Преподавание русского языка Конспект урока русского языка "Правописание Н и НН в суффиксах наречий"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.21 Просмотров: 1516 Королева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы Урок составлен на основе учебника русского языка для 7 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской издательства «Просвещение», 2006 г. Дополнительная литература: «Живопись на уроках русского языка» Л.А.Ходякова, М.-«Флинта», «Наука», 2000. Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков написания Н и НН в суффиксах разных частей речи. Вид урока: творческая лаборатория с использованием межпредметных связей (изобразительное искусство, культура речи, русский язык, литература). Методы и приёмы работы: анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование. ИКТ- работа на интерактивной доске, презентация. Наглядные пособия: портрет И.Е.Репина, картина «На дерновой скамье», карточки. Опорные понятия: искусствоведческий текст, типы речи, авторская позиция, собственное мнение, сюжет. Цель: закрепить навык написания Н и НН в суффиксах разных частей речи, подготовить учеников к написанию сочинения. Задачи:
Ход урока 1. Индивидуальная работа по карточкам (2 человека, 1 уровень, написать сочинение-миниатюру по картине, 2 человека, 2 уровень, вставить одну - две Н в слова). Карточка (2 уровень) Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их выбор, укажите части речи. Посаже…ый цветок, прида…ое невесты, масля…ая краска, неутомимый труже…ик, назва…ый брат, соверше…олетний юноша, гости…ый двор, беше…ый ритм, датирова…ый апрелем, дисквалифицирова…ый спортсмен, уютная гости…ица, суже…ые сосуды, повере…ый в делах, полотня…ый костюм, испуга…о говорил, беше…о мчался, речь стройна и собра…а. 2. Объяснительный диктант Беззаветно преданный искусству, высокая одухотворенность, естественная красота, излюбленная техника, взволнованно и проникновенно рассказывать, истинное признание, многогранное цветовое решение, не стесненные в движении фигуры, любовно написанный, напряженно всматриваться, сдержанная тональность, художественная глубина, восторженно относиться. Теоретический вопрос: от чего зависит выбор Н и НН в причастиях? Проблемное задание: найдите слово с чередующейся гласной в корне (одухотворенность); определите способ образования этого слова (суффиксальный) 3. Проверка домашнего задания (прослушивание индивидуального д/з: лингвистическое исследование на тему « Определение значения слов: палитра, пленэр, импрессионизм», работа со словарём иностранных слов под редакцией Л.П.Крысина, со словарными статьями толкового словаря под редакцией С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой). Теоретический вопрос: при каких условиях пишем Н или НН в суффиксах отглагольных прилагательных? 4. Синтаксический разбор предложения (работа на интерактивной доске с функцией «Умное перо»). Достижения в пленэрной живописи, позволившие Репину достичь уровня раннего импрессионизма, повлияли на дальнейшее его творчество, просветлив палитру художника. Теоретический вопрос: при каких условиях пишем Н или НН в суффиксах отыменных прилагательных? 5. Проверка синтаксического разбора предложения. 6.Лингвистическая задача: выпишите из предложения словосочетания с новыми словами, укажите тип подчинительной связи (работа по вариантам). 1 вариант – палитра (просветлив палитру (управление), палитру художника (управление). 2 вариант – пленэрная (пленэрная живопись (согласование). 3 вариант – импрессионизм (раннего импрессионизма (согласование), уровня импрессионизма (управление). 7. Физкультразминка 8. Беседа по картине И.Е. Репина «На дерновой скамье» Слово учителя: перед вами картина И.Е. Репина «На дерновой скамье», написанная в 1876 году. По своей задаче – это групповой портрет в пленэре. Это полотно почти неизвестно широкой публике, потому что долго хранилось в доме Шевцовых. - Понаблюдаем, что изображено на картине? (На картине изображена семья, отдыхающая в тени деревьев, взрослые сидят на сложенной из дерна скамье, а дети играют на траве. Вдали желтеют поля, блестит голубая гладь реки). - Почему вы решили, что это семья? (Люди разных поколений: в центре пожилая супружеская пара, рядом две молодые женщины, справа мужчина в военной форме, около скамьи дети. Это семья, хотя у каждого свои интересы.) - Скажите, случаен ли выбор данной репродукции? Дискуссия: как вы думаете, почему картина имеет такое название? (Думаю, картина имеет такое название, потому что в центре репродукции находится скамья, сделанная из дёрна, на которой и расположилась семья). - На мой взгляд, И.Е. Репин написал эту картину летом, согласны ли вы? Докажите. (Не могу согласиться, мне кажется, что на картине изображена весна, так как в ней преобладают мягкие зелёные тона. Я думаю, что Репин изобразил именно лето, потому что зелёная палитра листвы и травы переходит в желтые и коричневые цвета. Чувствуется, что приближается осень. Я согласен с Вами, считаю, что выбор красок создаёт ощущение жары, от которой люди укрылись в тени деревьев.) - Какие ассоциации появляются у вас при первом взгляде на картину? Выразите одним словом. Игра «Оставь за мной последнее слово» (покой, тишина, уединение, счастье, семья, радость, лето, каникулы, образы, легкость, живопись, каникулы, пейзаж, холст, красота, тревога, ясность, мастерство, совершенство, пленэр, выразительность, одухотворенность, восхищение, дар, глубина, правдивость, безмятежность, талант и др.) 9.Проверка индивидуальной работы по карточке (1 уровень) Послушаем, какие тексты к этой картине составили наши одноклассники? (чтение творческих работ). Орфографическая разминка: встретились ли слова с Н и НН в суффиксах ? 10. Анализ текста (подготовка к ЕГЭ) (Обратимся к искусствоведческим текстам, прочитаем, как интерпретируют картину художника ). Текст отражен на интерактивной доске. Самостоятельная работа с текстом № 1 (Прочитайте текст, какой тип речи использует автор? Аргументируйте свой ответ.) «По приезде в Петербург он (И.Е.Репин) отвез семью в Красное Село, на дачу к Шевцовым, где они прожили лето. Здесь Репин вскоре по приезде написал очаровательную небольшую картину «На дерновой скамье», изображающую уголок в саду, заросший деревьями, на фоне которых на скамье, покрытой дерном, расположилась семья Шевцовых. Тут же сидит В.А. Репина, а на траве играют дети, Вера и Надежда, родившаяся в Париже. Картина эта долгое время оставалась в неизвестности, ибо находилась в семье Шевцовых. Только в 1916 году она была приобретена Русским музеем» (И.Э. Грабарь). (Считаю, что автор использует тип речи повествование, потому что текст представляет собой рассказ о событиях, предшествующих написанию картины, кадры словно сменяют друг друга; ведущая часть речи –глаголы, передающие динамику). Вопросы для наблюдательных: в каком слове встретилась изучаемая орфограмма, объясните выбор (преобразована - краткое страдательное причастие). - В каком слове заключено, на ваш взгляд, авторское отношение к картине? (очаровательная) 11. Анализ искусствоведческого текста №2(обратимся ко второму тексту, автором которого является Федоров-Давыдов) Работа на интерактивной доске (с помощью умного пера вставьте недостающие буквы, прокомментировав их выбор). «На дерновой скамье» написа…а в пленэре с превосходной передачей света, в сдержа…ой гамме зеленых, золотисто-желтых цветов пейзажа с добавлением рыже-коричневатого цвета стволов деревьев и приглуше…ых белого, синего и серого в одеждах. Картина пленяет своей тихой и спокойной поэтичностью, безмятежной ясностью и светлым счастьем бытия, переда…ым в состоянии природы и в образах изображе…ого семейства. Сохраняя всю непосредстве…ость и свежесть этюда, это написа…ое с натуры, на воздухе обладает карти…ой композицио…остью. Мы видим симметрию масс и световых пятен. Темные фигуры да…ы на светлом фоне и, напротив, светлые на фоне деревьев. Очень удачно найде…о соотношение фигурной и пейзажной частей. Репин не ставил себе в этой картине собстве…о портретных задач. Он портретирует не столько лица, сколько фигуру» (А.А. Федоров-Давыдов). - Выразительное чтение Лингвистическая задача: сравните два текста, какой тип речи использует автор в этом тексте? Аргументируйте ответ. (Считаю, что здесь в отличие от предыдущего текста представлен тип речи описание, потому что перечисляются общие и частные признаки картины, автор передаёт своё впечатление от увиденного, в последних двух предложениях содержится вывод, что допустимо при описании; ведущая часть речи- имена существительные и имена прилагательные, редкие глаголы несовершенного вида подчёркивают статичность). - Комментированное письмо(один ученик у доски). Теоретический вопрос: поясните правило выбора Н или НН в суффиксах наречий. Вопрос для наблюдательных: что объединяет и что отличает эти тексты? (На мой взгляд, общим в этих текстах является предмет описания - картина И.Е.Репина «На дерновой скамье», а в остальном они разные. И.Э.Грабарь рассказывает о том, где и когда Репин написал картину, что изобразил на ней. Текст А.А.Фёдорова-Давыдова отличается поэтичностью языка, употреблением средств выразительности, искусствоведческих терминов. Оба автора с любовью описывают семейство, изображенное на ней.) 12. Слово учителя. Вы верно отметили единство авторских позиций. Искусствоведы воспринимают образы людей как счастливую семью. А как, по-вашему, счастливая или несчастливая семья перед нами? Как вы понимаете сюжет картины? Подумайте и дайте аргументированный ответ в своих сочинениях. 13. Домашнее задание: напишите сочинение на тему: «Моё восприятие картины И.Е. Репина «На дерновой скамье». Графически обозначьте изучаемую орфограмму. Индивидуальное задание (2 человека, первый уровень, составят карточки на изучаемую орфограмму для одноклассников). 14. Контрольное тестирование (работа с интерактивной доской с помощью тестовиков). Подготовка к ЕГЭ.
15. Итоги, оценки. Рефлексия: для меня важным было… 16. Резерв (замена придаточных предложений причастными оборотами) Найдите предложение, в котором придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом 1. Живописные произведения, которые создал И.Е. Репин, являются свидетельством его творческих усилий. 2. Начинающий художник не сторонился жизни, которая дарила ему редкие мгновения счастья. 3. Художник уедет из России, в которой он испытал первый настоящий успех. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |