Преподавание русского языка
Выразительные возможности фонетики русского языка. Обучение анализу фонетической организации речи
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.03.07
Просмотров: 1007
Калинина Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы Цель урока. Обучение анализу фонетической организации речи. Задачи урока: - актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись;
- научиться редактировать текст с точки зрения его фонетической организации;
- усовершенствовать навык анализа фонетических средств выразительности речи.
Оборудование: распечатки текстов, слайды. ХОД УРОКА Эмоциональный старт: чтение учителем (подготовленным учеником) стихотворения С.Я.Маршака. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь. А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. – В каких словах заключена основная мысль стихотворения? – «Продышите» строки любимых стихотворений? Почему они запомнились вам? Ученики читают по памяти любимые строки, например: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…», «Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились…» и т.д. Объясняют, что запомнились из-за гармоничной связи смысла и звучания, мелодики или ритмичности. Учитель сообщает тему и цель урока. Задание № 1. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А.Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Таков завет и звук таков, И по косе вдоль жала, Смывая мелочь лепестков, Роса ручьём бежала. Покос высокий, как постель, Ложился, взбитый пышно, И непросохший сонный шмель, В покосе пел чуть слышно. И с мягким махом тяжело Косьё в руках скрипело. И солнце жгло, И дело шло, И всё, казалось, пело: Коси, коса, Пока роса, Роса долой – И мы домой. Задание № 2. (Приложение 1) Укажите недочёты фоники в отрывках из произведений молодых авторов, запишите вариант редактирования. Сравните его с вариантом правки М.Горького. Вариант рукописи | Замечание М. Горького | - Капают капли с крыш в опрозраченном воздухе; как капли, упадают один за другим удары великопостного колокола.
| - «Этих “как ка“ можно найти сотнями на страницах скучной книги Новикова».
| - Не обращая внимания на актрис с страстными взглядами.
| - «Три С невыносимо свистят».
| - За год произошло свыше полутораста стычек.
| - Неуместно сочетание «ста», «сты».
| - Изредка из дребезжащей калитки высовывалось лицо молодайки.
| - Для замены слога «из» использовать «иногда».
| - Небо, казалось, трескалось от жары, от жары и усталости туманилось в глазах.
| - Трижды «лось» звучит плохо.
| Задание № 3. (Приложение 1) Учитывая уроки предыдущего задания и советы М.Горького, из предложенных аббревиатур выберите название нашего школьного театра. Предложите свой вариант. - ТОУ – театральная организация учащихся.
- КИТ – клуб интересующихся театром.
- ТКУ – театральный клуб учащихся.
- ТКШ – театральный клуб школьников.
- ШТИ – школьное театральное искусство.
- ШТО – школьное театральное общество.
- ОТИ – общество театрального искусства.
Задание № 4. (Приложение 1) Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения. - Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала. (П.)
- Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (П.)
- Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали. (Н.)
- Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к колонке сбегает напиться. (Возн.)
- Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый мякиш тишины. Е.)
- Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (П.)
– Сроки каких авторов вы узнали? – Как называется использованный поэтами приём выразительности? Дайте его определение. (Звукопись – приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.) Задание № 5. (Приложение 1) Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности. I группа. | II группа. | Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн.Чуждый чистым чарам счастья, Чёлн томленья, чёлн тревог Бросил берег, бьётся с бурей, Ищет светлых снов чертог. Бальмонт. | Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Пушкин. | Аллитерация – приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. | Ассонанс – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. | Задание № 6. (Приложение 1) Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.) 1) Только ночью видишь ты вселенную. Тишина и темнота нужна, Чтоб на эту встречу сокровенную, Не закрыв лица, пришла она. 2) Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале всё дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы: Теперь не то, и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. Задание № 7. (Приложение 1) Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах. Первоначальный вариант | Окончательный вариант | Любви печальную тревогу Я слишком рано, может быть, узнал. | Любви безумную тревогу Я слишком рано, может быть, узнал. | Услышишь суд глупца И черни смех холодный... | Услышишь суд глупца И смех толпы холодный… | Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слёз ненужный хор… | Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слёз ненужный хор… | Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом бесчувственных (презрительных) невежд… | Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом насмешливых невежд… | Слова надежды повторяя, Чужда тоски душа твоя. | Слова разлуки повторяя, Полна надежд душа твоя. | И красные мчались на юг эскадроны. | И красные скакали на юг эскадроны. | Задание № 8. (Приложение 1) Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы. Первоначальный вариант | Окончательный вариант | С раннего утра сюда стало стекаться всё население села. | Рано утром сюда начали идти люди со всего села. | Пограничники охраняют границу как зеницу ока. | Пограничники надёжно охраняют границу. | Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке. | Рисунки и гравюры, представленные на выставке, – это художественная летопись Москвы. | На беспримерном примере полёта «Союза – 9» основывались авторы в снимании фильма. | В основу фильма был положен беспримерный полёт космического корабля «Союз – 9». | Задание № 9. (Приложение 1) Запишите стихотворение А.С.Пушкина. Подготовьте связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи. Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит. (Один из возможных вариантов ответа: «В стихотворении А.С.Пушкина «Царскосельская статуя» воспета одна из самых известных достопримечательностей Екатерининского парка Царского села. Это фонтан «Девушка с кувшином», изображающий сидящую девушку с черепком в руках и разбитый кувшин у её ног, из которого неиссякаемой струёй течёт вода. Великий поэт сумел воспроизвести образ не бездвижной скульптуры, но живой «Девы». Благодаря аллитерации мы явственно слышим грохот и звон разбиваемого о скалу кувшина: «Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила. Звонкие взрывные звуки передают мгновенное, краткое действие. Лёгкий же и тихий шорох бесконечно текущей воды, её вечное журчание нам слышны в повторяющемся звуке «Ч» («…над вечной струёй, вечно печальна сидит».) Таким образом, поэт с помощью звукописи соединил в столь небольшом стихотворении и кратковременное действие, и вечность.) Домашнее задание. Подготовьте письменный связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии стихотворения «На холмах Грузии…» Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи. (Один из возможных вариантов работы: «В сознании А.С.Пушкина всегда присутствовала ассоциация Грузии с её песнями. Он писал: «Песни грузинские приятны и по большей части заунывны». В стихотворении «На холмах Грузии» это представление получает фонетическую поддержку: звуковое совпадение «Грузии» – «грустный». Аллитерация в первых 3-х строчках: Грузия, Арагва, грустно – способствует созданию чувства спокойной уверенности. Перекликается с этим понятием и самое сокровенное чувство – любовь. Лишь звуковым намёком (мягким Л) оно присутствует в первой строчке: «лежит». Более ясно – в третьей: «Мне грустно и легко; печаль моя светла…», а названо (дважды) только в конце стихотворения. Между грустью и любовью особое место занимает печаль, и поэтому печаль пронизана необыкновенным светом, свет становится качеством её. Звуковой образ «печаль» распространяется на все слова с ударным «А»: мгла, Арагва, светла, полна. Благодаря ассонансу и открытому ударному слогу стихотворение приобретает особый лиризм. Лирический герой открыт миру.) Использованная литература: - Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис Пресс, 2006.
- Горшков А.И. Русская словесность. М.: Просвещение,1995.
- Новиков В.И. Литературоведение и стилистика. М.: Педагогика – Пресс, 1997.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|