Преподавание русского языка Правописание приставок при-, пре-Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.27 Просмотров: 1136 Дворникова Ольга Геннадиевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: показать зависимость написания гласных в приставках пре- и при от их значения, научить определять значение приставок при– , пре-. Ход урока1 этап. Организационный момент. Учитель здоровается, желает всем интересного урока, высказывает добрые пожелания, обращает внимание уч-ся на погоду за окном или какое-либо действие, отвлекает их. Запись числа и классной работы. 2 этап. Актуализация знаний (приём “Яркое пятно”).Раздается стук в дверь. Учитель спрашивает: “Кто там пришел? Может быть, это чей-то приятель, который имеет привычку прерывать уроки, или врач, который пригласит вас на прививки, или привидение придумало устроить здесь привал”. Входит почтальон, передает конверт синего цвета. Учитель: “Вы заметили, какие у него грязные-прегрязные ботинки. Наверное, он преодолел очень много преград. Интересно, что он нам принес? Какой синий-пресиний конверт”. Вешает на доску синий лист бумаги (синий конверт). На нем адрес: Г. Приволжск, Ул. Привокзальная, дядя Федор. Учитель читает письмо дяди Федора, выделяя голосом некоторые слова с приставками При– и ПРЕ-: “Дорогие ребята! Приближается конец четверти, скоро каникулы, и я сильно-пресильно хочу поехать в Простоквашино. Но родители отпустят меня в Простоквашино только в том случае, если я закончу четверть с хорошими отметками. Помогите мне, пожалуйста, написать словарный диктант без ошибок. Ваш дядя Федор”. Учитель: “Ну что, ребята, поможем дяде Федору прямо сейчас?” Уч-ся раздаются карточки с группами слов, в которых пропущены гласные в приставках.
Учитель: “Как вы думаете, ребята, сможем ли мы сейчас помочь дяде Федору? Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение? Можем ли мы, не зная орфографического правила, сделать правильный выбор?”. 3 этап. Постановка учебной задачи.Учитель: “Какой же возникает вопрос? Какова же тема урока? Какую задачу поставим перед собой на этот урок?” Уч-ся называют тему урока, определяют его задачу и цель. (“Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-.”) Цель: научиться правильно определять гласную в приставках ПРИ-, ПРЕ-. 4 этап. Открытие нового знания.Вопрос учителя: “Как вы думаете, какое общее значение объединяет каждое из слов в группу?” Можно дать возможность детям изобразить значение слов. 1-я группа – приближение 2-я группа – близость к чему-либо 3-я группа – присоединение 4-я группа – неполное действие 5-я группа – высшая степень (близко значению слова “очень”) 6-я группа – значение приставки ПЕРЕ- Чтение учащимися правила в учебнике (самостоятельно). 5 этап. Динамическая паузаУчитель: “Настало время сделать привал и отдохнуть. Ребята, давайте с вами поиграем. Я буду называть слова с приставками, которые мы сегодня изучаем, а вы будете хлопать в ладоши в том случае, если приставка пишется с И, и прикладывать палец к губам, если приставка пишется с Е”. Здесь можно использовать одно из упражнений в учебнике по данной теме. Слова: прекрасный, преступление, приблизиться, пришкольный, прежуткий, прикоснуться, принарядиться, презабавный, приклеиться. 6 этап. Работа по развитию речи.Учитель: “Придумайте по два предложения с парами слов, записанными на доске, так, чтобы было понятно значение каждого слова из пары. Например, пара слов: приёмник – преемник. “Слушать приёмник в комнате брата. Он стал преемником брата”.
Учитель: “Ребята, какой вывод можно сделать из данного упражнения?” (Значение слова зависит от выбора гласной в приставке). 7 этап. Первичное закрепление.Упр. № 155 – 1-2 ученика у доски. 8 этап. Самостоятельная работа.Упр. № 156 комментированное письмо. 9 этап. Подведение итогов.Учитель задает вопрос: “Какую цель урока ставили? Удалось ли ее решить? Каким способом? Что нужно сделать еще?” 10 этап. Домашнее задание.§14, ПРАВИЛО, УПР. 158. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |