Преподавание русского языка
Урок русского языка в 5-м классе "Употребление имен существительных в речи"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.03.05
Просмотров: 1598
Дедяева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы Цели: - обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи,
- сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи,
- способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти,
- воспитывать интерес к русскому языку,
- воспитывать бережное отношение к здоровью,
- способствовать эстетическому воспитанию детей.
ХОД УРОКА Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. I. Работа с эпиграфом – О чем пойдет речь на нашем уроке? Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение). Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности. Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица... (А.Фет) Один мальчик рассуждал так: – Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется. – А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте выразить свою речь, не используя имена существительные. Получилось? – Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке? II. Разминка 1. Расставьте ударения в словах: партер, документ, шофер, средства, красивее, километр, перчить. – Все ли слова в этом ряду существительные? 2. Определите, сколько раз встречаются звуки: [ а ] Рассыпался горох на семьдесят дорог. 3. Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с прописной буквы? Примеры. 4. Образуйте существительные ж.р. от существительных: кочегар, штукатур, поручень, электрик, матрос. 5. Что объединяет группы существительных: Токио, Осло, Дели Уссури, По, Миссисипи Пальто, какао, пенсне 6. Найдите «третье – лишнее» в каждой группе: Буран, дождь, вьюга Огонь, осень, пламя – Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, на мой взгляд, это одна из самых важных тем для человека. Что легче: сохранять здоровье или лечить человека? 7. Закончите пословицы: - До свадьбы …
- Еле-еле душа …
- Здоровья не …
8. Собери рассыпанные пословицы: - У больного не здоровья спрашивай.
- Дороже ум всего здоровье да.
- Здоровью курить вредить.
9.Индивидуальная работа (2 человека с места): подбери из книги пословицы под заглавные буквы: ЗДОРОВЬЕ – А как вы думаете, почему мы говорим о здоровье? III. Словарный диктант Два ученика работают у доски. Полезная еда, ежегодная профилактика, являться на прием, ящик с пробирками, крепкое здоровье, предъявить больничный лист, подъехать к больнице, современная медицина, перевязать рану, измерить температуру, с опытным терапевтом. - 1 ряд – у существительных определить падеж
- 2 ряд – склонение
- 3 ряд – род
– Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка). У доски проверяют 2 консультанта, задают дополнительные вопросы. IV. Обобщение изученного материала – Что же вы узнали о существительном? Работа в группах по 4 человека на месте: - 1 группа – Что такое имя существительное? Примеры.
- 2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля
- 3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые существительные?
- 4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые употребляются только в ед.числе или только в мн.числе.
- группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего рода.
- группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.
Представитель группы защищает свое задание. – Таким образом, наше имя существительное обросло грамматическими признаками. V. Физкутминутка Работа над осанкой. VI. Коллективный опрос по схеме разбора существительного В здоровом теле – здоровый дух. Морфологический разбор имени существительного. - Имя существительное –
- Н.Ф. –
- Собственное или нарицательное
- Одушевленное или неодушевленное
- Род –
- Число –
Склонение – Падеж – - В предложении является –
Все работы сдаются на отметку. VII. Роль имени существительного 1.– Какова же роль существительного в речи? – Давайте рассмотрим предложения. У вас на столе текст «Берегите зрение». Чтение вслух. – Объясните заголовок. – Согласны ли вы с автором? Почему необходимо бережно относиться к зрению? Как это нужно сделать? Что особенно вредно для здоровья? 2. Заполним таблицу примерами: № | Член предложения | Примеры | 1 | Подлежащее | | 2 | Дополнение | | 3 | Обстоятельство | | 4 | Сказуемое | | – Что же нужно делать, чтобы быть здоровым? – Какими видами спорта можно заниматься? VIII.Словарная работа Баскетбол (англ. баскет – корзина, болл – мяч). Гимнастика – самый древний и один из самых полезных видов спорта. Возникла она в Элладе за несколько веков до нашей эры. (греч. гимнос – «обнаженный», потому что греки в те далекие времена занимались гимнастикой обнаженными). Теннис появился во 2 половине XIX века в России (англ. лаун – лужайка). Футбол появился в начале XX века. (англ. фут – стопа, болл – мяч) Родина футбола – Англия. Хоккей. Родина травяного хоккея – Англия, на льду – Канада. (франц. хокет – палка). У нас появился в 1946 году. Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость. А великий русский шахматист Александр Алехин считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным. Шахматы появились в Индии около 15 столетий назад. – Выберите слово и составьте с ним предложение. Подчеркните его как член предложения. IX. Аналитические упражнения 1. Распределите слова на два столбика – собственные и нарицательные. Фигурист, Евгений Плющенко, Анна Курникова, теннисистка, гимнастка, Светлана Хоркина. - Одушевленные – неодушевленные.
Футболист, мяч, хоккеист, шайба, ворота, баскетболист, лед, конькобежец. X. Это интересно – Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет. Пломбир – от названия французского города Пломбьер. Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира. Геркулес (силач) от имени героя. Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись. Петр (греч) – камень. Софья (греч) – мудрость. Марина (лат) – морская. «Говорящие» имена. В книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» героев звали: Незнайка, Знайка, Сахарин Сиропчик, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка, Пончик. – Почему? Эти имена собственные говорят нам о том, что представляет собой герой книги: какой у него характер, какие привычки, внешность, чем он занимается. Такими «говорящими» именами называют иногда авторы героев своих рассказов, повестей, сказок, чтобы указать их отличительные, характерные черты. – А Незнайка расходовал свои силы, энергию, здоровье? Почему? XI. Творческая работа – Составьте и запишите 5–6 предложений на тему «Как я сохраняю свое здоровье», используя существительные. XII. Итоги – Какова же роль имени существительного в нашей речи? XIII. Рефлексия. Ваши пожелания друг другу после нашего урока. XIV. Домашнее задание: § 87, упражнение 655 или составить памятку «Как беречь здоровье» Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|