Преподавание русского языка Урок русского языка на тему "Что такое причастие". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.12 Просмотров: 1482 Платонова Галина Федоровна, учитель русского языка и литературы Цели. образовательные: - познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия и его типичными суффиксами; - формировать умение отличать причастие от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие; развивающие: - развивать память, речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, абстрагировать, проводить аналитико-синтетические операции; воспитывающие: - воспитывать вдумчивое отношение к родному языку; - ответственность, дисциплинированность, собранность. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: мультимедийный комплекс Структура и хронология урока
Ход урока I. Оргмомент II. Мобилизующий этап Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем урок с повторения признаков глагола и прилагательного для того, чтобы хорошо понять новую тему урока. Откройте тетради и запишите число и “Классная работа”. Запишем под диктовку предложение: Сергей глубоко втягивал в себя запахи свежей земли. Назовите прилагательное, глагол. Подчеркните их как члены предложения. Выделите словосочетания, в состав которых входят эти члены. Назовите признаки глагола, а я буду их записывать на доске.
- Разберите по составу прилагательное и глагол. На доске работают 2 человека. (Свежей, втягивал) - Когда глагол бывает возвратным? (Когда есть -ся, -сь) - Разберите по составу следующие глаголы: зажглась, бледнеет, запылала, наливается. - Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов) III. Изучение нового Уч-ль: Послушайте сказку: “Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш- (прикрепляю на доску таблички с суффиксами). Скучно им было на белом свете. Решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье - бытье. Отвечает им глагол: “Подарю Я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу”. “Спасибо!” - в один голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам”. - Давайте, ребята, и мы к основам глаголов присоединить суффиксы. (На доске и в тетрадях):
Уч-ль: Посмотрите, ребята, получились некрасивые, неоконченные слова. “Опять загрустили суффиксы, чего-то ещё им не хватает. Вот бредут они по дороге, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным Суффиксам. - Возьмите мои окончания, они вам очень помогут. - Спасибо, доброе прилагательное! И суффиксы, взяв подарки, счастливые, отправились на лужайку к речке”. Уч-ль: Добавьте окончания к словам: читать – читающий, читавший…. “Суффиксы долго веселились, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил: - Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться. Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть свободными, беззаботными. Забыли они, что в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили Они наказать непричастных ни к чему бездельников”. Уч-ль: Ребята! Каких бездельников? Уч-ки: Непричастных ни к чему. Уч-ль: Как вы это понимаете? Уч-ки: Не имеющих отношения к чему-либо. Уч-ль: “Глагол сказал: - Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю вам два вид - совершенный и несовершенный, и возвратность”. - Ребята! Как глагол назвал слова? (Причастия). Как объяснить? (Теперь они имеют отношение к глаголу, так как у них будет время, вид и возвратность). - Какая же тема нашего урока? (Причастия) Запишите в тетрадях тему урока. “- А я, - сказало Прилагательное, - наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам и зависеть от существительных. С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их”. Уч-ль: Что же дал причастию глагол? Прилагательное? Запишем в виде схемы: Причастие
(Схема заполняется постепенно по ходу) - А теперь сравните составленную схему с той, что на экране. (Слайд) - Посмотрите ещё раз на слова, которые образовали. Внешне на какую часть речи они похожи? (На прилагательное) - Попробуйте определить значение причастия. Что обозначает глагол? Что обозначает прилагательное? Какой вопрос можно задать? - Откройте учебники на странице 80 (120) &20 (24).Читаем параграф вслух. - Что же такое причастие? Назовите признаки глагола, прилагательного. При помощи каких суффиксов образуются причастия? От какой части речи? К какой части слова добавляются суффиксы? Образуйте от данных глаголов причастия: облетать, лежать, летать, писать, синеть, пробежать, вымыть. Найдите причастия в предложениях, которые запишем на доске и в тетрадях. Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня. - Как найти причастие? (Ищу существительное и от него задаю вопрос “какие”: громкие и раздавшиеся). - Как узнать, какое из них причастие? (Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы). - Какое слово можно заменить глаголом? Укажите суффиксы. Крики отдавались в мирно спавших заводях реки. Стелющийся над речонкой густой туман поднимался все выше. - Итак, как отличить причастие от прилагательного? - Каким членом предложения является причастие? Подчеркните в предложениях. IV. Закрепление знаний Фронтальная работа. - Укажите причастия. Докажите правильность выбора. (Слова записаны на доске).
Самостоятельная работа. (Упражнение 201(300)) Уч-ль: Объясните, что обозначает данная схема. - Как вы будете искать определяемое слово? - Как вы думаете, для такого анализа причастия нужен второй столбик в таблице? Как будете определять тот глагол, от которого образовано причастие? - Все ли части четвертой графы таблицы обязательно должны быть заполнены и почему? - Выписываем из первого четверостишия причастие с существительным, как в таблице. Какое? (Пронизанных туч) - Дальше работаете самостоятельно. V. Проверка усвоения знаний Уч-ль: А сейчас для проверки усвоенного материала я вам предлагаю выполнить тест. Внимание на экран. Тест (Приложение) - Проверьте свою работу по ключу. Кто работу выполнил без ошибок? Кто допустил одну- две ошибки? VI. Подведение итогов - Итак, что вы узнали о причастии? VII. Домашнее задание Уч-ль: На дом: параграф 20(24), ответ можно готовить по схеме, которую составили на уроке. Упражнение 201(300) закончить. Обратите внимание на суффиксы причастий. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |