Преподавание русского языка Урок "Язык и юмор". Что такое юмор? Как и зачем мы шутим?Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.13 Просмотров: 1191 Сивкова Жанна Владимировна, учитель русского языка и литературы
Цели: раскрыть значение юмора в речи; познакомить с некоторыми юмористическими и сатирическими особенностями лексики современного русского язык; рассмотреть роль смеха в жизни человека и способы создания комического. Подготовить к ЕГЭ. Оборудование: репродукции карикатур, аудиозапись песни В.Шаинского “Улыбка”, DVD-проигрыватель, DVD-диск с записью фильма “Свадьба в Малиновке”, фонограмма частушек. Ход урока1. Организационный момент Учитель:
2. Изучение нового материала.Звучит отрывок из песни В. Шаинского “Улыбка”. – Первая улыбка ребёнка радует не только мать, но и всех окружающих. Подросши, ребёнок радостно смеётся всякому яркому и приятному для него проявлению жизни, будь то новогодняя ёлка, или новая игрушка, или попавший в него снежок. Есть люди, которые эту способность смеха сохраняют на всю жизнь. Таким смехом смеются люди, от рождения весёлые и жизнерадостные, добрые, расположенные к юмору. Что смех поднимает жизненные силы и жизнеспособность, замечено уже очень давно. На заре человеческой культуры смех входил как обязательный момент состав некоторых обрядов. Смеху приписывалась способность вызывать жизнь в самом буквальном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека в самом буквальном смысле этого слова. Очень интересен в этом отношении древнегреческий миф о Деметре и Персефоне. Деметра – богиня плодородия. Аид, бог подземного царства, похищает у неё дочь Персефону. Богиня отправляется её искать, но не может найти. Она погружается в своё горе и перестаёт смеяться. От горя богини плодородия на земле прекращается произрастание трав и злаков. Тогда служанка Ямба совершает непристойный жест и тем заставляет богиню смеяться. Со смехом богини природа вновь оживает, на землю возвращается весна. Это один из эпизодов мифа. Концепции о жизнедательной силе смеха прослеживаются не только в античности, но и других ранних представлениях, относящихся к родовому строю. Древние якуты поклонялись богине родов Ийехсит. Эта богиня навещает рожениц и помогает им тем, что во время родов сильно смеётся. Смех у некоторых народов когда-то был обязательным во время обряда посвящения при наступлении половой зрелости, сопровождая момент символического нового рождения посвящаемого. Смех способствовал воскрешению из мёртвых. В средние века был распространён так называемый пасхальный смех: на пасху в католических странах во время церковной службы священник смешил прихожан непристойными шутками, чтобы вызвать у них смех. Религия умирающего и воскресающего божества знаменует воскресение к новой жизни всей природы после зимнего сна. Воскресению природы способствуют разгульные праздники, во время которых допускаются всяческие вольности. В сказочном фольклоре поэтическим отголоском этих представлений служит обряд царевны, от улыбки которой расцветают цветы. То, что сейчас – поэтическая метафора, было некогда предметом веры: улыбка богини земледелия возвращает умершую землю к новой жизни. Есть даже шутка: весна всех так рассмешила, что лёд тронулся. Смех – дело серьёзное. Хотя бы потому, что – каким бы он ни был (добродушным, глупым или даже злорадным) – его очень легко спугнуть. С ним надо обращаться бережно. Вот и день ему особый дан, весенний день – Первое апреля. Сегодня мы с вами, используя юмористические тексты, поговорим о способах создания комического, посмешим друг друга, чтобы быстрее лёд тронулся и цветы зацвели. Среди различных видов юмора (изобразительный, музыкальный, цирковой и т.д.) важное место занимает словесный – языковая шутка. 1) Функции языковой шуткиЗачем мы шутим? (Поднять настроение, развлечься, разрушить стереотип, показать человеческие пороки, скрыть истину, высказать абсурдные мысли) Задание 1. Определите способ создания комического и функцию языковой шутки. Не посягай на чужое добро. Маскировочная функция. Прописная истина “в шутливой упаковке” воспринимается современниками лучше. Уголовников тоже влечёт к добру, но, к сожалению, к чужому. В отношениях с людьми избегай трений. В отношениях между людьми трения ведут к охлаждению. Танцы – это трение двух полов о третий. Заря подобна прилежному ученику: она каждое утро занимается. Шутка позволяет высказать странные, а то и абсурдные мысли. Задание 2. О чём анекдот, к какому историческому периоду его можно отнести? Иностранец спрашивает: – Что это за очередь? – Масло дают. – О! А у нас только продают. А это за чем очередь? – Ботинки выбросили. – Какие, эти? Да, у на такие тоже выбрасывают. Шутка позволяет высказать то, что “навязло на зубах”, “накипело в душе” и требует выхода, например, мысль о том, что в нашей стране люди живут хуже, чем в “нормальных” странах. Период “застойных” 70-х годов. 2. Языковая игра и фонетика, графикаЗадание 3. Определите способ создания комического. (фонетические средства – повторение одного звука) 3. Языковая игра и морфологияИногда языковые шутки обыгрывают (и тем самым подчёркивают) “неприкосновенность” слова (вернее – словоформы). Только в шутку его можно рассечь на части. Задание 4. Определите способ создания комического. 4. Языковая игра и словообразованиеЗадание 5. Определите способ создания комического. 5. Языковая игра и синтаксисЗадание 6. Определите способ создания комического. 6. Языковая игра и стилистикаЗадание 7. Определите способ создания комического. Наташа, родная, желанная! Заела любовь многогранная. (М. Исаковский)
– Pardon, – вмешался молодой человек… – это как будто к чернильнице… макароническая речь, где смешиваются слова и формы из разных языков 7. Языковая игра и прагматикаПрагматика – молодая область языкознания, исследующая отношение говорящих к описываемому и друг к другу. Существуют общие закономерности общения, которыми должны руководствоваться все говорящие, на каком бы языке они ни говорили. Один из этих постулатов – постулат информативности (“Сообщай что-то новое”). Другой постулат – постулат истинности или искренности (“Говори правду”). Очень часто в языковой игре используются особенности разных типов речевых актов (таких, как утверждения, просьбы, вопросы и т.д.). так, в случае вопроса спрашивающего могут быть разные: глубокая личная заинтересованность – праздное любопытство – полная незаинтересованность (когда вопрос задаётся, например, из вежливости). Задание 8. Определите способ создания комического.
III. Закрепление1. Фрагмент из фильма “Свадьба в малиновке” Определите способ создания комического в эпизодах. 2. Частушки звучат в исполнении подготовленных ребят
Определите способ создания комического в частушках. 3. Задание: Иногда говорящие меняют значение существующего слова, предлагают новое (шутливое) толкование, например: заморыш – иностранец – “за морем”. Приведём несколько шутливых толкований слов у М. Задорнова и у А. Кнышева (попробуйте прикрыть правый столбик и предложить свои шутливые толкования):
IV. Вывод по урокуКакие функции выполняет юмор в нашей речи? Какие способы создания комического в речи вы узнали? В каких стилях речи мы используем юмор и сатиру? Что бы вы подарили сегодня друг другу после урока? Я каждому дарю свою улыбку и брошюру с материалами урока. Спасибо за работу! Использованная литература: Санников В.З. Язык и юмор: газета Русский язык “1 сентября”, № 12 (132), март 1998 г., с. 1–6 рубрики специальный выпуск “учёные – школе”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |