| Преподавание русского языка
 
 6-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель"Notice:  Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
 
 Notice:  Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
 
 Добавлено: 2013.03.07Просмотров: 765
 
  Кашина Марина Михайловна, учитель русского языка  Священное уменье говорить,Произносить слова и строить фразу.
 Е. Винокуров
 Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А 4, А3, фломастеры.Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».
 Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова, «Ночь накануне Рождества» К. Меладзе, «В лесу родилась ёлочка» Л. Бекмана.
 Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение).
 Цель: развитие речи и мышления учащихся.
  Ход «Мастерской»  I . Оргмомент.Самостоятельно сформулировать задачу урока, тип урока.
 -Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите?
 1. Словарная работа.
 Копилка – копить – от копа – «копна сена»
  Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.Собрание чего – нибудь занимательного, ценного. Синонимы: Копить – скоплять, накоплять, собирать, хранить.-Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые должны будем наполнить.
 -Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)
 -То есть сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», - как сказал поэт Е. Винокур.
 -Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими).
 -Давайте вспомним, мастерская – это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлениии и сопереживании его духовную сущность.
 II .Проверка домашнего задания.
 -Когда вы уходили на каникулы, я попросила Вас подготовить творческий отчёт о ярких моментах новогодних праздников. Давайте посмотрим, что вы подготовили.
 1. Презентация творческих работ.
 1 группа: Презентация «Волшебная сказка природы».
 2 группа: «Поездка в Великий Устюг».
 3 группа: «Новый год – семейный праздник».
 4 группа: «Мир вышивки – праздничный мир».
 -Во время просмотра попробуйте подобрать свои заглавия данным творческим работам.
 2. Обсуждение заголовков в группах.
 3. Варианты заглавий (от группы – 1 человек выступает)
 III. Работа с текстом 1 (прилагается).
 1.Прослушивание.
 Текст читает учитель (звучит музыка, - мелодия песни К. Меладзе «Ночь перед Рождеством»)
 -Какая музыка звучала?
 2. Анализ текста.
 Словарная работа/ слово из текста/.
 Канитель – тонкая металлическая нить для вышивания.
 -Каким настроением проникнут текст?
 -Какие слова и выражения в тексте привлекли ваше внимание?
 -Какова его тема? (предвкушение праздника)
 -Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать ощущение праздника?
 3. Определение темы мастерской.
 -Скажите, существует ли что-то общее между вашими творческими работами и прослушанным текстом? Что их объединяет?
 Вывод: Значит, тема сегодняшней мастерской… (праздник, праздничная карусель)
 IV. Интеллектуальная игра по группам.
 ( звучит музыка «В лесу родилась ёлочка». Сл. Р. Кудашёвой, муз. Л. Бекмана ).
 -Символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы называем «ёлкой» или Новогодней ёлкой.
 1. Запишите на листочках слово «ёлка», а ниже в первый столбик слова, рифмующиеся со словом ёлка . Во второй-слова, получающиеся при перестановке, замене буквы или слога.
 2. Запишите слева слова, рождающиеся по ассоциации со словом «ёлка».
 3. Обмен мнениями в группах. Выступление от группы 1 человека.
 4. Самопроверка.
 -Надеюсь ,что музыку, ставшую символом Новогодних праздников, узнали все? Кто авторы? (сл. Кудашевой, муз. Бекмана)
 V. Составление слов, словосочетаний. Творческое задание.
 - У К. Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки.
 «… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки»
 1.Попробуйте передать словами ощущение человека «внутри зажженной ёлки» или настроение самой новогодней ёлки. Работаем в парах. Оформляем листы , обмениваемся мнениями.
 2.Выступление по одному человеку от каждой группы с выполненным заданием.
 3.Во время выступления пополняем свои записи.
 VI . Анализ текста – заметки из газеты.
 - Но жизнь наша – это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты. Когда мы с Лизой читали любимую нашу газету «Страна Калининград», обратили внимание на маленькую заметку, которая называется «Покалечили ёлку». Давайте прочитаем её, рассмотрим фото.
 - О чём пишет автор? Что так взволновало его? Определим тему заметки . ( Сохранять, беречь всё живое. Память священна ).
 - Что может произойти с ёлкой? (Засохнет, погибнет.)
 VII. Творческое задание.
 1. Работа по парам.
 - Попробуйте почувствовать себя «загубленной», «выброшенной» ёлкой. Посмотрите на мир и людей её глазами, выразите свои чувства.
 2. Работа в группе.
 - Обменяйтесь мнениями в группе.
 - Предложите свой вариант выполненного задания. / Выступает один от группы/.
 VIII. Редактирование текста.
 Работа с текстом №2.
 - Прочитайте текст. / Сочинение ученика./
 -Какие ошибки допустил ученик? Отредактируйте текст.
  Перед Новым годом мы украсили наш класс. На стене висит плакат «Снеговик», гирлянда «2008», рождественские веночки.На доске висят плакаты «Дед Мороз» и «Снегурочка». Над доской висит гирлянда, весело мигающая лампочками. На столе учителя стоит ёлочка.
 IX. Творческая работа.-Вам снова предстоит окунуться в мир праздника, рассказать о нём, поделиться своими впечатлениями, описать предмет, пейзаж, интерьер, одним словом, «покружиться на праздничной карусели».
 -Давайте определим : 1)Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).2) Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…)
 - Обозначим этапы работы в виде схемы.
 СХЕМА ТЕКСТА.
 - Что будем делать?
 - Передавать личные впечатления.
 - Зачем?
 - Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.
 - Как?
 - В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения.
 - Озаглавьте свои работы.
 - И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/.
 X . Домашнее задание.
 1.Написать сочинение.
 Вы, конечно , успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки.
 XI . Рефлексия.
 1.Прослушивание написанных работ.
 2. Закончите фразу: «Свободное высказывание на мастерской – это….»
 -Кто хочет прочитать свои записи?
 XII Заключение.
 -А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться?
 Ребята отвечают.
 -Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться . Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.
 Тексты Приложение1 Приложение2 Приложение3 Notice:  Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
 
 Notice:  Undefined offset:  1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
 
 |