Преподавание литературы Конспект открытого урока по литературе "Не то, что мните вы, природа…" (Концепция мира и человека в творчестве Тютчева)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.04 Просмотров: 1103 Лазарева Татьяна Николаевна, учитель русского языка Быть читателем – это искусство, которому следует учиться.
В процессе урока учитель постарался не только познакомить коллег с наиболее рациональными способами работы с текстом поэтического произведения (как с традиционными, так и нетрадиционными – «Древо идей»), но и продемонстрировать, как такой урок сделать наиболее эффективным, плодотворным и творческим.
Рисунок 1. Ф.И.Тютчев В живом общении, в полном слиянии с «безбрежным океаном» жизни природы Ф.И.Тютчев видел не только спасение против немощей и печалей одинокого и ограниченного человеческого «Я», но и средство для поэта включить, вобратьв себя всю вселенную. Д.Благой Цель: на основе анализа стихотворений Ф.И. Тютчева выяснить, в чём заключается особенность восприятия мира и человека в творчестве данного поэта. Задачи:
Форма урока: творческая мастерская + урок-презентация + урок-размышление. Методическая цель: помощь учителям-словесникам, испытывающим трудности в проведении уроков, связанных с анализом поэтического текста. ХОД УРОКА I. Вступительное слово Учитель: Тайна мироздания… Человек и природа… Место человека в этом мире… Вот вопросы, которые волновали человечество многие века. Именно эти вопросы стоят и в центре внимания известнейшего русского поэта Ф.И.Тютчева. Давайте же вместе с поэтом попытаемся на сегодняшнем уроке приоткрыть тайну мироздания. II. Тема, цель и задачи урока Ирина: Тема урока: «Не то, что мните вы природа…» (Концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева).
III. Подготовка к работе над новым материалом 1. Повторение теоретических понятий Интерпретация (лат.) – «истолкование, объяснение, перевод», индивидуальная трактовка произведений искусства. 2. Советы учителя по работе над анализом поэтических текстов. Учитель:Перед началом работы несколько мудрых советов:
IV. Работа над материалом новой темы 1. Постановка задач творческим группам Антон: Задача 4 гр: 2 человека (Кашапова Эльмира и Фролова Катя) готовят материалы для интерпретации и анализа самостоятельно выбранных ими стихотворений, используя имеющиеся таблицы, двое других дают оценку по дескриптивной шкале предложенной интерпретации. (При работе данной группой используются уже знакомые им схемы, таблицы, рекомендации и планы. Все они имеются в приложении к уроку) Ирина: Остальные группы работают над стихотворением «День и ночь» (Исполняется стихотворение, по ходу исполнения звучит музыка и появляются на экране иллюстрации).
Рисунок 2
Рисунок 3
2. Проверка домашнего задания (На доске висят рисунки учащихся, отображающие их зрительные, слуховые и эмоциональные ассоциации, вызванные чтением стихотворения «День и ночь») – Итак, вашим домашним задание было решить, какие зрительные, слуховые и эмоциональные ассоциации вызывает у вас это стихотворение и как автор этого добивается. Вам слово. Словесное рисование, анализ картин изображённых на рисунках. 1 гр. (зрительные ассоциации): День. Свет. Мир, пронизанный золотыми лучами солнца… Рисунок 4 Меркнущий день. Мгла. Ночь. Чёрное бездонное небо, усыпанное звёздами. (На экране появляется соответствующая запись и иллюстрация) 2 гр. (слуховые ассоциации): Шелест, тихий таинственный шепот. Безмолвие бездны. Скопление повторяющихся согласных п, т, с, к, г создает почти физическое ощущение замедления движения, близкой остановки. 3 гр. (эмоциональное восприятие): Под «златотканым покровом» дня человек, казалось бы, испытывает умиротворение. Однако это не то умиротворение, которое ведёт к покою и счастью, оно зыбкое, как дымка. Это лишь «лёгкая ткань», прикрывающая подлинный мировой лик – лик смерти, «тёмной пропасти», ночной бездны. От осознания этого умиротворение сменяется тревогой и страхом. (По ходу ответов группы заполняют соответствующую таблицу, которая затем воспроизводится на экране) Учитель: Прошу компьютерную группу представить получившуюся таблицу. 3. Беседа. Анализ материалов таблицы
Учитель: По ходу работы над стихотворением «День и ночь » звучала музыка, использовались иллюстрации картин и рисунки, выполненные учащимися. 4. Постановка новых задач Ирина: Используя таблицу, 1 группа выполняет интерпретацию стихотворения «День и ночь », время – 5 мин. (Полученные результаты передаются компьютерной группе и воспроизводятся на экране крупным планом.) 5. Проверка задания, выполняемого первой группой Антон: А мы слушаем, как справилась с заданием 1-я группа. Так какова же идея этого стихотворения? Каким же видится нам в нём мир, изображённый автором? Какие наиболее яркие изобразительно-выразительные средства языка используются здесь, чтобы передать авторское восприятие мира и человека в нём? (Результаты ответов заносятся компьютерной группой в обобщающую таблицу.) 6. Проверка задания, выполняемого второй и третьей группой Ирина: Слушаем 2-ю и 3-ю группу. (На экране крупным планом воспроизводятся результаты работы)
– Назовите доминирующие слова каждой из строф и слова, к ним тяготеющие. (Результаты ответов заносятся компьютерной группой в обобщающую таблицу.) Учитель: Так по какому же пути мы шли при анализе стихотворения «День и ночь»? 7. Проверка заданий, выполненных четвёртой группой (Полностью результаты работы 4-й группы заносятся в презентацию после окончания работы, в момент же ответов фиксируются лишь основные положения.) Антон: Слушаем группу 4. 1–3-ю и компьютерную группы прошу в ответах, которые сейчас прозвучат, зафиксировать основные положения, отражающие концепцию мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева. Учитель: Прошу компьютерную группу представить сводную таблицу.
Учитель: Какова концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева? (Учащиеся зачитывают результаты, зафиксированные в сводной таблице.) – А кто из изученных вами ранее поэтов XIX века по своему восприятию окружающего мира очень близок к Ф.И.Тютчеву? Обоснуйте свою позицию. (Учащиеся называют М.Ю. Лермонтова) V. Задание на дом Учитель: Сопоставьте, чем близки и чем отличаются концепции мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева и в творчестве М.Ю.Лермонтова, опираясь на конкретные стихотворения. Не забывайте, что сопоставлять что-то можно только по одинаковым параметрам. VI. Итоги урока Ирина: Подведём итоги урока. Обратимся для этого к цели и задачам, поставленным нами в начале урока. Слово представляется информационной компьютерной группе. (Компьютерная группа подводит итоги работы. Учитель оценивает работу учащихся.) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |