Преподавание русского языка Обособленные обстоятельстваNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.26 Просмотров: 1163 Ятманкина Мария Сергеевна, учитель русского языка
Цели урока:
Оборудование урока: 1. Опорные карты "Правописание НЕ с различными частями речи" 2. Обобщающие таблицы 3. Интерактивная доска, мультимедиапроектор. 4. С.И. Ожегов "Словарь русского языка". 5. Компакт-диск "Русский язык. Сборник дифференцированных заданий, 8-9 классы". 6. Электронный тренажёр "Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия". Тематика урока: Мир родной природы
ХОД УРОКА I. Организация класса. Вступительное слово учителя. II. Задания для индивидуальной работы. 1. Анализ текста, записанного на интерактивной доске, по плану.
Слайд.
2. Работа с толковым словарем (определить значение слова "зычный" ( голос). III. Проверка домашнего задания. 1. Взаимопрверка письменного упражнения с использованием опорных карт. 2. Разноуровневый тематический тестовый контроль "Правописание НЕ с различными частями речи". Самопроверка по ключу. Самооценка. 3. Итоги проверки домашнего задания. V. Актуализация опорных знаний и умений для совершенствования пунктуационных навыков. 1. Устный анализ текста, данного на интерактивной доске по плану. Выступление учащегося с анализом текста. Анализ стилистических и синтаксических особенностей текста: - Каков ритм текста? С помощью каких синтаксических конструкций добивается этого автор? - Ритм текста плавный, неторопливый, связанный с употреблением однородных членов, сложных предложений. Завершает текст деепричастный оборот. - Какова роль деепричастного оборота в конце текста? - Для интонационного завершения развернутых конструкций, отличающихся напевными ритмами, часто используются деепричастные обороты. VI. Целеполагание для учащихся. Слайд. - Прочитайте еще раз тему урока. - Что такое обстоятельство? - Какие члены предложения называются обособленными? - Как связана тема урока с деепричастиями и деепричастными оборотами? - Может ли в одном предложении быть несколько деепричастных оборотов? - Сформулируем задачи нашего урока: Научиться расставлять знаки препинания в предложениях с несколькими деепричастными оборотами. Научиться правильно употреблять обособленные обстоятельства в своей речи. IV. Усвоение нового. Запишем предложение:
- Обособленные обстоятельства отделяются от остальных членов предложения заметными паузами. - Понаблюдаем за интонацией предложения, когда обособленное обстоятельство стоит после союза И. - Первая пауза здесь не обозначается знаком препинания, она соединяет два однородных сказуемых - Значит, в обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, можно полагаться только на интонацию? - Нет. Нужно уметь четко определять границы деепричастного оборота. 2. Записываем следующее предложение: Спят журавли стоя, /заложив голову под крыло/ и /выставив по краям сторожей/. - Здесь союз и соединяет два однородных обстоятельства - В предложении есть еще одиночное обстоятельство стоя. Оно не обособленное. Почему? 3. Работа с учебником. Чтение примечания к параграфу 30. Вывод с использованием слайдов.
Записываем третье предложение. Объясняем значение слова "зычным" (ученик, работавший с толковым словарем) Эти сторожа только дремлют,/не закладывая головы под крылья/,и,/заметив опасность/, зычным криком будят товарищей. - Что соединяет союз И в данном предложении? - Объясните постановку знаков препинания. VIII. Обобщение изученного с использованием слайдов. - Итак, что нужно делать, чтобы не ошибиться в постановке запятых в предложениях с несколькими обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами? - Найти сказуемое, к которому относится деепричастный оборот. Четко определить границы деепричастного оборота. Определить, что соединяет союз И. IX. Анализ стилистических и синтаксических особенностей текста. - Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Докажите, что это продолжение уже проанализированного текста. - Каков ритм второй части текста? - Динамичный. - Что придает динамичность данному тексту? - Обилие деепричастных оборотов. Текст богат словами движения, действия. - При изображении напряженной ситуации деепричастный оборот, будучи поставленный в начале предложения, оказывает влияние на усиление динамики всего повествования. - А так ли важен нам динамический строй языка писателя? - Наблюдая за языком писателя, мы учимся составлять свои тексты. X. Работа с эпиграфом урока. Обратим внимание на эпиграф урока. Прочитаем его еще раз. Теперь, я думаю, стали понятнее слова В.Г.Белинского. Действительно, мы убедились в том, что для всего в русском языке есть свое слово. XI.Закрепление изученного. 1. Использование электронного тренажёра "Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия". 2. Выполнение тестового задания по культуре речи "Употребление деепричастного оборота". Проверка пунктуационных навыков. XII. Итоги урока. XIII. Домашнее задание. Параграф 30, примечание: написать сочинение-миниатюру "Тайна природы", используя обособленные обстоятельства. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |