Преподавание русского языка Однородные члены предложения. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.16 Просмотров: 2168 Тептерева Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Работа по развитию речи: конструирование предложений, составление связного высказывания на грамматическую тему, расширение словарного запаса учащихся. Повторение: строение и грамматическое значение простого предложения. Оборудование: учебники, тетради, карточки-подсказки, иллюстрация с изображением зимы, карточки с деформированным текстом. Ход урока 1) Психологическая организация класса. - Здравствуйте, дети, садитесь! - Ребята, посмотрите внимательно, на доске среди букв зашифровано слово. Найдите его. - Кто расшифровал? (радость)
- Что выражает это слово? (Чувство) - Давайте именно с этим чувством, с радостным настроением начнем наш урок. - Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по удивительной стране короля Синтаксиса в гости к однородным членам предложения. - А что нам уже известно об однородных членах предложения? Выяснить это нам поможет домашнее упражнение. Откройте тетради и прочитайте первое предложение. Сильно страдают от голода и холода певчие птицы. - Есть ли в этом предложении однородные члены? Назовите их. Каким членом предложения являются эти слова? Используется алгоритм (карточка-подсказка) 1 .Относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. 2. Они отвечают на один и тот же вопрос. З. Являются одинаковыми членами предложения. 4. Равноправны друг к другу и соединены между собой сочинительной связью. - Прочитайте, пожалуйста, из домашнего упражнения последнее предложение. Лазоревки, чижи, чечетки целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. - В этом предложении говорится о том, что птицы посещают бесплатные столовые. Какая столовая имеется ввиду? (Люди делают кормушки, скворечники, вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке, чтобы птицы не умерли с голода). - В какое время года это происходит? (Зимой) - Да, ребята, мы должны заботиться о птицах, особенно зимой, так они беззащитны и подвержены опасностям, а мы, люди, можем им -помочь, и природа нас за это всегда вознаградит прекрасным птичьим пением. Давайте вернемся к нашему предложению и назовем в нем однородные члены. Какими членами предложения они являются? Вывод: однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. 2) Оформление рабочей тетради. - Итак, сегодня мы продолжим разговор об однородных членах предложения. На доске записана фраза: Дети рисуют, играют, спорят, смеются, поют, говорят. - Ребята, найдите в этом предложении однородные члены. Как они связаны между собой? Запомните! Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно! 3) - Ребята, посмотрите внимательно на доску. Все ли там в порядке? Перед вами шуточное стихотворение. Прочитайте его про себя и подумайте, чего в этом тексте не достает (Знаков препинания).
- Расставьте знаки препинания. Какие признаки имеет предложение? Как последнее предложение связано с нашей темой? (В нем есть однородные члены предложения). Назовите их. - Каким членом предложения они являются? Подчеркните, составьте схему. 4) Работа по картине. - Какое время года изображено на картине? (Зима) Как вы это определили? (Приметы зимы: снег лежит, солнце неяркое, ветки покрыты инеем, речка чуть замерзла) - А за окном, какое время года? (Тоже зима) - Ребята, какая бывает зима, подберите прилагательные. (Белоснежная, добрая, злая, холодная, теплая, морозная, суровая, сердитая, лютая, ненастная, пушистая) - А какая зима на нашей картине? (Добрая, морозная, белоснежная, пушистая) - Давайте поиграем в игру "Распространи предложение". Нужно составить простое предложение по этой картине, где будут только главные члены предложения. (Наступила зима.) - Каким является предложение, В котором нет второстепенных членов. (Нераспространенным) - Давайте распространим это предложение, добавляя каждый раз по одному слову. (Наступила зима. Наступила белоснежная зима. В городе наступила белоснежная зима. В нашем городе наступила белоснежная зима.) - В полученное предложение добавьте однородные члены предложения. (В нашем городе наступила белоснежная зима и принесла много радости детям.) - Запишем предложение на доске и выполним синтаксический разбор. 5) Психотренинг. - Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться, послушать прекрасную музыку Чайковского из альбома "Времена года" (зима), а я прочитаю вам стихотворение А.С.Пушкина. . - Постарайтесь представить, что вы художники, в руках у вас кисти. Попробуйте устно нарисовать картину того, о чем услышите. - Итак, закрыли глаза, вдохнули воздух, выдохнули, вы художники, слушайте.
- Откройте глаза. Поэт написал стихотворение о зиме, композитор сочинил музыку на зимнюю тему, а вы были художниками. Что изобразили вы на своей воображаемой картине? Поделитесь своими впечатлениями. - Что помогло вам создать такие яркие В картины зимней природы? Какие члены предложения? 6) Письмо по памяти.
Вывод: в одном предложении может быть несколько групп однородных членов. (1 группа -однородные обстоятельства; 2 группа - однородные сказуемые) 7) Индивидуальная работа. На столах конверты с карточками, на которых записаны слова. Из данных слов составить предложение и выполнить синтаксически разбор. Пушистый снег ложится на поля, на кусты, на деревья. Морозная луна освещала сад, дорожки и беседку. 8) Работа по учебнику. Упражнение №227, стр. 105. - Ребята, прочитайте вслух пятое предложение, соблюдая правильную интонацию. Относитесь к родному языку бережно и любовно, думайте о нем, изучайте его, любите его. - Чем осложнено это предложение? Запишите это предложение в тетради, подчеркните однородные члены и составьте схему.
9) Рефлексия. - Довольны ли вы тем, как прошел урок? - Было ли интересно? - Были ли вы активны? - Было ли трудно? - Сумели ли вы показать свои знания? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |