Преподавание русского языка Урок развития речи "Прекрасное живет рядом". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.26 Просмотров: 1481 Маркарян Наталья Роменовна, учитель русского языка Цель урока: обучать работе с текстом, формировать умения высказываться по проблеме, поднимаемой в тексте, воспитывать внимательное и заинтересованное отношение к окружающему миру. Вид доски: Портрет Ю.Олеши. Каждому ученику для работы предложена распечатка (см. Приложение). Ход урока Запишите свои ассоциации к слову чудо. Прочитайте. – Продолжите предложение: Чудо-это… Прочитайте. 1) – Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? Чудо... Образ чего рисуется? (Волшебник, цветок, цветущее дерево, наш город в солнечный день…). – Эти предметы красивые? Есть связь между понятиями красота и чудо? (Да, есть.) 2) – А вот как на эту тему рассуждает Л. Мигдал (чтение учителем первых 6 предложений текста). 1. Что такое красота? 2. Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3. Можно ли оценить красоту? 4. Меняются ли со временем представления о красоте? 5.Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7. Но… – О чем, по-вашему, автор будет говорить дальше? Что можно противопоставить утверждению, содержащемуся в 6-м предложении? (Есть то, что нравится всем.) – Продолжим чтение текста. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли…Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: “На вкус и цвет товарищей нет…” Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (Л.Мигдал) – Что в тексте показалось наиболее важным? Что подразумевает автор под словом красота, какие примеры приводит? Что бы в качестве примера вспомнили вы? (Архитектуру Петербурга.. – Какой эпиграф выбрали бы вы к данному тексту? (См. распечатку.)
– Для Мигдала воплощением красоты являются прежде всего рукотворные произведения – храмы. Но можно увидеть прекрасное в другом. В чем? (В природе.) 3) – Сегодня нам предстоит знакомство с отрывком из книги Ю.Олеши “Ни дня без строчки”. Имя этого автора вам знакомо? (Короткую справку о писателе делает ученик.) Чтение текста учеником. Анализ текста. – Понравился вам текст? Чем? Подчеркните фразу, которая особенно понравилась, поразила. Тип речи? (Рассуждение с элементами описания). Стиль текста? По каким трем позициям мы характеризуем стиль? (Задача автора, адресат, языковые средства.) Какие особенности текста показались наиболее интересными? Средства выразительности?
– “Нет ничего прекрасней кустов шиповника!.. Как красив шиповник”, – начальная и конечная фразы текста. А в середине его упоминание о множестве прекрасных мгновений, мимо которых нельзя пройти. Так считает Ю.Олеша. А вот что пишет В.Шефнер в стихотворении “Миг” (чтение учеником стихотворения наизусть). “Остановись и ты в изумлении, и тогда…” – писал педагог Василий Сухомлинский. Чем бы вы закончили эту фразу?
– “…в душе твоей расцветет человеческая красота”, – утверждал В. Сухомлинский. – Прекрасное живет рядом, нужно только постараться увидеть его, и тогда жизнь наша наполнится красотой, и красивее и богаче станет наша душа. Помните об этом! 4) Рефлексия.
Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем.
Возможно использование на уроке интерактивной доски. В этом случае на ней могут быть размещены эпиграфы, из которых учащиеся выбирают эпиграф к тексту о шиповнике, стихотворение В. Шефнера “Миг”, а также вопросы для рефлексии. Эмоционально оправданным представляется и другое: представить на такой доска фотографию цветущего шиповника, которая оставалась бы там на протяжении всего урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |