Преподавание литературы Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Судьба и стихи Марины Цветаевой"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1240 Решетило Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: фотопортрет М.Цветаевой, фотография фасада Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, фотографии отца, матери поэтессы, фотография Сергея Эфрона. Эпиграф к уроку: Все понять и за всех пережить! (М.Цветаева) ХОД УРОКА 1. Проверка домашнего задания Тест по творчеству А.Ахматовой. 2. Аналитическая беседа Слово учителя на фоне музыки: В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил вечер поэтесс. Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг… словно из темноты студеной ночи явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей. Звучит стихотворение «Я расскажу тебе – про великий обман» (читает подготовленная ученица) – Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали или вернее, вернее, догадывались, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живет почти в полном отчуждении. И поэтому ее появление соль неожиданное, воспринималось как вызов происходящему. В это время выходит ученица и читает стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…» – Если внимательно прочитать стихотворения Цветаевой 1918-1921 г.г, то нельзя не заметить, что она находилась в духовной оппозиции существующему укладу жизни ,не хотела да и не могла смириться с насилием, террором, которые были роковым знамением времени, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны, обрушившейся «громом на голову, саблей наголо» (Учащиеся читают записанные на карточках поэтические мысли М.Цветаевой) «Мир без вести пропал. В нигде – затопленные берега…» (« Бессонница! Друг мой!..» 1921 год); «Как слабый луч сквозь морок адов – так голос твой под рокот рвущихся снарядов…» (Из цикла «Стихи к Блоку», 1920); «Не потомком ли Разина – широкоплечим, ражим, рыжим я погромщиком тебя увидела, – разлука?» Ученица: Где-то в водовороте гражданской войны, в белой гвардии, между жизнью и смертью находился любимый человек поэтессы, муж Сергей Эфрон. (Показывает портрет С.Эфрона). Именно ему любимому мужу, другу будут посвящены лучшие стихи
Быть может, читая эти стихи в Политехническом музее, она вспоминала об их первой встрече, свадебном путешествии, присутствии на торжестве по случаю открытия Музея изящных искусств, который основал ее отец. Ученица: «Белое видение лестницы владычествующей над всем и над всеми. У правого крыла – как страж в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост – микиланджеловский Давид…» (Сообщение ученика об отце Цветаевой, показывает портрет Цветаева) Учитель: Значительное влияние на формирование духовности Цветаевой и христианская мифология , и связанное с ней искусство. Особое место занимала в ее духовной жизни Библия. В стихотворениях Цветаевой оживают библейские образы, интерпретируются легенды Ветхого и Нового заветов, звучат ставшие афоризмами мысли создателей этого древнейшего литературного памятника. Ученики-литературоведы читают записанные на карточках строки из стихотворений Цветаевой, свидетельствующие о ее глубоком знании Библии. «Мне страшный совершился суд! Под рев колоколов на плаху архангелы меня ведут» («Еще и еще – песни…» 1916 год); «И на тебя с багряных облаков уронит Богородица покров» («Из рук твоих – нерукотворный град…» 1916 год.) Учитель: Иногда библейская легенда, созвучная переживаниям поэтессы, является прекрасной миниатюрой, вызывающей круги ассоциации:
Если предположить, что содержательная сторона поэзии Цветаевой складывалась под влиянием античной и христианской культур, представление о которых имеет генетическую связь с впечатлениями детства, рассказами отца, чтением литературных памятников, посещение западноевропейских музеев, то форму стихотворений, их ритмомелодику, звукопись поэтесса взяла от матери Марии Александровны Мейн (профессиональной пианистки) (Сообщение о матери Цветаевой, портрет М.А.Мейн) Учитель: Стихи Марины Цветаевой мелодичны , задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. (Звучит романс в исполнении А.Пугачевой «Мне нравится…») Рассказ о зрелой Цветаевой, чтение стихотворения «Поезд» 1923 год – И, наконец, революция: муж с белыми, она – в красной столице, где ее духовное одиночество становится невыносимым. А вот и финал вечера поэтесс, на котором Цветаева в декабре 1920 года читала свои стихотворения:
Домашнее задание: Работа по группам: подготовиться к художественному анализу стихотворений М.Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано», «Скоро уж из ласточек – в колдуньи», «Уж сколько их упало в эту бездну». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |