Преподавание литературы Методическая разработка вечера в литературной гостиной: "Играем свадьбу"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.20 Просмотров: 878 Булычёва Пелагея Алексеевна, учитель русского языка и литературы "Золото, золото, сердце народное" Цели:
Оформление и реквизит.
Ход урока Хор или группа исполняет русскую народную песню "Как на горе калина" (или любую другую, где говорится о встрече и любви). 1-ый ведущий: - Добро пожаловать, гости дорогие, в нашу горницу, где будет сегодня играться свадьба. Почему в литературной гостиной да свадьба? Да потому, что, как сказал известный писатель нашего времени В. Личутин, " оказывается, что ты столетиями переливался из человека в человека, чтобы скрепиться в это живущее ныне обличье". Да потому, что "народное творчество - живительный родник литературного творчества. Да потому, что выпускники школы, выходя из неё, должны быть готовы очень скоро принять самое непосредственное участие в этом удивительном действе - свадьбе. 2-ой ведущий: - Свадьба вбирает в себя, как народная пьеса, многие виды литературного творчества. Ведь народом же говорят "играем свадьбу", "сыграли свадьбу". Слово игра здесь не случайно. Хотя все основные моменты свадьбы традиционны, но в разных местностях они неповторимо украшены особенностями именно этой области, этого села. Прелесть действа зависит также и от индивидуальных качеств основных действующих лиц : свахи, свата, распорядителей, вытниц, песельниц и т.п. Уч - ца: - До свадьбы проводится несколько подготовительных этапов. Начинается всё со сватовства. В дом к невесте приезжают сват и сваха. Эта роль поручается разговорчивым, веселым, находчивым людям, которые умеют вести беседу, знают все тонкости этого ответственного мероприятия. Обычно в деревнях, селах и городах были такие люди профессионалами в своем деле и устраивали из сватовства целое представление. Сват или сваха при входе в дом отворяли дверь немного, снова затворяли наглухо, потом отворяли вторично и опять тотчас затворяли, наконец, в третий раз уже отворяли дверь совсем и входили. Во время входа в избу, перенеся через порог правую ногу, сват или сваха постукивали о порог пятой и потом уже ступали на пол комнаты (это постукивание нужно для успеха дела). Сват, помолившись, молча кланяется хозяевам и садится на лавку и молчит до тех пор, пока хозяин не спросит его о причине прихода. И тут уже сват (сваха) начинает говорить о деле. Предлагая жениха, расхваливает его донельзя. Отец и мать невесты отговариваются, сколько могут. Так начинается первое сватовство, почин делу. Свату (свахе) нужно несколько раз приехать с добрым словом, чтобы получить окончательное согласие и договориться с отцом относительно рукобитья и сговора. Когда на рукобитье бывает жених, то во время даров и застолья поются песни так же, как и вдень свадьбы. 1-ый ведущий: - Мы не ставили задачей показать вам все предсвадебные и свадебные действа, потому что это невозможно в рамках нашей литературной гостиной. Вы увидите сегодня лишь фрагменты, а остальное устраивайте сами, сообразуясь с народными обычаями, со временем, со своей фантазией и умением. Но сцену сватовства вы сейчас увидите. Сваха: - Как голубь без голубки гнезда не вьет, так и парень без девки дом не создает. У нас есть голубь сизокрылый, а у вас голубка ему под стать. Жених стоящий, лучше не найти, у него всякий скот, пашни, добра, хлеба в сусеках не переводится. Родители: - Да она не приготовила ещё ни подарков, ни верхней одежды, нет у неё ни кафтана, ни сарафана. Сваха: - Для чего нам кафтан, для чего сарафан? Нам нужна работница хорошая. Родители: - Да работница нам и самим нужна, подмога в доме, ведь в самую пору вошла. Сваха: - В самую пору и замуж выходить. Если тесто перестоится, то и хлеб не выпечь. Родители: - Нет, в этот год не отдадим, пусть в родительском дому понежиться. Сваха: - А муж её тоже нежить будет, он сам работящий. Как у Христа за пазухой будет жить ваша дочка. Родители: - А ну, как бить начнет? Слыхали мы, больно горяч он. Сваха: - Доброю женой и муж честен бывает. Родители: - Дочка - то наша пригожа да красива, но не норовиста. Сваха: - Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет. Вот и сладиться все у них и слюбится. Дом держится не красавицей, а умницей. Родители: - Ну что ж, уговорили. Чтоб весело жить им рука в руку, душа в душу. (бьют по рукам, начинается угощенье). Исполняется песня "Во кузнице". 2-ой ведущий: - Со дня просватанья невеста считается просватанной. Начиная с этого дня, в дом приглашается вытница ( причитальница) и подруги. Во время пения вытницы невеста "вьёт, т.е. плачет, прощаясь с девичьей волей. До венчания девушки посещают невесту и помогают приготовить подарки родне жениха. ученица (девушка): - Ой, вы сборы мои, сборы, сборики! Чьи это сборы? Свет Евлампины. Это сборы да свет Пимовны.
(Звучит грустная народная песня.) 1-ый ведущий: - В первые дни после рукобитья все родственники по очереди приглашают к себе невесту с вытницей и подругами, для чего присылается зватый. Дорогой в гости девушки распевают разные поголосные песни. В гостях у тётушки поются всякие песни: грустные, лирические, весёлые. Вся пьеса посещения тётки или других родственников состояла в прославлении. Девушка:
(Веселая дорожная песня, например "Перевоз Дуня держала") 2-ой ведущий: - Предсвадебную неделю заключал девичник (девичий вечер). Девушки собирались для того, чтобы попрощаться с невестой. Она расставалась со своей возрастной группой "девок" - невест и переходила в группу "баб" - молодух. В быту старой деревни это было самое значительное событие в жизни женщины - она становилась женой, готовилась стать матерью и одновременно превращалась в самую бесправную в будущей семье - в сноху. Обряд расставания с девичеством, с "красотой", сопровождался расплетанием косы невесты и последним заплетанием её по - девичьи. На девичнике девушки пели много песен, главным образом грустной тональности. Девушка:
Невеста:
(Звучит песня "На улице дождик") 2-ой ведущий: - Как мы уже говорили, песни поются разные, в обряд вносится элемент творчества. Сейчас прозвучит современная песня - страдание девушки (звучит песня) 1-ый ведущий: - На девичнике звучали бывальщины, рассказы, истории, притчи, легенды. Послушайте одну из них, бытующую в Поволжье. Ученик или ученица рассказывают "Наказание Волги" "Разин и султанская дочь" и др. из сборника "Народная проза". 2-ой ведущий: - И вот наконец наступает день свадьбы. Утро начинается с бужения невесты, её одеванием и ожиданием жениха. Невеста в причитаниях и девушки в песнях просят не отдавать невесту жениху. Девушка:
Невеста:
Мать:
(звучит песня "Матушка, что во поле пыльно?") 1-ый ведущий: - Утром в доме жениха готовится к отъезду в дом невесты. Свадебный поезд украшался, подвод должно быть нечётное число, но не менее 3-х. С женихом едут дружки, шафер, тысяцкий, сопровождающие. (поют "Едет, едет, едет к ней") Свадебный поезд подъезжает к дому невесты. На пороге их встречают препятствия, которые они должны преодолеть за выкуп. Затем устраивали малый стол - угощенье и после жених с невестой ехали в церковь, но не вместе, а порознь. Возвращались с венчанья уже вместе. У дома их встречают родители жениха с хлебом - солью и благословеньем. При входе в дом молодых осыпают хмелем, зерном. И вот свадебное застолье. Его ведет человек из родни, который знает все свычаи - обычаи. Во время свадебного пира звучат пожелания, величания в честь молодых, родителей. Веселье в разгаре, шуткам - прибауткам нет конца. А какие звонкие, веселые частушки поются на свадьбе. (звучат частушки). 2-ой ведущий: - После застолья совершался постельный обряд. Ну, а мы с вами, завершая сегодняшнюю встречу с русским народным обрядом - игранием свадьбы, споем общую русскую народную песню и воздадим славу народу нашему, корням нашим, из которых питаемся все мы как в жизни, так и в искусстве, в литературе, ибо, как сказал поэт, "золото, золото, сердце народное". (звучит песня "Светит месяц"). Антракт. II Отделение - это импровизация учащихся, которые представляют отдельные моменты свадьбы в своей интерпретации. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |