Преподавание русского языка Написание сложных прилагательныхNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.20 Просмотров: 2313 Артеменко Светлана Иосифовна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,5 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Класс 6 (5-9.) Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок объяснения нового материала. Цель: ознакомление с правилами слитного и дефисного написания сложных прилагательных, формирование умений и навыков слитного и дефисного написания сложных прилагательных. Задачи.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 6 класс», М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2008. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска. Программное обеспечение: ИИП «КМ-Школа», MS Power Point, Раint. Ход урокаI. Организационный момент.– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. – Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число (сегодня…), классная работа. II. Формирование положительной мотивации. Создание проблемной ситуации.– Какую часть речи мы с вами изучаем? (Имя прилагательное) – Что вы уже знаете об этой части речи?
– Какова роль прилагательных в речи? (Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства.) (Помогают создать яркую, образную картину, которую легко себе представить.) – Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык? (Стал беднее, скуднее, менее точным.) – Посмотрите, пожалуйста, на записанный на доске текст. Прочитайте его. (слайд 1) – Удалось ли вам представить весеннюю картину природы? Представить, какие тени лежат на сугробах, какое небо, облака, синички? Почувствовать настроение автора? (Нет.) – Можно ли назвать этот текст выразительным, эмоциональным? (Нет.) – Чего не хватает для этого? (Прилагательных.) – Какое задание вы можете выполнить, чтобы текст стал лучше, интереснее, красочнее? (Можно подобрать к выделенным словам подходящие по смыслу прилагательные.) – Попробуйте на основе авторского текста создать свою (яркую, образную) картину природы, проявить своё воображение, творческую фантазию, чтобы вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь. – Выполняете это задание на карточках. (Приложение 1.) Кто будет готов, поднимите руку. – Зачитайте полученный вариант. (Зачитывают несколько вариантов.) – Хорошо. Я думаю, что у каждого из вас получилось создать свою картину природы. – Я предлагаю вам сравнить свой вариант с авторским. Какие прилагательные подобрал писатель и какие вы. (слайд 2) – Изменился ли текст? (Конечно.) – Теперь вы можете представить себе предметы такими, какими их нарисовал писатель? (Да.) – Ребята, глядя на текст, у вас не возникает вопросов? Чего в нем не хватает? (Пропущены слова.) – Значит, автор нарисовал картину природы более красочно, более ярко. Хотите полностью восстановить авторский текст? (Да.) – Интересно узнать, какие слова подобрал писатель? (Да.) – Я вам помогу. – Как назовем тени светлые, лиловые? (Светло-лиловые.) Слово появляется на слайде 2. – Небо нежное, голубое? (Нежно-голубое.) – Облака как из белого снега? (Белоснежные.) – Синички с черной головкой? (Черноголовые.) – Стволы сосен медные, бронзовые? (Медно-бронзовые.) – Перечитайте текст. Не правда ли красивая картина предстала перед нами? (Да.) – Можно ли этот текст назвать выразительным, эмоциональным? (Да.) – Какой из вариантов текста вам нравится больше? (Этот.) – Какие прилагательные помогли автору создать такую картину природы? Назовите. (Называют все прилагательные из текста.) (слайд 3) – Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти прилагательные? (На простые и сложные.) – Разделите прилагательные на простые и сложные в 2 столбика. – Кто желает поработать у доски? (Желающий выходит к интерактивной доске и перетаскивает слова на слайде, распределяя их на 2 столбика.) (слайд 3) – Итак, вы распределили прилагательные на 2 группы: простые и сложные. Почему сложные? Что такое сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней.) – Убедимся в этом. Какие корни в слове «белоснежные», в слове «нежно-голубому»? Прикрепляю карточки со словами «нежно-голубому», «белоснежные» на доску. (-Бел- и -снеж-; -нежн- и -голуб-.) – А чем отличаются эти 2 сложных прилагательных? (Написанием: одно пишется слитно, другое – через дефис.) – Сформулируйте тему нашего урока? (Написание сложных прилагательных.) На доске. – Запишите тему урока в тетрадь. III. Постановка и решение учебных задач.– Каким может быть написание сложных прилагательных? (Слитным и дефисным.) – Да, написание сложных прилагательных может быть слитное и дефисное. Карточки со словами «слитное», «дефисное» вывешиваются на доску. – Запишите схему в тетрадь. – От чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных? – Поставьте перед собой учебные задачи. Чему будете учиться? (Я хочу научиться на уроке:
– Для разрешения поставленных задач я предлагаю вам схему «Написание сложных прилагательных». У каждого из вас на парте лежит схема в распечатанном виде. (Приложение2) Возьмите ее. Распечатки схемы написания сложных прилагательных у каждого ученика. (Объяснение нового материала) (слайд 4) – Как вы думаете, от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных? (Зависит от того, как образовано сложное прилагательное.) – Когда вы будете писать сложные прилагательные слитно? (Если прилагательное образовано от сложных существительных, пишущихся слитно; образованы на основе словосочетания.) – Когда вы будете писать сложные прилагательные через дефис? (Если прилагательное обозначает оттенки цветов; образовано от сложных существительных, пишущихся через дефис; образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И.) – Молодцы. Cхема будет служить для каждого из вас помощником при выполнении всех заданий, а затем вы вклеите ее в свои словари. – Посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд 5) Перед вами ТЮЛЬПАН (Слово + картинки.) Какого он цвета? Не только желтого, но еще и красного. (Желто ? красного.) Что обозначает данное прилагательное? СТРЕЛКА. (Оттенок цвета.) Как вы запишите это прилагательное? (Через дефис.) (Желто-красного.) – Верно. Предлагаю записывать прилагательные в 2 столбика: слитно и через дефис. При написании слов, не забудьте подчеркивать орфограмму. (слайды 6-20) – Ребята, есть слова, написание которых надо запомнить. Запишите их в тетрадь и запомните. (слайд 21) – Молодцы! Хорошо поработали. – Какие задачи вы сейчас решали? (Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.) IV. Первичное закрепление.– Как вы думаете, хорошо вы научились определять, от чего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных? (Да.) – Хотите проверить? (Да.) – Предлагаю выполнить следующие задания. Интерактивная доска + компьютер (КМ школа)
– Хорошо, дружно справились с заданием. Теперь предлагаю выполнить следующее задание самостоятельно. Образуйте от данных сочетаний сложные прилагательные, графически объясняя их написание. Работаете в тетрадях. Записываете только сложные прилагательные в строчку. – Проверим, как вы выполнили это задание. Ребята, кто желает записать образованные сложные прилагательные у доски? Пожалуйста. Остальные проверяем правильность выполнения задания. Интерактивная доска + компьютер (КМ школа)
– Согласны ли вы с ……? У кого по-другому? Объясните. – А теперь, ребята, предлагаю вам более сложное задание: графический диктант. Выполняете его на маленьких листочках. Подпишите свою фамилию. Если слово пишется слитно, вы ставите +, если через дефис, то - . (слайд 22) – Поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения работы друг друга. (слайд 23) – Оцените работу друг друга. (слайд 24) V. Рефлексия.– Итак, какие задачи решали на уроке? (Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.) – Какие решили? (Научились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.) – Можете вы сказать, что научились правильно писать сложные прилагательные? (Нет, не можем.) – Значит, есть необходимость взять эту задачу на следующий урок и продолжить над ней работать? (Да.) VI. Оценивание.– Ребята, оцените свою работу по шкале оценивания. Не забудьте подписать свою фамилию. В конце урока «Листы оценивания» (Приложение 3) сдадите вместе с листочками с графическим диктантом. Распечатки шкалы оценивания каждому ученику. VII. Информация о домашнем задании.– Для домашнего задания я предлагаю вам разноуровневые задания. (Приложение 4) – Какое задание вы отнесете к 1 уровню? (На желтой карточке.) Показываю желтую карточку. – Я согласна. Кто не согласен? – Какое задание вы отнесете ко 2 уровню? (На синей карточке.) Показываю синюю карточку. – Я согласна. Кто не согласен? – Какое задание вы отнесете к 3 уровню? (На оранжевой карточке.) Показываю оранжевую карточку. – Я согласна. Кто не согласен? – Выберите для себя задание того уровня сложности, с которым, как вы считаете, справитесь хорошо. Покажите, задание какого уровня выбрал для себя каждый из вас. VIII. Подведение итогов урока (итоговая рефлексия).– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами «Древо знаний» и плоды знаний. (слайд 25) Подумайте и решите:
(Подходят, перетаскивают яблоки на дерево) – Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на «древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились) – Есть повод для радости? (Да.) – Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы! – Урок закончен. Спасибо всем за работу. До свидания. (слайд 26) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |