Преподавание литературы
Метаморфозы литературного образа "Гадкий утенок"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.03.17
Просмотров: 1654
Рохина Ирина Павловна, учитель Порода сильнее пастбища Эпиграфом к презентации урока выбраны слова, которые, по-моему, очень точны и нарушают некоторые устоявшиеся взгляды на учительскую работу. Они утверждают независимость природных качеств человека от его жизни. Что кушать, и где кормушка, и кто пасет – все равно: природу не изменить. Это грустно для учителя: а что он может изменить в данном случае? Общество – нельзя: исторические законы, человека – нельзя: природа сильнее. Остается пастбище. Итак, учитель может выбрать «кормушку» и её качество? Нет! «Корм» уже выбрали и приготовили Методисты и Программа со Стандартом. Учитель в роли официанта – что ж, неожиданная роль. Предлагаю вам, Читатель и Учитель, блюдо, которое приготовила сама и по своему вкусу. (Чаевые в виде внимания к статье принимаются). В данной статье я представляю проект 2 уроков по внеклассному чтению, посвященных литературному типу «гадкий утенок». В 5 классе тема авторской литературной сказки раскрывалась на примере «Гадкого утенка» Андерсена. В 7 классе мы смотрели в Кировском ТЮЗе и обсуждали сказку «Датская история» А,Шапиро. В 11 классе, на уроках изучения антиутопии как жанра, предложена для чтения и изучения повесть Стругацких «Гадкие лебеди». Мои поиски материалов к уроку о «гадком утенке» привели к книге К.Г.Юнга «Душа мифа. Шесть архетипов». Часть этой теории доступна пониманию учащихся старших классов и может быть привлечена к изучению предложенных произведений. Стандарт [12] предлагает изучение национальных мифов в 5,6 классах, а на уроках в 11 классе понятие о мифе расширяется: миф предстает как часть общей культуры, объединяющей все времена и нации. Обращение к данной теме на уроках внеклассного чтения связано с воспитанием толерантности и освоением культуроведческой компетенции, «касающейся жизни в поликультурном обществе, чтобы формировать у молодежи понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий» (из 5 ключевых компетенций Совета Европы). Библиотерапия на этих уроках играет немаловажную роль: произведения литературы привлекают внимание к росту и развитию личности, её проблемам. Тема толерантности, раскрытая во всех трех произведениях, позволяет рассмотреть и проговорить эту проблему вслух, увидеть её в реальной жизни и научиться решать. Дидактические цели уроков: создать условия для развития исследовательских умений учащихся средствами проектного обучения, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Работа в группе рассчитана на разный уровень подготовки участников: репродуктивный, продуктивный и творческий. Методические задачи: освоить навыки проблемно-тематического анализа литературного произведения, научиться ясно и логично доказывать свою точку зрения. Тип урока: комбинированный (2 ч.). Модель урока в режиме проектного обучения средней продолжительности (технология исследовательского проекта) Форма организации: парная, групповая, индивидуальная. Алгоритм работы над проектом: замысел → реализация → рефлексия [5]. Помощь в подготовке проекта носит индивидуальный характер и зависит от уровня и направленности интересов учеников. Внимание учителя должно быть направлено на развитие собственных идей учащихся. Средствами урока можно считать следующее: примерные вопросы для работы в группы, рекомендуемая учителем литература для самостоятельной работы и выбор формы презентации проекта. Результат обучения: уровень усвоения ОУУН и степень самостоятельности в исследовательской работе. Обычно, ознакомление с произведениями для внеклассного чтения проходит по одному и тему же плану: раскрыть смысл названия, рассказать о героях, сюжете, композиции, раскрыть своё отношение к героям и произведению. Тема данного урока предполагает еще один вопрос: как меняется литературный тип в разных по жанру и времени создания произведениях. Учащимся предложены на выбор формы презентации проекта, которые полностью или частично включаются в выступление группы [5]: - демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий;
- театрализация (воплощение в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
- диалог исторических или литературных персонажей;
- телепередача, реклама;
- иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий;
- инсценировка события;
- ролевая игра.
Примерный план работы помогает выбрать свой вопрос, подобрать фактический материал и выстроить логику выступления: - Объяснить смысл названия произведения;
- Найти главного героя произведения и доказать эту точку зрения;
- Сформулировать и проанализировать ценности мира и пороки общества, в котором живет герой;
- Показать, как острота конфликта между героем и обществом меняет героя;
- Какие метаморфозы происходят с литературным образом «гадкого утенка» в зависимости от жанра произведения?
- Выяснить, как влияет время создания произведения на метаморфозы героя?
Анализ предварительной анкеты дает направление в работе учителя: Все ли произведения вам знакомы? Какое произведение вы считаете самым понятным? Какое произведение вызывает вопросы? Запишите в анкету вопросы, которые хотелось бы обсудить на уроке? Правила работы групп на уроке вырабатываются вместе с учащимися на этапе подготовки и становятся обязательными: - Четкое соблюдение композиции текста-рассуждения:
- Составление и оформление словарика своего сообщения для работы всех участников.
- Доказательность: привлечение цитат из текста произведения и компетентных источников.
- В случае спорных результатов проекта, вопрос совместно решают представители групп и учитель.
- Соблюдать регламент: выступление каждой группы и обсуждение – по 20 минут.
- Доказывать свою точку зрения, не повышая голоса, а приводя аргументы и факты. Выслушивать, не перебивая.
В период подготовки проводится и оформляется словарная работа, результаты распечатаны: 1 значение: (итал) после, через, половина; превращение, полная, совершенная перемена. - Следование за чем-либо, изменение. Например: метагенез, метафаза.
- Обозначение систем, которые служат для исследования в свою очередь других систем. Например: метаматерия, метаязык.
2 значение (греч) (биолог): переход из одной стадии или формы в другие, полное изменение. Например: превращение головастика в лягушку; изменение побега в луковицу, и тому подобное. - Архетип –
«повторяющаяся форма» судьбы мифического или сказочного героя. - Мифологема
– сюжет, в котором проявляется архетип. Последовательность проведения урока может быть следующей: - Вступительное слово учителя включено в эвристическую беседу.
Основные тезисы распечатаны для каждого учащегося: Учение К.Г.Юнга о мифологеме. - Мифы повторяются в искусстве разных народов и имеют общие черты.
- Архетип – «повторяющаяся форма» судьбы мифического или сказочного героя: Геракла, Мальчика-с-пальчика, Дюймовочки, Золушки, Крошечки-хаврошечки и других. Судьба такого героя – символ перехода к будущему. Например, приход каждого Нового года в виде ребенка.
- Мифологема об извечном младенце [1, С 93]. Мифологема – сюжет, в котором проявляется архетип. [7]
- Этот ребёнок-сирота, появляется на свет чудесным образом и «выражает целостность человечества: неприспособленность и бесценность любой личности». [3] Смысл данной мифологемы – путь становления личности. Психология определяет: «Личность – это не зародыш в ребенке. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. …Личность никогда не развернется, если не выберет собственный путь». [3]
- Его жизнь на земле – цепь унижений и страданий, из которых он выходит победителем. «Становление личности – это отвага» [1]
- «Извечный младенец в человеке – это переживание,… внутренне препятствие,… это нечто неуловимое, но определяющее конечную ценность или ничтожность личности». [ 1, С 113]
- В судьбе «извечного младенца» всегда присутствуют три важных момента:
- неузнаваемость, покинутость, полное одиночество;
- желание самореализации и прыжок (уход);
- непобедимость.
- Победа героя-младенца – это духовная победа, которая определяет ценность личности или её ничтожность.
- Сказка Андерсена «Гадкий утёнок»
(тезисы 1 группы): - В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.
- Главный герой – Гадкий утенок, что показано автором в названии.
- Мир живет по законам диктатуры, по признаку усредненности: «Хорошо бы его переделать! – говорит знатная утка с красным лоскутком на лапке…Слишком велик!...»
- Конфликт с обществом перерастает в личный: « А мать прибавляла: «Глаза бы мои на тебя не глядели!». Поэтому герой сказки уходит в неизвестность, потому что «Лучше погибнуть от их (прекрасных лебедей) ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой!» [ 9 ]
- В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»
- Фантастическая повесть «Гадкие лебеди» братьев А. и Б.Стругацких
(тезисы 2 группы): - В названии есть прямая аналогия со сказкой Андерсена, но только оксюморон еще острее: лебеди как идеал, к которому стремится гадкий утенок, становятся «гадкими». Это приближает их к утенку, а не утенка – к ним. Кто же тут «утёнок»? Ученый Голлем говорит о журналисте Баневе: «Прекрасный утенок», но не «лебедь» и не «гадкий». Банев еще на перепутье от «гадкого утенка к лебедю». А дети приходят к «мокрецам», т.е. «прекрасным лебедям». Они, как и Гадкий утенок, тоже уходят из мира, где родились. Итак, герои повести – «мокрецы»? Авторы нарушают мифологему об «извечном младенце».
- «В 1973 году разразился международный скандал с «Гадкими лебедями», невесть как попавшими на Запад и опубликованными там. Почему так случилось?» По словам М.Веллера, в романе изображена «Тоталитарность, Легион Свободы, портрет президента в классах». Аналогия с существующим строем вполне ясная. Кажется, что в мире «все сыты, топтать друг друга ни к чему, никто друг другу не мешает…и никто никому не нужен», – говорит Банев.
- Но такой мир не устраивает детей. Дети против родителей: «… они настолько неприятны, настолько запущены, так безнадёжны, что их не хочется изменять» [8, С.55] «Мы вовсе не собираемся разрушать ваш старый мир. Мы собираемся построить новый». [8, С 60]
- В конце повести нет еще победы и прекрасного состояния счастья, как в сказке Андерсена, но моральная победа за «мокрецами» и миром детей.
- Пьеса «Датская история» Адольфа Шапиро
(тезисы 3 группы): - Кажется, что от сказки осталось только название страны, в которой родился Андерсен. Но мы видим тот же мир птичьего двора, из которого бежит Гадкий утенок.
- В 1998-1999 годы (время создания спектакля) театр – трибуна, с которой говорят о проблемах времени. Время ждет перемен и понимает, что должен кто-то прийти, чтобы они начались. Так вспоминается Гадкий утенок – символ нового времени.
- Роль главного героя изменилась: он счастлив, но хотел бы возвратиться в мир и изменить его к лучшему. Этот поступок -- жертва с его стороны. «Испанку благополучно зажарили к Рождеству… И кажется, сам Лебедь колеблется перед выбором: власть или свобода. Но дальше — финал»,- пишет журналистка Валентина Артюхина о московской постановке ТЮЗа.
- Открытый финал пьесы предлагает зрителям придумать свой вариант окончания истории. Сможет ли Гадкий утенок изменить жизнь птичьего двора? Вообще-то он пролетом, его ждет Флоренция или Египет...
- «А птичье царство томится в ожидании нового кумира-повелителя. Оно подобострастно рассыпается в восторгах и комплиментах перед прекрасным Лебедем» (продолжение статьи). И нам не верится, что изменился птичий двор.
- Приступает к обсуждению 4 группа.
Сравнительная таблица (тезисы сданы заранее и распечатаны) помогает учащимся в обсуждении тезисов группы. Здесь, в основном, собираются учащиеся, не прочитавшие книги, поэтому им требуются дополнения и пояснения. название произведения | главные герои | сюжет произведения | композиция: - завязка,
- кульминация,
- развязка
| итоговые тезисы | сказка | | | | | повесть | | | | | пьеса или спектакль | | | | | Вопросы некоторых участников 4 группы носят поверхностный характер. Эти «наивные» вопросы играют свою дидактическую роль: «ответчики» уясняют свои взгляды, логичность построения тезисов, а «вопрошающие», скорее всего, захотят прочитать книги, которые вызвали обсуждение. Примеры таких вопросов: - Образ «гадкого утенка» от сказки до пьесы становится лучше или хуже? Почему?
- Можно ли «гадкому утенку» не убегать от родителей?
- Почему «мокрецы» такие противные на вид, если они ведут детей к лучшему?
- Кто главный герой повести «Гадкие лебеди», если в названии их много?
- Итоги урока:
ответить на вопросы урока (по выбору, за 8-10 минут): - Характер конфликта: разрешимый или неразрешимый?
- Какие метаморфозы происходят с героем?
- От каких условий зависит метаморфоза этого литературного типа?
Примеры ответов: - Метаморфозы героя в данных произведениях можно представить в таблице:
Черты мифологемы (из вступит. слова учителя) | Сказка Андерсена | Повесть братьев Стругацких | Пьеса А.Шапиро | неузнаваемость, покинутость, полное одиночество; | есть | нет | есть | желание самореализации и прыжок (уход); | есть | есть | есть в начале нет в конце | непобедимость | есть | есть | и есть, и нет | - Конфликт между героем и птичьим двором неразрешимый: это борьба нового и старого.
- Конфликт разрешимый: старое все равно уйдет, но в старом живут родители. Жестоко совсем их вычеркивать из нового мира, поэтому необходимо не так резко отвергать старый мир.
- Мифологема об «извечном младенце» существует не только в сказке. Этот герой живет в разных произведениях, в каждом происходят его метаморфозы. Изменения главного героя зависят от жанра произведения и времени его создания.
- Герой всех произведений – сирота. В сказке и пьесе он сирота в материальном смысле, а в фантастической повести становится сиротой в духовном плане.
- В пьесе герой тоже изменяется, приближаясь к христианскому прощению: он прощает птичьему двору обиды и готов придти на помощь. Во время перемен и надежд, когда создавалась пьеса, автор увидел героя, от которого общество ждет подвига. Но героя привлекают и невеста, и путь в Египет. Не ясно, что он выберет. Он наполовину «прекрасный лебедь», наполовину оставаясь «гадким утенком». Герой потеряет свой путь, если останется на птичьем дворе.
- В повести герой (гадкие лебеди) повторяет путь «гадкого утенка», но изменяется, он стал более жестким. Авторы живут в тоталитарном обществе и критикуют его законы. Они видят выход в резком разрыве связей со старым и отжившим, даже если это любящие родители.
- Конфликт с семьей, с обществом толкает всех героев к бегству, уходу. Такой прыжок в будущее и трудности самостоятельной жизни раскрывают его настоящий характер и делают непобедимым.
- В повести Стругацких победа детей – это моральная победа над обществом и разрыв с ним. В пьесе А.Шапиро герой возвращается в общество. Значит, общество его победило.
- Рефлексия
предлагается в виде домашнего задания, итоги которого проговариваются на следующем уроке (Приложение № 1): - Понравился ли вам урок, посвященный сравнению нескольких произведений? (Поясните ответ.)
- Что не понравилось на уроке? Ваши предложения и пожелания?
- Работа какой группы заслуживает высшей оценки и почему?
- Какой образ «Гадкого утенка» вам интереснее всего и почему?
- Каким вы представляете «Гадкого утенка» нашего времени?
Р.S. Об эпиграфе к уроку: Смысл эпиграфа учитель не обговаривает на уроке: приём «умолчания». Эпиграф сам выбирает ученика. О смысле эпиграфа могут спросить 1 или 3 школьника, с ними обговаривается содержание домашнего задания о роли эпиграфа на данном уроке. - Итоги.
Итак, задачи и цели, поставленные на уроке, выполнены. Три уровня заданий соблюдается во время подготовки проекта (самостоятельный выбор заданий) и при выполнении домашнего задания. - Список литературы для учителя:
- Юнг Карл Густав. « Душа и миф. Шесть архетипов», Мн., 2004.
- Юнг Густав Карл. «Психологические типы», Мн., 2003.
- Юнг Густав Карл. «Структура психики и прогресс индивидуализации.» М.: Наука, 1996.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе обучения. М.: Просвещение,1991.
- Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой», выпуск 5 (11)
- Урок литературы: инновационная практика обучения: Сборник научно-методических статей под ред. Мосуновой Л.А.. Киров, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии». С-Прбг: Речь, 2006.
- Стругацкие А. и Б. «Гадкие лебеди»:
- 9. Андерсен Ханс Кристиан. Сказка «Гадкий утенок»
- 10. Шапиро Адольф. «Датская история»
-
11. Словарь иностранных слов: М., «Русский язык» 1989. - Список литературы и сайтов для учащихся
: - Андерсен Ханс Кристиан: любое издание сказки «Гадкий утенок».
- Шапиро Адольф: просмотр спектакля «Датская история».
- Стругацкие Борис и Александр: любое издание повести «Гадкие лебеди»
- Словарь иностранных слов: М., «Русский язык» 1989.
- Сайты: по выбору пользователя.
Приложение № 1: (некоторые ответы на вопросы домашнего задания) - В названии темы урока второе значение слова раскрыто уже в названии: герой – это птенец и станет птицей, т.е. метаморфоза произойдет. Раскрыто и первое значение слова метаморфоза: последовательность и усложнение.
- В повести Стругацких из «гадкого утенка» Андерсена появляются сразу 3 образа:
- – «гадкий лебедь» Банев,
- – «прекрасные лебеди» – мокрецы,
- – «гадкие утята» – дети.
- Тема «гадкого утенка» существует со времен фольклора и до наших дней, поэтому она вечная, как и некоторые другие: тема «маленького человека», тема «лишнего человека», «любовного треугольника» и т.п.
- Конфликт в том, что в обществе нет толерантности: если ты не такой, как все, то ты должен исчезнуть. Главный герой незаслуженно изгоняется в сказке и пьесе, но в повести гадкие лебеди сами выбирают самостоятельность.
- Герой в конфликте с обществом и уходит из него. Острота конфликта сильнее в повести Стругацких, т.к. родители любят детей и готовы сделать для них всё, что могут. Такое отношение к родителям делает главного героя (детей из повести Стругацких) жестоким.
- Конфликт разрешим: надо отпустить детей и помогать им, если будет нужно. Конфликт неразрешим, если общество не изменится.
- Гадкий утенок преодолевает нелюбовь матери, незаслуженную враждебность общества – это самые трудные препятствия. Но трудности закаляют характер героя, поэтому они нужны в жизни каждого человека.
- Главный герой побеждает только в сказке: он терпеливый и сильный духом. Он «лебедь» по рождению.
- В повести Стругацких победы ещё нет, но она будет с горечью: герой стал жесток. Герой идет к более высокому развитию, теряя сочувствие.
- В пьесе А.Шапиро главный герой сделал шаг навстречу обществу – это прогресс. Он потеряет свою судьбу лебедя. Но в этом и есть высокое служение красоты: делать все окружающее лучше, чище, красивее.
- Смысл эпиграфа в том, чтобы сказать всем, чтобы «не прыгали выше головы». Если твоя «порода» – «гадкий утенок», то ты обречен на одиночество в детстве. А потом ты уйдешь в мир и не вернешься туда, где жил. Такая «порода» мне не нравится. Я против такой теории про «породу».
- Смысл эпиграфа в том, что «Гадкий утенок» не изменится никогда, потому что он таков, каким его сотворила природа. Он всегда будет бросать то общество, которое ниже его по своему развитию. Но если он любит своих родителей и ему не все равно, как они будут жить без него, он должен им помочь. Как? Пока я этого не знаю. Наверно, надо учиться и стать хорошим специалистом, чтобы знать, как исправить и улучшить нашу жизнь.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|