| Преподавание русского языка
 
 Выразительные возможности фонетики русского языка. Обучение анализу фонетической организации речиNotice:  Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
 
 Notice:  Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
 
 Добавлено: 2013.03.07Просмотров: 1054
 
  Калинина Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы  Цель урока. Обучение анализу фонетической организации речи. Задачи урока:   актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись;научиться редактировать текст с точки зрения его фонетической организации;усовершенствовать навык анализа фонетических средств выразительности речи. Оборудование: распечатки текстов, слайды. ХОД УРОКА  Эмоциональный старт: чтение учителем (подготовленным учеником) стихотворения С.Я.Маршака.  Дыхание свободно в каждой гласной,В согласных – прерывается на миг.
 И только тот гармонии достиг,
 Кому чередованье их подвластно.
 Звучат в согласных серебро и медь.
 А гласные даны тебе для пенья.
 И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
 Иль даже продышать стихотворенье.
 – В каких словах заключена основная мысль стихотворения?– «Продышите» строки любимых стихотворений? Почему они запомнились вам?
 Ученики читают по памяти любимые строки, например: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…», «Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились…» и т.д. Объясняют, что запомнились из-за гармоничной связи смысла и звучания, мелодики или ритмичности. Учитель сообщает тему и цель урока.
 Задание № 1.  Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А.Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте.  Таков завет и звук таков, И по косе вдоль жала,
 Смывая мелочь лепестков,
 Роса ручьём бежала.
 Покос высокий, как постель,
 Ложился, взбитый пышно,
 И непросохший сонный шмель,
 В покосе пел чуть слышно.
 И с мягким махом тяжело
 Косьё в руках скрипело.
 И солнце жгло,
 И дело шло,
 И всё, казалось, пело:
 Коси, коса,
 Пока роса,
 Роса долой –
 И мы домой.
 Задание № 2. (Приложение 1)  Укажите недочёты фоники в отрывках из произведений молодых авторов, запишите вариант редактирования. Сравните его с вариантом правки М.Горького.    | Вариант рукописи | Замечание М. Горького |   |  Капают капли с крыш в опрозраченном воздухе; как капли, упадают один за другим удары великопостного колокола. |  «Этих “как ка“ можно найти сотнями на страницах скучной книги Новикова». |   |  Не обращая внимания на актрис с страстными взглядами. |  «Три С невыносимо свистят». |   |  За год произошло свыше полутораста стычек. |  Неуместно сочетание «ста», «сты». |   |  Изредка из дребезжащей калитки высовывалось лицо молодайки. |  Для замены слога «из» использовать «иногда». |   |  Небо, казалось, трескалось от жары, от жары и усталости туманилось в глазах. |  Трижды «лось» звучит плохо. |  Задание № 3. (Приложение 1)  Учитывая уроки предыдущего задания и советы М.Горького, из предложенных аббревиатур выберите название нашего школьного театра. Предложите свой вариант.   ТОУ – театральная организация учащихся.КИТ – клуб интересующихся театром.ТКУ – театральный клуб учащихся.ТКШ – театральный клуб школьников.ШТИ – школьное театральное искусство.ШТО – школьное театральное общество. ОТИ – общество театрального искусства. Задание № 4. (Приложение 1)  Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения.   Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала. (П.)Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (П.)Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали. (Н.) Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к колонке сбегает напиться. (Возн.)Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый мякиш тишины. Е.)Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (П.) – Сроки каких авторов вы узнали?– Как называется использованный поэтами приём выразительности? Дайте его определение. (Звукопись – приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.)
 Задание № 5. (Приложение 1) Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.    | I группа. | II группа. |   | Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.
 Близко буря. В берег бьётся
 Чуждый чарам чёрный чёлн.
 Чуждый чистым чарам счастья,Чёлн томленья, чёлн тревог
 Бросил берег, бьётся с бурей,
 Ищет светлых снов чертог.
 Бальмонт.
 | Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм,
 Сижу ль меж юношей безумных,
 Я предаюсь моим мечтам.
 Пушкин.
 |   | Аллитерация – приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. | Ассонанс – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. |  Задание № 6. (Приложение 1)  Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)  1) Только ночью видишь ты вселенную.Тишина и темнота нужна,
 Чтоб на эту встречу сокровенную,
 Не закрыв лица, пришла она.
 2) Мазурка раздалась. Бывало,Когда гремел мазурки гром,
 В огромной зале всё дрожало,
 Паркет трещал под каблуком,
 Тряслися, дребезжали рамы:
 Теперь не то, и мы, как дамы,
 Скользим по лаковым доскам.
 Задание № 7. (Приложение 1)  Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах.    | Первоначальный вариант | Окончательный вариант |   | Любви печальную тревогу Я слишком рано, может быть, узнал.
 | Любви безумную тревогу Я слишком рано, может быть, узнал.
 |   | Услышишь суд глупца И черни смех холодный...
 | Услышишь суд глупца И смех толпы холодный…
 |   | Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слёз ненужный хор…
 | Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слёз ненужный хор…
 |   | Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом бесчувственных (презрительных) невежд…
 | Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом
 насмешливых невежд…
 |   | Слова надежды повторяя, Чужда тоски душа твоя.
 | Слова разлуки повторяя, Полна надежд душа твоя.
 |   | И красные мчались на юг эскадроны. | И красные скакали на юг эскадроны. |  Задание № 8. (Приложение 1)  Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.    | Первоначальный вариант | Окончательный вариант |   | С раннего утра сюда стало стекаться всё население села. | Рано утром сюда начали идти люди со всего села. |   | Пограничники охраняют границу как зеницу ока. | Пограничники надёжно охраняют границу. |   | Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке. | Рисунки и гравюры, представленные на выставке, – это художественная летопись Москвы. |   | На беспримерном примере полёта «Союза – 9» основывались авторы в снимании фильма. | В основу фильма был положен беспримерный полёт космического корабля «Союз – 9». |  Задание № 9. (Приложение 1)  Запишите стихотворение А.С.Пушкина. Подготовьте связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.  Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила.Дева печально сидит, праздный держа черепок.
 Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
 Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
 (Один из возможных вариантов ответа:  «В стихотворении А.С.Пушкина «Царскосельская статуя» воспета одна из самых известных достопримечательностей Екатерининского парка Царского села. Это фонтан «Девушка с кувшином», изображающий сидящую девушку с черепком в руках и разбитый кувшин у её ног, из которого неиссякаемой струёй течёт вода.Великий поэт сумел воспроизвести образ не бездвижной скульптуры, но живой «Девы». Благодаря аллитерации мы явственно слышим грохот и звон разбиваемого о скалу кувшина: «Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила. Звонкие взрывные звуки передают мгновенное, краткое действие. Лёгкий же и тихий шорох бесконечно текущей воды, её вечное журчание нам слышны в повторяющемся звуке «Ч» («…над вечной струёй, вечно печальна сидит».) Таким образом, поэт с помощью звукописи соединил в столь небольшом стихотворении и кратковременное действие, и вечность.)
 Домашнее задание. Подготовьте письменный связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии стихотворения «На холмах Грузии…» Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи. (Один из возможных вариантов работы: «В сознании А.С.Пушкина всегда присутствовала ассоциация Грузии с её песнями. Он писал: «Песни грузинские приятны и по большей части заунывны». В стихотворении «На холмах Грузии» это представление получает фонетическую поддержку: звуковое совпадение «Грузии» – «грустный». Аллитерация в первых 3-х строчках: Грузия, Арагва, грустно – способствует созданию чувства спокойной уверенности. Перекликается с этим понятием и самое сокровенное чувство – любовь. Лишь звуковым намёком (мягким Л) оно присутствует в первой строчке: «лежит». Более ясно – в третьей: «Мне грустно и легко; печаль моя светла…», а названо (дважды) только в конце стихотворения.Между грустью и любовью особое место занимает печаль, и поэтому печаль пронизана необыкновенным светом, свет становится качеством её. Звуковой образ «печаль» распространяется на все слова с ударным «А»: мгла, Арагва, светла, полна. Благодаря ассонансу и открытому ударному слогу стихотворение приобретает особый лиризм. Лирический герой открыт миру.)
 Использованная литература:   Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис Пресс, 2006.Горшков А.И. Русская словесность. М.: Просвещение,1995.Новиков В.И. Литературоведение и стилистика. М.: Педагогика – Пресс, 1997. Notice:  Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
 
 Notice:  Undefined offset:  1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
 
 |