Преподавание литературы Литературный вечер "Диалоги о В.М. Шукшине"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.05 Просмотров: 904 Пелиницина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оформление: портрет писателя, живые цветы рядом с портретом, красиво написанный плакат со стихами Е. Евтушенко о В.Шукшине. На сцене участники располагаются таким образом: полукругом стоят 10 стульев, на них садятся все выступающие. Сбоку журнальный столик, на нем книги В. Шукшина, рядом кресло – это место ведущего (желательно, чтобы им был учитель). В диалогах на сцене должны быть заняты ученики, умеющие говорить убежденно, чувствующие себя на сцене непринужденно. Так, в моем сценарии их предусмотрено несколько: юные критики, знатоки биографии В.М.Шукшина, внимательные и доброжелательные читатели, чтецы. От того, насколько удачно учитель распределит роли, зависит успех постановки диалогов. Готовясь к этому вечеру, старшеклассники прочитали рассказы В.Шукшина: “Срезал”, “Обида”, “Материнское сердце”, “Сураз”, “Волки”, “Ванька Тепляшин”, “Рыжий”, “Страдания молодого Ваганова”, “Ноль-ноль целых”, “Други игрищ и забав”; повести: “Калина красная”, “Энергичные люди”, “До третьих петухов”; публицистику, при желании литературную критику. Ход вечера Ведущий. Сегодня в этом зале нас всех объединяет одно: интерес к творчеству В.М.Шукшина. На нашем литературном вечере мы поспорим о тех вопросах, которые он поставил и решать которые завещал нам. Мы поговорим об уроках В.Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество зовет к спору, к обсуждению. На нашем вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи и песни. Чтец.
(Кондаков.) Чтецы. (Из биографии В. Шукшина) - Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) – колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован. - В 1943 году окончил сельскую семилетку… Работал в колхозе, потом, в 1946 году ушел из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. Воинское звание – старший матрос: специальность – радист. После демобилизации приехал домой. - Во все времена, везде много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи… Чтец. (Из статей В.Шукшина “Монолог на лестнице”.) “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно. (Я преподавал русский язык и литературу.) Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”. Ведущий. Есть река на Алтае – Катунь. Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьет их в холодную грудь крутой яростной волной, рвется из гор. А то вдруг присмиреет в долине – тихо, слышно, как гуси кричат, как утки в затоне плывут к островам. Отдыхает река. Чистая, светлая, каждую песчинку на дне видно, каждый камешек. (Текст читается на фоне песни “Заморозки”. Стихи и музыка А.Крупа). Чтец. (Из воспоминаний Шукшина.) “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…” Чтец. “Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла еще отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич… Председатель комиссии иронически спросил: - Белинского знаешь? - Да, - говорю. - А где он живет сейчас? В комиссии все затихли. - Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм все это время молчал и слушал. На меня смотрели все те же бесконечно добрые глаза… Мне везло… на умных и добрых людей”. Ведущий. “Мне везло на умных и добрых людей”…Стоит задуматься над этой фразой. Анализ даже лежащих на поверхности биографических фактов, кажется, не дает повода так думать. Другой на месте Шукшина мог бы всю жизнь проклинать судьбу, ожесточиться. Но В.М.Шукшин – человек в высшей степени совестливый, умеющий критически относиться к себе и с пониманием – к другим. Чтец. Я хочу прочитать стихи Леонида Попова. Мне кажется, что позиция поэта в главном перекликается с жизненной линией писателя В.Шукшина:
Ведущий. Хотелось бы услышать мнение участников нашего вечера о произведениях писателя, о тех проблемах, которые он ставит перед читателями. (Спор участников вечера о проблеме города и деревни в творчестве Шукшина.) Ведущий. Главное для В.Шукшина – не где человек живет, а как он живет и какой это человек. Это же несерьезно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел. Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное – и привычно твердим: “пережитки прошлого в сознании людей”, “тлетворное влияние Запада”. А Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева: “До каких пор мы сами будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завез, не забросил на парашютах…” (Спор продолжается. Идет разговор о внешней грубости и внутренней беззащитности героев В. Шукшина.) Ведущий. В.Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п… А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба; благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой”. В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит. Чтец.
Чтец. Шли по стране его прекрасные фильмы: “Живет такой парень”, “Печки-лавочки”, “Калина красная”. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шоферы, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнала себя в его героях и полюбила В. Шукшина. Вопрос из зала (к участникам спора на сцене). - Чем лично вас удивил, поразил В.Шукшин как человек, как художник? Чем интересен вам Шукшин? Вопрос из зала. - Что хотел сказать Шукшин в “Калине красной”, убивая своего Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни? Да? Ведущий. При жизни В.Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслаблено, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”. Чтец.
Чтец. (Из письма В.Шукшина Глебу Горышину.) “Глебович! Что это ты загрустил там, верста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна. Смотри, как я: попишу, попишу – выйду на балкон, повою – и опять писать. Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать – это не знаю, что такое, а рвать – пожалуйста, корзина рядом. Рвем… А чтобы серьезно, так “я уже тебе скажу”: хорошо, если бы мы все-таки выдюжили. Не видел, как дуги гнут? Березку распаривают и – осторожно, постепенно сгибают. Бывает – ломается. Мужик… запаривает новую. Очень меня как-то тронуло твое письмо. И – сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как – выдюжить. Милый мой, понимаю всего тебя от пят до макушки. А если учесть твой рост, то выходит, что понимаю много”. (Спор участников вечера о своеобразном подходе В.Шукшина к проблеме положительного героя.) Чтецы. (Из рабочих записей В.Шукшина.) - “Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”. - “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой,0 не делайте хоть зла!” - “Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”. - “И что же – смерть? А листья зеленые. (И чернила зеленые.)” - “Я – сын, я – брат, я – отец… Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить”. Исполняется песня “О жизнь моя, не уходи”. Слова А. Жигулина, музыка В.Белецкого. Ведущий. Нет с нами большого писателя – В.М.Шукшина. Но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |