Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м коррекционном классе "Повторение изученного о причастии"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.07 Просмотров: 1913 Пахомова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о причастии. Задачи урока:
Ход урока1. Вводная беседа.Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. (В.Даль) Презентация. (Cлайд № 1) - Как вы понимаете слова В.Даля ? - Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочную страну (слайд № 2). “Приглаголию”, в которой царствует всемогущий господин Глагол. Править страной помогает ему верная госпожа Прилагательное. У них растет дочь, замечательная белокурая девочка с поразительно длинными ресницами. Зовут ее Причастие. (Слайд №3) Часто, наблюдая за играми принцессы, господин Глагол задавал себе один и тот же вопрос: “Что же повлияло на формирование характера его дочери?” - Помогите господину Глаголу ответить на этот вопрос. - Докажите, что при формировании характера Причастие заимствовало некоторые черты отца (глагольные признаки), а некоторые – матери (признаки прилагательного). (Слайд № 4) 2. Работа с текстом. (Слайд № 5,6)- Однажды утром, перед учебными занятиями, принцесса Причастие прогуливалась вдоль берега моря. “Вдруг мохнатые сизые тучи, словно разбитая испуганная стая птиц, низко пронеслись над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивал их в в темную сплошную массу, то, словно играя, разрывал и метал, громоздя в причудливые очертания. Тяжко вставали свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катились в мглистую даль. Потом все затихло. И море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло неподвижно вдали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебрящееся, оно слилось там с синим небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков. Кажется, что небо, все ниже наклоняющееся над морем, желает понять, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползающие на берег” - Назовите причастия, встретившиеся в тексте. - К какой части речи в предложении относится причастие? - Укажите род, число, падеж использованных в тексте причастий, обозначьте их окончание. - Над действительными причастиями в тексте надпишите букву Д, над страдательными – С. - В чем разница между действительными и страдательными причастиями? - Каким членом предложения являются причастия? - Найти в тексте причастные обороты. Изобразите их графически. - Дайте полную характеристику причастию. 3. “Экзамены”. (Слайд №7)Принцесса Причастие посмотрела на часы. Пора в школу. Ведь у нее сегодня экзамены, которые устраивал господин Глагол. Его очень интересовали знания по истории родственных связей “ причастие – глагол” и “причастие – прилагательное”, а еще в его планы входило выяснение уровня грамотности дочери. “Первое испытание” (слайд № 8)Записать слова в два столбика: прилагательное – причастие. Ломающий, ломкий, поджаристый, бегущий, сладкий, уставший, золотой, позолоченный, вязкий, вяжущий. - Выделите суффиксы у причастий. - ПРОВЕРЬ СЕБЯ (слайд № 9) “Второе испытание” (слайд № 10)Выбрать из 3 предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком. Ответ обоснуйте.
“ Третье испытание”. (Слайд № 11)Вставить пропущенные буквы.Печ_ный, дума_щий, изуча_мый, плач_щий, вид_мый, вяза_ый, груж_ный. - ПРОВЕРЬ СЕБЯ ( слайд № 12) “Четвертое испытание” (слайд № 13)Игра “Слышу-вижу”(Учитель произносит причастие, показывая на картинке существительное, с которым связано причастие, учащиеся должны запомнить словосочетания, а потом записать их). Спеющий - (виноград) (слайд № 14) Собранные - (грибы) (слайд № 15) Упавшие - (листья) (слайд № 16) Смеющийся - (ребенок) (слайд № 17) Падающий - (снег) ( слайд № 18) - Запишите словосочетания, которые запомнили. Составьте предложение с причастным оборотом с одним из словосочетаний. 4. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд № 19 )- Какова роль причастия в русском языке? - Оцените свою работу на уроке. 5. Домашнее задание.- Составить рассказ на тему “ Осень в лесу”, используя предложения с причастным оборотом. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |