. Это единственная область России, которая находится на островах, центром которой является город … (Южно-Сахалинск). - А какие еще города сахалинской области вы знаете? Д/и “Узнай город!” горУлегск (Углегорск), ксмлоХ (Холмск), росПонайк (Поронайск), орсКакво (Корсаков), акроМав (Макаров), аОх (Оха), ниавА (Анива), евлькНсе (Невельск), лиДноск (Долинск), садАнлекроскв (Алексндровск). - Записываем на доске, расставив буквы в нужном порядке и разбираем по составу. А слово “Оха” - фонетический разбор. 6. Викторина “Населенные пункты Сахалина”. - А сейчас небольшая викторина о городах и поселках нашего острова, и мы проверим, хорошо ли вы его знаете.
7. Рельеф, полезные ископаемые острова. - Значительную часть Сахалина занимают полого-волнистые и холмистые равнины, хотя выделяются отдельные очень высокие горы и даже вулканы. Их насчитывается свыше 100. самым высоким вулканом является Алаид на острове Атласова 2339 м. А самая высокая гора – гора Лопатина – 1609 м. - Сахалин называют жемчужиной России на Тихом океане. Как вы думаете, почему? Ведь здесь в удивительном сочетании имеются многие виды полезных ископаемых, ценных минералов. Здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, известняк, торф, и даже – золото. Открыты месторождения редких элементов, источники минеральных вод и лечебных грязей (отметить на карте полезные ископаемые). 8. Реки Сахалина. Склонение существительных. - На Сахалине более 65 тысяч рек, 4 тысячи из которых протекает на Курилах. Но выделяют три самые крупные. И вам необходимо угадать их названия (таблица 2) и расписать в три столбика по склонениям. (Угаданные реки отметить на контурной карте) - Допишите еще по четыре слова в каждый столбик. Что помогает определить склонение существительных? 9. Климат Сахалина. Работа с текстом. - Информация о климате и погоде на нашем острове находится в текстах, которые есть у каждого из вас. Но, прежде всего текст надо будет восстановить, прежде чем записать его в тетрадь. Закодированный текст (таблица 3): Правильный текст: Климат Сахалина определяется рядом факторов. Это большая длина с севера на юг, сложный рельеф, моря и морские течения. Все это создает большие различия между погодой в разных местах острова. Особо опасными явлениями являются тайфуны и лавины. - В текстах давайте найдем все существительные и определим их падеж. - Так то чего зависит погода острова? (протяженность, рельеф, близость моря, морские течения) 10. Домашнее задание. Обобщение, итоги урока. - Сегодня мы с вами очень много узнали об истории и географии нашего края. Я надеюсь, новая информация была для вас полезной и интересной. И дома я попрошу вас написать мини - сочинение о своем крае на тему “Жемчужина” России”. - А сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали, что вы запомнили, были ли внимательны на уроке. С левой стороны (таблица 4) записаны имена собственные, вам необходимо определить, к каким словам они относятся (таблица на доске, соединить стрелками). - Угадайте, каким словом мне хочется вас поблагодарить за вашу работу на уроке: корень из слова “МОЛОДОЙ”, суффикс – “КОСЦЫ”, окончание – “ТРАВЫ”? (Молодцы) - Что понравилось на уроке? - Что нового и интересного вы для себя запомнили? - Хотелось бы вам еще больше узнать о своем крае? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |