Преподавание русского языка Обобщающие уроки по русскому языку. Урок-сказка в 5-м классе по теме: "Имя существительное"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.03.03 Просмотров: 1331 Максимова Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оформление урока:
Ход урока І. Вступительное слово учителяСегодня мы вспомним русскую народную сказку “Царевна-лягушка”. Назовите ее героев. К какому типу сказок она относится? По каким законам строятся волшебные сказки? Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу? Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться. А что вы знаете об имени существительном? ІІ. Путешествие по сказочному лесу1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета. Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные как члены предложения.
2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь. Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. Задание. Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение. 3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень. Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными. Какие особенности есть в написании имен собственных? Задание-игра. “Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок. 4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц: - Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное? Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.
5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает. Щука умной оказалась, загадки стала загадывать. Задание. І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы. ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:
6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга. Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете? Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж. Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе. 7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:
Задание. Выполнить морфологический разбор существительных из данного предложения. 8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его. Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в слове преподаватель. (Победитель) ІІІ. Подведение итогов урокаУчитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы в тетради. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |