Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Сложноподчиненные предложения: структура, средства связи, типы придаточных. Роль СПП в тексте
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Сложноподчиненные предложения: структура, средства связи, типы придаточных. Роль СПП в тексте


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3418

Пискеева Галина Геннадьевна, учитель русского языка и лит-ры

Цели:

Обучающие:

  • Познакомиться со сложноподчинённым предложением, структурой СПП, средствами связи в СПП, видами придаточных.
  • Находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи.

Развивающие:

  • Находить СПП в текстах разных стилей и типах речи, выяснять их роль.
  • Развивать умение работать с компьютером и компьютерными программами Power Point.

Воспитывающие:

  • Развивать умение работать в группе малого состава.
  • Воспитывать любовь к региональной литературе.

Оборудование:

  • Компьютерные программы: “Фраза”. “Русский язык. Базовый курс”. “ Уроки русского язык в 8-9 классах” “КиМ”.
  • Раздаточный материал для работы в группе: предложения для конструирования и схемы к ним; тексты для проведения комплексного анализа.
  • Стихотворение “Дом, который построил Джек” С. Маршака

Предварительная подготовка:

  • Определение тем и создание презентаций к уроку в программе Power Point.
  • Подбор раздаточного материала с региональным уклоном.
  • Выразительное чтение стихотворения “ Дом, который построил Джек”
  • С. Маршака.

Форма урока — мозговая атака.

Ход урока

I. Слово учителя

Сегодня мы приступаем к изучению сложноподчиненного предложения. Это для вас не совсем новый материал, так как первые сведения вы получили ещё в пятом классе. Но “сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!”, поэтому думаю, что после урока вы узнаете, что многое для вас - новое, неизведанное. Да и знакомство со сложноподчинённым предложением будет более продолжительным, нежели со сложносочинённым. Я думаю, к концу урока вы поймёте, почему. Мы работаем уже в привычной вам форме – у нас мозговая атака.

Но прежде повторим изученное.

II. Индивидуальные задания

3 чел. — Компьютерная программа “Фраза” — повторение пунктуации в ССП.

3 чел. — Компьютерная программа “Семейный наставник” — повторение орфографии: “ Правописание суффиксов причастий”

2 чел. — “Русский язык. Базовый курс”. “Зарядка для ума, 3 уровень, повторение пунктуации в ССП”.

III. Фронтальный опрос — цифровой диктант. Цель — повторить пунктуацию при ССП и простых предложениях с однородными членами.

ССП О и О

    Писатель должен много писать, но не должен спешить.

    В поезде экстренной работы не было, и Данилов отпустил часть персонала.

    Все ушли, и разговоры спрятала ночная мгла.

    Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю на нём каждый островок.

    Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце.

    От восхода до заката вёсел плеск да скрип каната.

    Холодно, и за весь май деревья не успели расцвести.

    Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.

    Пришёл из школы ученик и запер в ящик свой дневник.

    Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.

(ключ: ССП 2, 3, 5, 7, 10, О и О 1, 4, 6, 8, 9)

Итак, как я уже говорила, мы приступаем к изучению новой темы. Цели к урокам поставлены следующие:

1. Познакомиться со сложноподчинённым предложением, структурой СПП, средствами связи в СПП, видами придаточных.

2. Находить в СПП главное и придаточное предложения., видеть средства связи.

3. Находить СПП в текстах разных стилей и типах речи, выяснять их роль.

4. Развивать умение работать с компьютером и компьютерными программами Power Point.

Знакомство с новой темой пройдёт в форме презентации. Напомним себе, каково лексическое значение данного слова

Презентация — это: 1. официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2. Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.

Нас, конечно, интересует первое значение слова. И представим мы с творческой группой необходимые теоретические сведения, а вы продемонстрируете умение использовать теорию на практике.

Но предварительно вспомним, что мы уже знаем о сложных предложениях?

- чем сложносочинённые предложения отличаются от сложноподчинённых?

- каковы средства связи в сложносочинённых предложениях?, в сложноподчинённых?, в бессоюзных?

Работа по цепочке с помощью CD “Русский язык в 8-9 классах.– раздел ССП Часть 1 , слайд 8. CD “ К и М”.

Задание: определить типы сложных предложений, средства связи.

5. Слово учителя:

Так сложилось, что до сих пор в среде лингвистов не сложилось единого мнения о классификации придаточных предложений. Каково видение авторов учебно-методических комплектов, узнаем из презентации.

Презентация “Взгляд на СПП авторов школьных учебников”.

Итак, мы будем знакомиться с более объемной классификацией. Аня говорит, что это удобно – соответствие каждого придаточного определённому члену предложения облегчает определение типа придаточных. Что ж, посмотрим.

Разнообразно не только значение, но и строение СПП. Знакомясь со следующим материалом, вы должны зарисовать в тетрадь схемы сложноподчинённых предложений, что значительно облегчит вам работу в дальнейшем.

Презентация “Структура СПП”.

- Каково же строение сложноподчинённых предложений? Чем отличается структура сложноподчинённого предложения от сложносочинённого?

Игра “Кто быстрей и правильней?” (Работа в группах малого состава).

Вам предлагаются конверты, в которых находятся части сложных предложений. Придаточные не деформированы, а главные части разрезаны на слова. Ваша задача – собрать предложения так, чтобы каждой схеме соответствовало своё предложение. Итак, кто быстрей и правильней?

1 группа:

Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять её надолго.

Тот день, когда ты оторвёшься от коллектива, будет началом конца.

Морозка смотрел, как бегут меж лодок белые кружочки пены.

2 группа: При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.

Я не знаю, где разница между товарищем и другом.

Когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.

3 группа:

Оба шалуна поняли, что далеко зашли, и испуганно бросились по горной тропинке вверх.

Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.

Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.

4 группа:

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

Человеку, который сам ничего не знает, нечего рассказывать людям.

Пока ходить я умею, я буду идти вперёд

Средства связи придаточных предложений гораздо разнообразнее, нежели в сложносочинённых. Поначалу это может вызвать затруднения, но при выполнении определённых условий не составит труда научиться определять, каким средством связано придаточное. Познакомимся со средствами связи в СПП. При прослушивании вы должны зафиксировать основные положения презентации, которые будут продемонстрированы. Будьте предельно внимательны, так как это поможет вам при выполнении следующего задания.

Презентация “Средства связи в СПП”.

Ещё раз напомним себе: как отличить союз от союзного слова? ( Высказывания учеников).

А теперь закрепим наши знания на практике. Вам предлагается:

а) записать предложения,

б) определить средство связи.

Самостоятельная работа с самопроверкой: тема СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ч. 1, слайд 3. CD “ К и М”.

В ходе первого выступления нам уже сказали о разнообразных видах придаточных. Сейчас вас более подробно познакомит следующий докладчик. Зафиксируйте необходимые сведения следующим образом, заполнив таблицу:

Тип придаточного Основные вопросы Примеры

Презентация “Виды придаточных предложений”.

Разнообразие значений и форм выражения придаточных не могло не восхищать мастеров слова. Не только прозаики, но и поэты используют их как средство выразительности. Ярким примером является стихотворении, которое вам сейчас предложат ваши одноклассники:

Чтение “Дом, который построил Джек” С. Я. Маршак.

6. Наше золотое правило: “Лучшая теория — это практика”. Применим полученные теоретические сведения в практическом ключе. Вам для работы предлагаются тексты различные по жанру, стилю. Объединяет их то, что они принадлежат перу амурских авторов. Работаем в группах, можете создать микрогруппы. Задания на раздаточном материале.

7. Заслушивание сообщений.

8. Подведение итогов: итак, вы убедились на практике, что сложноподчинённые предложения – это огромная, и пока ещё малоизученная страна. Поэтому у нас будет возможность “побродить” по ней в поисках новых знаний. Пожелаем же нам доброго пути!

влученные теоретические свдения в практическом ключе. создают мастеров слова. бходимые свдения следующим образом теорию на прак

9. Выставление оценок. Дом задание: § 237, упр. 339.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21