Преподавание литературы Интегрированный урок литературы в 5-м классе "Дивная фея – Весна!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.04 Просмотров: 864 Бушаева Елена Георгиевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Цель: обогатить духовный мир учащихся посредством разных видов искусства. Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оборудование к уроку:
Ход урока I. Вступление (эмоциональный настрой) Звучит музыка из произведения П.И.Чайковского "Времена года" (тихо). На фоне музыки - инсценировка учащимися стихотворения Коринфского А.А.(1868-1937 гг.) "Смерть зимы": Автор:
Зима:
Автор:
Зима:
Автор:
Зима:
Автор:
Зима: Стой, стой! Куда?! Автор:
Ручей:
Автор:
(Звучит громко музыка) Учитель: Ребята, понравилась ли вам сценка, почему? Какое настроение у вас после просмотра? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Верно. Тема нашего урока "Дивная фея - Весна". Сегодня мы будем учиться слышать, видеть и понимать красоту слова, звука, мазка, созданную не только поэтами, композиторами, художниками, но и самой природой. II. Основная часть урока 1 - МартУчитель: Весна - удивительное время года. Ребята, посмотрите в окно, в чем же ее необычность, сказочность? Учитель: Весна бывает разная: с ярким солнцем и журчанием ручьев, со снегом и морозом, с пением птиц и появлением первых цветов. Тонко чувствуют, видят все изменения в природе люди с чутким сердцем. Послушайте стихотворение Ольги Александровны Беляевской "Весенние цветы" и подумайте, о каком весеннем месяце говорит поэтесса. Ученик:
Учитель: О каком месяце весны идет речь? Почему вы так решили? Вы, наверное, замечали, что воробьи чирикают не всегда. Когда воробей "разговаривает"? Почему именно воробей "сообщает" о приходе весны, а не скворец, например? Ребята, но ведь воробьи и другие птицы не умеют говорить, почему же поэтесса так написала? Учитель: Верно. Беляевская О. А. сравнивает чириканье воробьев с веселой речью людей. Учитель: Март - утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной "пахнет". "Зимобор - протальник" - так в народе говорят о марте. (Вывешивается (если печатный текст) или проецируется на мультимедиа название месяца и его народное толкование) Учитель: Первый весенний месяц изобразил на своем полотне И.И.Левитан. Картина так и называется "Март". Рассмотрите репродукцию картины, обращая внимание на краски, которые использовал художник, и ответьте, правы ли люди, называя март - зимобором - протальником? Почему? Учитель: Видите, как важен правильный подбор красок, чтобы точно передать состояние природы. Это в живописи. Композитору же нужно своими музыкальными красками "нарисовать" тот пейзаж, который мы видим на картине, передать настроение. Послушайте, как П.И.Чайковский чувствует приближение весны и передает в своем музыкальном цикле "Времена года": март. (Звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года", март). 2 - АпрельУчитель: Красочно, гармонично воплотил в музыке П.И.Чайковский смену времен года: звуки, краски, ароматы весны так и льются, заполняя комнату. А вот еще одно музыкальное произведение. Послушайте и сравните эти две музыкальные композиции. Похожи ли между собой эти произведения или есть небольшая, едва заметная разница? (Звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года". Подснежник) Учитель: Верно, в первом музыкальном фрагменте чувствуется уверенность, звучание более подвижно. Так и происходит в природе: ручьи журчат, капель звенит, припекает солнышко, снимая с земли белый саван: Учитель: А какие картины весны вы представили, слушая второй музыкальный фрагмент? Как вы думаете, какому месяцу весны он посвящен? Учитель: Действительно, в музыке мы слышим робость и неуверенность. Что может так несмело, едва незаметно просыпаться после долгой зимы? Учитель: Это произведение так и называется "Подснежник". А когда "просыпаются" подснежники? Учитель: А вот каким увидел апрель художник Грицай Александр Михайлович. Ребята, помогите мне описать картину, продолжите начатый рассказ, используя эпитеты (слова - эпитеты - на усмотрение учителя и в зависимости от класса - можно напечатать): Среди (тонкоствольных, худеньких, молоденьких и др.) осинок из-под (прошлогодней, старой, прелой и др.) листвы показались (первые, голубые, робкие и др.) подснежники. И в (голом, не проснувшемся и др.) лесу с его еще (тусклыми, погасшими, серыми и др.) красками, (не распустившейся, не появившейся и др.) листвой, лужицами талого снега сразу стало (весело, празднично, нарядно и др.). Появление этих вестников весны среди замшелого леса говорит о :::.. (заслушивается мнение каждого ребенка!) Учитель: Подберите, пожалуйста, стихотворения к этой картине, прочтите выразительно. (На столах у учащихся распечатки разных стихов о весне). Ученики:
Учитель: Так сказали о подснежнике, о первом весеннем цветочке поэты XX века Беляевская О.А., Чехов М.П., Соловьева П.С. В их стихах природа живая, одухотворенная. Найдите в прочитанных произведениях олицетворения, подтвердите мои слова строчками поэтического текста. Ученики:
Учитель: В народе апрель называют снегогоном, а еще - березень, начинается сокодвижение у берез. (Вывешивается (если печатный текст) или проецируется на мультимедиа название месяца и его народное толкование). 3 - Май(Звучит музыка, на фоне музыке читается текст): Учитель: Древнерусское название этого месяца - "травень", "песенник". Зеленеет, цветет все в природе - это:? Май! Ребята, какие картины представляете, слушая музыку П.И.Чайковского "Май"? Учитель: Какие краски использовали бы вы, создавая полотно? (Отвечают на фоне тихо звучащей музыке) Учитель: А вот еще одна картина. Ее нарисовал Остроухов Илья Семенович. Глядя на картину, сравнивая ее с предыдущими, подумайте, какой месяц весны изобразил художник, докажите свою точку зрения. Учитель: Дайте название картины, подобрав строчки из поэтических текстов. (На доске размещены напечатанные строчки стихотворений):
(учащиеся закрепляют выбранные строчки под картиной) Учитель: Молодцы, ребята. Художник, изобразивший на своей картине землю, одевающуюся в ярко - зеленый наряд, дал ей название "Первая зелень". В мае каждая травинка, цветочек стремятся "выйти" к теплу, свету как можно быстрее, в отличие от робкого пробивания сквозь сухую листву подснежника. Учитель: Ребята, найдите среди стихотворений то, которое очень точно передает настроение услышанного и увиденного нами. Ученик:
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили о трех весенних месяцах, которые в народе имеют свои "звания". Какие? Прочтите стихотворение А.М.Федорова и ответьте на вопрос: как называет весну поэт и почему? Ученик:
Учитель: Солнце, весна, природа - это символы вечности. Непрерывности жизни. Наверное, нет ни одного композитора, художника, поэта, который не воспел бы весну. Только каждый из них делает это по - своему: поэт - стихами, художник с помощью красок, а композитор использует волшебные звуки музыки. В этом мы с вами убедились на уроке. III. Творческая работа Учитель: А сейчас, ребята, вы можете создать свой шедевр: нарисовать весну, посвятить ей стихотворение, сказку. Искусство - это голос души, исповедь сердца. Создайте свою весну, передайте в рисунке, стихотворении то настроение, переживание, которое вы сейчас испытываете. А поможет вам - музыка. (Тихо звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года"). IV. Защита учащимися своих творческих работ (2 - 3 работы) V. Домашнее задание (У каждого учащегося на парте листок с домашним заданием: 1) закончить творческую работу, 2) выучить понравившееся стихотворение из предложенных (распечатка текстов стихотворений): МАРТ:
АПРЕЛЬ:
МАЙ:
VI. Подведение итогов урока Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что у нас оформлен стенд? Это творческие работы учеников нашей детской школы искусств. Какой увидели весну ребята изостудии? Работы, которые вы закончите дома и принесете к следующему уроку, мы разместим рядом, они дополнят нашу выставку. Большое спасибо за совместное творчество! VII. Выставление отметок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |