Преподавание русского языка Повторение. Сложное предложение. Подготовка к ГИА. 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.07 Просмотров: 1523 Смирнова Лидия Львовна, учитель русского языка и литературы Цель: систематизировать знания учащихся о сложносочинённом предложении; повторить материал о строении СПП, развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении (ССП, СПП). Задачи: а) образовательные:
б) развивающие: развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений; в) воспитывающие: воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе. Оборудование: учебник «Русский язык для 9 класса», распечатка дидактических материалов, презентация (Приложение 1). Ход урока 1. Организационный момент. Слово учителя. 2. Работа по теме урока. 1) Теоретическая разминка. – Какие предложения называются сложными? – На какие группы делятся сложные предложения? – Какие предложения называются ССП? (слайд 1) Сложносочинённое предложение 2) Игра «Кто быстрей»? (проверка с помощью проектора) Задание: определите, какое предложение(-я) являет(ют)-ся сложносочинённым.
3) – Как делятся ССП по союзам и значению? (Ответ: учебник для 9кл. авт.: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др., п.8, с.27. По союзам и значению ССП делятся на 3 группы а) ССП с соединительными союзами и, да = и, ни – ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим); б) ССП с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли; в них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких); в) ССП с противительными союзами а, но, да = но, однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому). (слайд 2) 4) Самостоятельная работа. (для 1 и 3 группы дидактические материалы распечатаны на листах) 1 группа (самостоятельно, взаимопроверка + слайд 3) Задание: списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, выделить в предложениях сочинительные союзы, определить значение союзов (соединительный, разделительный, противительный и на что они указывают).
2 группа (под диктовку на доске) Задание: расставьте в предложениях знаки препинания (если они необходимы), составьте схемы.
3 группа (самостоятельно, взаимопроверка + слайд 5) Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить роль слова «однако».
Вывод обучающихся по теме. Части ССП разделяются запятыми. Запятая в ССП не ставится:
Сложноподчинённые предложения Работа по тексту. Это только потом, через годы, я стал понимать, Как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети. Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовёт тебя мать, Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете. С. Островой. «Мать». (слайд 6) Задание. Прочитайте текст внимательно. – Почему это текст? – Какова тема отрывка? (Тема отношения детей к матери, к родителям, звучит призыв.) – В связи с этой темой какая поднимается проблема? (Одиночество престарелых родителей, проблема сыновнего и дочернего долга). – Какова идея текста? (уделять должное внимание родителям). Задание: списать текст, расставить знаки препинания. (Два ученика подчёркивают грамматические основы предложений, чертят схемы, определяют типы придаточных, объясняют знаки препинания). Проверка. – Определите, как построены части данного текста? (Это сложные предложения. СПП с одним придаточным). – Расскажите, что вы знаете о СПП предложениях. – Назовите виды изученных придаточных предложений. 1 ряд (взаимопроверка). (слайд 7) Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
2 ряд (взаимопроверка). (слайд 8) Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
3 ряд (взаимопроверка) (слайд 9) Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.
Вывод по уроку. Домашнее задание: повторить п.12, выполнить тестовые задания по книге Мальцевой Д.А. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |