Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный | Организация работы детей в 4 группах | “Взаимоприятие” в группе |
Актуализация темы; организация детского целеполагания. | На фоне музыки П.И.Чайковского из альбома “Времена года”, “Октябрь. Осенняя песня” учитель читает отрывок из стихотворения “Иней” Б.Пастернака. Глухая пора листопада, Последних гусей косяки, Расстраиваться не надо: У страха глаза велики. Пусть ветер рябину занянчив, Пугает её перед сном. Порядок творенья обманчив. Как сказка с хорошим концом. | Слушают стихи и музыку |
Задание и вопросы: - Определите тему урока. - Что помогло определить тему нового урока? - Как вы думаете, какова цель нашего урока? | Высказывают предположения: - (Осень, глухая пора листопада) - (Музыка, стихи - указывают чьи и тематику). - Определяют цель урока. |
- Я предлагаю озаглавить тему урока цитатой из стихотворения Б.Пастернака “Иней” Глухая пора листопада | Высказывают аргументированные согласие или несогласие |
Задание и вопросы: - Что значит “глухая пора”? - На какую тему мы будем сегодня изучать произведения? - Назовите литературный род этих произведений. - Что помогло определить литературный род? | Высказывают аргументированные предположения, утверждения (лирика), (название раздела) |
Погружение в тему | Обращение к детям: Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека. На уроке нас ждёт встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых рисует свою осень. - Прочитайте их имена и фамилии. | Дети читают список: А.Пушкин. К.Бальмонт. Ф.Тютчев. И.Бунин. |
- Встречались ли мы с этими поэтами ранее? - Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю погоду по-своему, но что-то роднит эти строки. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем эти строки. | Утверждение детей: (Да, кроме И.Бунина) |
Работа с текстом | - Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами. | Осмысленное чтение стихотворений про себя. .С.Пушкин “Осень”, К.Бальмонт “Осень”, Ф.Тютчев “Есть в осени первоначальной…” |
После чтения про себя. - О чём эти стихи? - Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз, какое ближе? - Чем же похожи, по-вашему, эти три стихотворения? - Можно ли сказать, что эти поэты в стихах рисуют один период осени? | Аргументированные ответы детей (Нет) |
- Давайте прочитаем эти стихи вслух и ответим на вопрос: По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени, о ранней осени, о поздней? | Чтение стихотворений вслух |
- Как бы вы стали читать эти стихи в хронологическом порядке? Почему? | Аргументированное утверждение детей: Бальмонт. Тютчев. Пушкин. |
- Определите мелодию стихов, одинаковый ли ритм, темп чтения? | Высказывают аргументированные предположения (в каждом стихотворении всё разное) |
- Можно ли назвать эти стихи пейзажной лирикой? Почему? | Высказывают аргументированные предположения. (Рисуют картины природы – пейзаж; в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение…) |
Закрепление пройденного ранее материала | - Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину. | Ответы детей: (пройденный ранее материал). Эпитеты – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой?-ая,-ое, -ие. Сравнение – слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, будто, словно. Метафора – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение. Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. |
Формулирование выводов | - Могут ли все три прочитанные стихотворения дать нам представление о цветовой гамме осени, ответить на вопрос: какая она – осень? | Высказывают аргументированные предположения (нет). |
- Как вы думаете, какое стихотворение нам поможет в этом? | (И.Бунин. “Листопад”) |
Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию на доске. Какие предположения вы можете сделать о содержании стихотворения? - Прочитайте медленно это стихотворение, представляя авторские картины. - Оправдались ли ваши предположения? - Что вы представили, читая это стихотворение? | Обсуждение в группах и ответы от групп |
Физминутка | Изобразите вашей группой смысл четверостишия (у каждой группы-своё) с помощью движений и мимики | Совещание и физминутка |
Работа с текстом | Работа во время чтения. - Чтение по четверостишиям, словарно-лексическая работа. Заворожённый – очарованный, околдованный. Подберите синонимы к словам Лиловый – фиолетовый, сиреневый. Золотой – жёлтый, изумительный. Багряный – красный. Подберите антоним к слову замирает – возрождается. Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой”. Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? (Дал имя) Чего он достигает необычным изображением осени? | Фронтальная работа |
Работа с текстом после чтения. - Прочитайте текст самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес Бунину? - Как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? - А какие эпитеты использует для этого автор? - Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? - Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины? - Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? - Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать автор своим читателям? - Какое настроение передадите при чтении? Почему? | Фронтальная работа |
Отработка навыка выразительного чтения | Выразительное чтение всего стихотворения: начинает учитель 1-4 строки, затем хорошо читающие дети от каждой группы | Выбор чтеца от группы, передача настроения поэтического произведения интонацией |
Знакомство с автором | Ребята, скажите, пожалуйста, каким вы представляете себе человека, написавшего о это стихотворение. | Высказывают аргументированные предположения |
Рассказ о поэте И.С. Бунине | (Подготовленный заранее ученик, использование ТСО: компьютер+телевизор) |
Формулирование выводов | Мы сегодня читали четыре стихотворения разных авторов о разных этапах осени. - Назовите авторов в хронологическом порядке осени. | 1. Бальмонт. 2. Тютчев. 3. Бунин. 4. Пушкин. |
- Давайте прочитаем все четыре стихотворения и ответим на поставленный ранее вопрос: что роднит все эти стихи? | (Каждая группа готовит только одного автора). Чтение стихов под музыку П.И.Чайковского |
- Что же роднит эти произведения? - Какие чувства выразили поэты в своих стихотворениях? | Высказывают аргументированные предположения. (Это пейзажная лирика, описание осени) |
Домашнее задание | Выучить наизусть понравившееся стихотворение | Запись домашнего задания |
Рефлексия | Продолжите предложение: “Главное, что сегодня я понял …”. - Подойдите к доске и возьмите листочек – подарок от Осени. Это ваши отметки. - Я тоже дарю вам отметки-листочки за урок. | Продолжают предложение своими словами. (На листочках написаны отметки 5 и 4, есть пустые листочки. Ребёнок оценивает себя сам). |
| Спасибо за урок | |