Преподавание русского языка Сложноподчиненные предложения: структура, средства связи, типы придаточных. Роль СПП в текстеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3418 Пискеева Галина Геннадьевна, учитель русского языка и лит-ры Цели: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование:
Предварительная подготовка:
С. Маршака. Форма урока — мозговая атака. Ход урокаI. Слово учителя Сегодня мы приступаем к изучению сложноподчиненного предложения. Это для вас не совсем новый материал, так как первые сведения вы получили ещё в пятом классе. Но “сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!”, поэтому думаю, что после урока вы узнаете, что многое для вас - новое, неизведанное. Да и знакомство со сложноподчинённым предложением будет более продолжительным, нежели со сложносочинённым. Я думаю, к концу урока вы поймёте, почему. Мы работаем уже в привычной вам форме – у нас мозговая атака. Но прежде повторим изученное. II. Индивидуальные задания 3 чел. — Компьютерная программа “Фраза” — повторение пунктуации в ССП. 3 чел. — Компьютерная программа “Семейный наставник” — повторение орфографии: “ Правописание суффиксов причастий” 2 чел. — “Русский язык. Базовый курс”. “Зарядка для ума, 3 уровень, повторение пунктуации в ССП”. III. Фронтальный опрос — цифровой диктант. Цель — повторить пунктуацию при ССП и простых предложениях с однородными членами. ССП О и О Писатель должен много писать, но не должен спешить. В поезде экстренной работы не было, и Данилов отпустил часть персонала. Все ушли, и разговоры спрятала ночная мгла. Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю на нём каждый островок. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце. От восхода до заката вёсел плеск да скрип каната. Холодно, и за весь май деревья не успели расцвести. Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл. Пришёл из школы ученик и запер в ящик свой дневник. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону. (ключ: ССП 2, 3, 5, 7, 10, О и О 1, 4, 6, 8, 9) Итак, как я уже говорила, мы приступаем к изучению новой темы. Цели к урокам поставлены следующие: 1. Познакомиться со сложноподчинённым предложением, структурой СПП, средствами связи в СПП, видами придаточных. 2. Находить в СПП главное и придаточное предложения., видеть средства связи. 3. Находить СПП в текстах разных стилей и типах речи, выяснять их роль. 4. Развивать умение работать с компьютером и компьютерными программами Power Point. Знакомство с новой темой пройдёт в форме презентации. Напомним себе, каково лексическое значение данного слова Презентация — это: 1. официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2. Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи. Нас, конечно, интересует первое значение слова. И представим мы с творческой группой необходимые теоретические сведения, а вы продемонстрируете умение использовать теорию на практике. Но предварительно вспомним, что мы уже знаем о сложных предложениях? - чем сложносочинённые предложения отличаются от сложноподчинённых? - каковы средства связи в сложносочинённых предложениях?, в сложноподчинённых?, в бессоюзных? Работа по цепочке с помощью CD “Русский язык в 8-9 классах.– раздел ССП Часть 1 , слайд 8. CD “ К и М”. Задание: определить типы сложных предложений, средства связи. 5. Слово учителя: Так сложилось, что до сих пор в среде лингвистов не сложилось единого мнения о классификации придаточных предложений. Каково видение авторов учебно-методических комплектов, узнаем из презентации. Презентация “Взгляд на СПП авторов школьных учебников”. Итак, мы будем знакомиться с более объемной классификацией. Аня говорит, что это удобно – соответствие каждого придаточного определённому члену предложения облегчает определение типа придаточных. Что ж, посмотрим. Разнообразно не только значение, но и строение СПП. Знакомясь со следующим материалом, вы должны зарисовать в тетрадь схемы сложноподчинённых предложений, что значительно облегчит вам работу в дальнейшем. - Каково же строение сложноподчинённых предложений? Чем отличается структура сложноподчинённого предложения от сложносочинённого? Игра “Кто быстрей и правильней?” (Работа в группах малого состава). Вам предлагаются конверты, в которых находятся части сложных предложений. Придаточные не деформированы, а главные части разрезаны на слова. Ваша задача – собрать предложения так, чтобы каждой схеме соответствовало своё предложение. Итак, кто быстрей и правильней? 1 группа: Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять её надолго. Тот день, когда ты оторвёшься от коллектива, будет началом конца. Морозка смотрел, как бегут меж лодок белые кружочки пены. 2 группа: При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой. Я не знаю, где разница между товарищем и другом. Когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена. 3 группа: Оба шалуна поняли, что далеко зашли, и испуганно бросились по горной тропинке вверх. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. 4 группа: В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. Человеку, который сам ничего не знает, нечего рассказывать людям. Пока ходить я умею, я буду идти вперёд Средства связи придаточных предложений гораздо разнообразнее, нежели в сложносочинённых. Поначалу это может вызвать затруднения, но при выполнении определённых условий не составит труда научиться определять, каким средством связано придаточное. Познакомимся со средствами связи в СПП. При прослушивании вы должны зафиксировать основные положения презентации, которые будут продемонстрированы. Будьте предельно внимательны, так как это поможет вам при выполнении следующего задания. Презентация “Средства связи в СПП”. Ещё раз напомним себе: как отличить союз от союзного слова? ( Высказывания учеников). А теперь закрепим наши знания на практике. Вам предлагается: а) записать предложения, б) определить средство связи. Самостоятельная работа с самопроверкой: тема СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ч. 1, слайд 3. CD “ К и М”. В ходе первого выступления нам уже сказали о разнообразных видах придаточных. Сейчас вас более подробно познакомит следующий докладчик. Зафиксируйте необходимые сведения следующим образом, заполнив таблицу:
Презентация “Виды придаточных предложений”. Разнообразие значений и форм выражения придаточных не могло не восхищать мастеров слова. Не только прозаики, но и поэты используют их как средство выразительности. Ярким примером является стихотворении, которое вам сейчас предложат ваши одноклассники: Чтение “Дом, который построил Джек” С. Я. Маршак. 6. Наше золотое правило: “Лучшая теория — это практика”. Применим полученные теоретические сведения в практическом ключе. Вам для работы предлагаются тексты различные по жанру, стилю. Объединяет их то, что они принадлежат перу амурских авторов. Работаем в группах, можете создать микрогруппы. Задания на раздаточном материале. 7. Заслушивание сообщений. 8. Подведение итогов: итак, вы убедились на практике, что сложноподчинённые предложения – это огромная, и пока ещё малоизученная страна. Поэтому у нас будет возможность “побродить” по ней в поисках новых знаний. Пожелаем же нам доброго пути! влученные теоретические свдения в практическом ключе. создают мастеров слова. бходимые свдения следующим образом теорию на прак 9. Выставление оценок. Дом задание: § 237, упр. 339. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |