Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. "Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. "Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.02.23
Просмотров: 1003

Перепелицына Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы

“Все вы у меня… одинаковые - в поле брани убиенные…” (М. Булгаков “Белая гвардия”)

Булгаковское видение этой темы.

Продолжительность – 2 урока.

Итак, сегодня на уроке: М. Булгаков и его роман “Белая гвардия”.

“Белая гвардия”.

Войдём в художественный мир
писателя, пройдёмся по улицам
Города, поживём в Доме Турбиных
И поговорим о том, что увидели
И почувствовали.

О много, много
Скопилось!..
Чего? Любви или
Ненависти?
А есть ли
Спасение?
Если есть,..
то в чём
оно?

Оборудование:

  1. Портретная галерея героев (Елена, Алексей Турбин, Николка, полковник Малышев, полковник Най-Турс).
  2. Песня А. Малинина (стихи Р. Рождественского “Кладбище Сент - Женевьев де - Буа”)
  3. Стенд “Итак, сегодня…”
    f) фото писателя;
    б) История создания произведения “Белая гвардия”;
    в) Обложка произведения;
  4. Портретная галерея героев (Елена, Алексей Турбин, Николка, полковник Малышев, полковник Най - Турс).
  5. Обложка произведения (творческая работа ученика).
  6. Схема к теме урока “Звезда в романе”.
  7. Приложение 1. Анализ эпизода главы 6. Как ненависть входит в людей? Алексей Турбин.
  8. Приложение 2. Монолог Елены. Видение Дома Турбиных от лица героини.
  9. Тезисы.

Учитель: Глубину мыслей М.А. Булгакова мы начали осознавать, быть может лишь сегодня. Ныне живой пытливый ум россиянина вновь ищет выход из трудного положения, в котором оказалась наша страна. Умным собеседником входит М.А. Булгаков в наши наполненные спорами дни. И как свежо, современно звучат мысли великого писателя! В них слышится жалость к несчастью, чувство всепрощающей любви к страдающему, мудрый совет человеку многострадальной России в начале нового века.

Сегодня уже много сказано о М.А. Булгакове как о крупном мастере, авторе романа “Мастер и Маргарита”, повести “Собачье сердце”. Но писатель начинался с темы белой гвардии, поскольку, как свидетельствовала Елена Сергеевна Булгакова, он это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться в ее трагедии. И сегодня мы вместе с писателем Булгаковым и героями его романа “Белая гвардия” обратимся к тому далекому прошлому, очень сильно перекликающимся с нашим сегодняшним тревожным временем.

Итак, 1916 год. Разгар I мировой войны. М. Булгаков заканчивает медицинский факультет “Киевского университета”. Получает диплом “Лекаря” с отличием. По состоянию здоровья оказывается непригодным для службы в армии, его направляют сельским врачом на Смоленщину. И потом в отделении Управы больницы напишут: “Зарекомендовал себя неутомимым работником”. Его переводят в Вязьму, где и застает его Октябрьская революция.

Это здесь он услышит Октябрьский звон и позже скажет: “Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”.

Добираясь домой в Киев в теплушке, переполненной солдатами и мешочниками, он впервые сталкивается с разбушевавшейся революционной стихией.

Писатель Булгаков переживет трагедию страны в жизни родного города. Переживет немцев, Гетмана, Петлюру, Стародумского. И когда деникинские войска будут уходить, они возьмут с собой врача. В обозе он заболеет тифом, но большевикам его не оставят. Он убежит и задумается: “Быть интеллигентом – это не значит быть идиотом”.

Так заканчивается Булгаков – врач и начинается Булгаков – писатель.

И жизнь сразу приобретает особый смысл. Появляется его личное трагическое видение - в памяти встанут одна за другой картины революции и гражданской войны в родном городе.

“Я молниеносно приступил к своему детищу, назвав его” Белой гвардией”.

I часть вышла в 1925 году.

“Эту книгу я любил больше всего”, - скажет Булгаков.

И писал он её воспалённым пером, так как не остыли ещё раны от увиденного.

1. Основной вопрос нашего разговора: Каково видение этой темы Булгаковым?

2. И в конце урока вы представите свои выводы о том, что вы увидели и почувствовали, соприкоснувшись с судьбой и выбором героев Булгакова.

3. Наши вопросы сегодня:

О много, много
Скопилось!

Сегодня мы должны проследить две стороны личности Булгакова- художника:

Булгаков - повествователь (его видение истории).

Булгаков - лирик (то есть мы должны увидеть, каков его основной мотив).

Булгаков – повествователь спрашивает:

“Если защищать – то кого?

Если обвинять - то за что?”

Свой вопрос и у Булгакова- лирика:

“Любовь или зло?”

Если только любовь - то как любить?

Если зло - то как, когда оно возникает и за что?

- …Я открываю страницы романа. Случайно ли этот эпиграф взят к роману “Белая гвардия”?

Какую важную для Булгакова мысль несёт эпиграф?

Чтение эпиграфа.

Мотив беды, угроз, испытаний развивается на первых же страницах романа: “Восемнадцатый год летит, к концу и день ото дня глядит всё грозней и щетинистей”.

Критик Николай Серговинцев: “Как сторожевой клич о приближающемся испытании долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до Булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа”.

И над всем романом, над Домом, над семьёй Турбинных реет дух “Капитанской дочки”. Здесь ее прочитали в детстве, научились беречь честь смолоду, раз и навсегда поняли, что нельзя бегать “крысьей побежкой”, что “честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете”.

- Кроме эпиграфа где еще есть упоминание о “Капитанской дочке”?

“Упадут стены, улетит встревоженный сокол…”

На вопрос Алексея Турбина “Может, кончится всё это когда-нибудь?” – пророчески отвечал священник: “… Кажется мне, что испытания будут ещё…”

Уже в первой фразе, открывающей “Белую гвардию”:

В античной мифологии Венера – богиня любви,

Марс – бог войны.

В начале романа видно противостояние “Звезды пастушеской”, то есть Венеры и “красного, дрожащего” Марса. Любовь и война.

“Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”, – Булгаков вводит две точки отсчёта, две системы ценностей, будто “оглядывающихся” друг на друга.

Это даёт возможность писателю точнее оценить смысл происходящего, увидеть современные события глазами беспристрастного историка.

- Что произошло в Доме Турбиных?

Смерть матери – символа участия, добра, любви, долга, Дома.

[Дом - Мать]

Чтение эпизода

“Гроб с телом матери…”

Дом Турбиных - часть города, в котором произошла революция и гражданская война. Пройдемся по улицам Города и поживем в Доме Турбиных.

- Когда идем по Городу, первое ощущение жизни. Каково оно?

Глава 4. “Город жил странной неестественной жизнью”.

1. “И вот, в зиму 1918 года. Город жил странною, неестественной жизнью, которая, очень возможно, уже не повторится в двадцатом столетии”.

2. “Все ненавидели большевиков”. Эта ненависть заполнила весь город.

Это первое видение и отношение к революции и гражданской войне М. Булгакова.

…Ненависть, где она входит в человека, который от природы не зол?

Итак, Алексей Турбин, 28 лет. “После тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо с мыслью устраивать заново не военную, обыкновенную человеческую жизнь.

Глава 6. Анализ эпизода (Приложение 1).

Алексей Турбин из такого Дома “два раза ткнул мальчишке в физиономию, приговаривая со скрипом зубовным”…

И “глаза мальчишки наполнились отнюдь не фальшивой лютейшей ненавистью”.

Трагическая музыка революции представляется нам (У Блока разноголосая – плач, ругань, удар, музыка).

Ненависть входит в добрых, нравственных людей.

“На этом припадок бешенства Алексея Турбина прошел”. А у мальчика? Во что может вылиться?

“По городу шли слухи, сплетни ползли…”

Сцена всеобщего людского поведения, создающая зримое ощущение.

Глава 16. Войдем в Собор.

Всеобщее людское поведение: ненависть. “Сотни голов на хорах громоздились одна на другую, давя друг друга”. “В бездне качалась душная тысячеголовая волна, и над ней плыл, раскаляясь, пот и пар, ладанный дым, нагар сотен свечей, копоть тяжелых лампад на цепях”.

“Лавинами из всех пролетов, густея, давя друг друга, закипел в водоворотах, зашумел народ”. (“Ребёнка задавили…” , “Кошелёк вырезали!!!”, “Душат женщину, женщину душат…”, “С корнями серьги вывернули. Пол-уха оборвали”, “Дурно женщине”).

“Через все проходы, в шорохе, гуле несло полузадушенную, опьянённую углекислотой, дымом и ладаном толпу. То и дело в гуще вспыхивали короткие болезненные крики женщин. Карманные воры с черными кашне работали сосредоточенно, тяжело, продвигая в слипшихся комках человеческого давленого мяса ученые виртуозные руки. Хрустели тысячи ног, шептала, шуршала толпа”.

Преобладают глаголы: громоздились, свешивались, лезли, висели, закипел, зашумел, задавили, вырезали, душат, вспыхивали, хрустели, шептала, шуршала.

Эти глаголы несут зловещее настроение и тяжелую смысловую нагрузку. Читая их, представляешь какую-то жуткую картину. “Громоздились”, “лезли”, “задавили”. Все эти глаголы характеризуют нелюдей.

Это всеобщее людское поведение несет в своих чертах ужас и страх, ненависть. Массовость, непонятное столпотворение показывает образы людей-зверей. Они не чувствуют сострадания, жалости; задавили ребенка, но это уже никого не волнует. Ненависть… одна слепая ненависть. Чем она вызвана? Почему для людей становится уже неважно самое основное между людьми-взаимопонимание? Слепое любопытство, усталость людей, безысходность убивают органы чувств. Они уже ничего не понимают. Ослепленные яростью они становятся похожими на стадо животных, неведающих, что они делают.

Автор использует едкую и горькую интонацию, яркие, сочные, живые краски.

Убийства, насилия, грабежи пришли в город вместе с петлюровскими войсками. И хотя их приход знаменовал победу восставшего народа и был отпразднован крестными ходами и службой в православной церкви, он воспринимается как торжество бесовских сил. Это те бесы, о которых предупреждали Пушкин и Достоевский, они подстрекают людей и дают выход черной злобе. Поэтому Бог отвернулся от Города, и уже не он, а Сатана там правит бал. Поэтому такой горькой и едкой интонацией пронизаны строки 16 главы, где описана служба в соборе.

Читать эпизод “Софийский тяжелый колокол…”

- Кто погибнет в этой толпе?

(Представители белой гвардии. Булгаков сочувственно описывает это. Они выполнили свой гражданский долг, человеческий долг. Мог бы погибнуть Алексей Турбин).

Злоба - трагический поединок разума и добра, всё это ползло по городу и убирало одного за другим.

Обращение к эпиграфу:

Буран – это тот вселенский хаос, который сметает всех, если и сегодня нам это допустить.

Выступление ученика. Мужество Мышлаевского при защите города (Глава 2).

Подвиг полковника Най-Турса (Глава 10).

Учитель: Булгаков не поэтизирует своих героев. В каждом из них есть свои недостатки: хвастовство, донжуанство. Но это все – таки извинительные минусы, так как все искупается благородством поведения. Главное в них то, что они люди долга и готовы быть с Россией в ее бедах и испытаниях.

Немалого мужества стоила та ночь для Мышлаевского, когда он с сорока офицерами и юнкерами в легких шинелях и сапогах в жесточайший мороз стоял насмерть на боевом посту.

Героический поступок совершил полковник Най – Турс, вступив в неравный бой с петлюровцами. Спасая других, прикрывая юнкеров, он бесстрашно вел поединок со своим пулеметом перед наступающими кавалеристами.

Алексей Турбин: “Защищать что? Кого? В бой я вас не поведу, так как я не участвую в этом балагане”.

И это позиция честного, нравственного человека.

Благодаря этим краскам создается образ Города. Мы чувствуем страсти, которые шли из Москвы. “Ползут оттуда, с Севера” - буран из “Капитанской дочки”.

- Какова авторская позиция в сцене сна Алексея турбина, где он видит царство Божие? (Глава 5).

Чтение фрагментов.

Учитель: чуть-чуть иронизируя, Булгаков нарисовал в романе царство Божие, где апостол Петр принимает погибших. Среди них и полковник Най – Турс в светозарном шлеме, кольчуге с рыцарским мечом со времен крестовых походов. “Райское сияние ходило за Наем облаком”.

Рядом с ним и вахмистр Жилин, погибший еще в первую мировую войну, и большевики с Перекопа, и еще многие другие, кто хватал “друг друга за глотку”, а теперь успокоился, навоевавшись за свою веру. Господь Бог произносит вещие слова: “Все вы у меня … одинаковые – в поле брани убиенные”.

Слова эти, прозвучавшие со страниц романа, поразили современников Булгакова неслыханной смелостью и мудростью. Так еще никто не писал о гражданской войне, никто не отважился подняться над схваткой, горюя и скорбя о всех погибших.

- Рядовые участники белого движения, по мнению автора, выступают наследниками боевой славы Отечества. Какой эпизод об этом?

Глава 6. Чтение фрагментов.

Учитель: Когда сформированный для защиты Города Мортирный полк прошел в марше по коридорам Александровской гимназии, в вестибюле прямо перед ним будто “вылетел сверкающий Александр”, указывая на Бородинское поле.

Зазвучавшая песня на слова Лермонтовского “Бородино” - это не только выражение патриотического подъема, это знак доблести, отваги, чести – всего того, что разительно отличает Турбиных, Мышлаевского, Малышева от прочих “господ офицеров”.

Вывод: перед нами предстают заблудшие люди. Красных ненавидят, белых – ненавидят.

Булгаков – историк, повествователь необычайно точен.

Остается в Городе один – единственный очаг – домашний, семейный. Удивительные эпитеты!

Осью, вокруг которой вращается все действие, центром притяжения всех героев, прибежищем от революционных бурь, лютого холода и житейских невзгод, островком уюта, душевной теплоты и любви становится Дом Турбинных. Здесь, посреди кровавой мути “русского бунта, бессмысленного и беспощадного”, звучит рояль, натоплена печь, светит как спасительный маяк лампа под зеленым абажуром, шоколадными рядами выстроились старые книги…

Мы входим в Дом Турбиных. Булгаков – художник предстает перед нами лириком.

Выступление ученицы. Ваше видение Дома Турбиных от лица Елены. Монолог Елены (Приложение 2).

Монолог Елены: “Мама умерла…” Кругом палят, умирают, а в доме начищены полы, чайный сервиз – уют, любовь, тревога за ближних. И нет ненависти. Елена – хранительница очага.

- Какие эпитеты и как характеризуют центральный женский образ в романе?

- Можно ли сказать, что образ Елены – исходный для отчета всех событий, происходящих в романе?

- Каково отношение писателя к Тальбергу?

(Неприятное отношение, бросил Елену, несмотря на то, что любил ее. Он чужой в Доме Турбинных. “Алеша тебя не оставит”).

Хоть в Доме все время мотив страха, но герои живут в любви, и в этом общечеловеческий смысл бытия.

Вывод: видение Булгаковым гражданской войны – это национальная трагедия. Личностное восприятие Булгакова – лирика очень сильно. Булгаков – человек все события революции и гражданской войны дает с общечеловеческих позиций. Все герои на этом полюсе добра и любви.

Смысл названия романа “Белая гвардия” - чистое, святое объединение тех людей, которых он любит. Интеллигенция не находит себе места, она потеряна, но честная и порядочная.

Сопоставляя начало и финал романа, обнаруживаем спиралеобразный принцип построения произведения.

В финале романа: Все небо будто утыкано красными звездами, даже Венера кажется красной.

“Играла Венера, красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная”.

Значение цвета:

красный – символ гибели физической и духовной;

белый – чистое, святое в жизни героев, заключает название романа, которому Булгаков придавал огромное значение;

черный – цвет смерти;

голубой – надежда.

Запись А. Малинина. Сегодня повышенный интерес к теме белой гвардии проявляют наши эстрадные певцы.

Самостоятельная работа: Что я увидел и почувствовал, соприкоснувшись с судьбой и выбором булгаковских героев.

Обмен мнениями.

Вывод: сегодня мы увидели Булгакова историка – повествователя. Его лирика стремится сохранить красоту в мире. Часть этого мира – дом Турбиных, который находится на острове Тепла и Добра. Уже 1919 год. Чего больше: любви или ненависти?

Но пусть все плохое исчезнет. А на небе останутся сиять звезды. И сегодня мы все должны обратить внимание на роман – предупреждение писателя, потому что исход всех поисков, пути выхода из кризиса предсказаны писателем. Достаточно только прислушаться к нему, повнимательнее вчитаться в строки романа.

Турбины и их окружение – редкостное содружество людей: когда они вместе, то становятся сильнее, красивее, чище. Их верность ценностям многовековой культуры не может быть разрушена никакими общественными катаклизмами. И самое важное не в том, что он сумел передать тончайшую эмоциональную ауру духовности, которая разлита в мире, окруженном кремовыми шторами, где, несмотря на пушки, крахмальна и чиста скатерть, стоят зимой на столе розы, где женщина – полубогиня, а честь – в верности не только Андреевскому знамени, царю, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми.

Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос:

“5” - Что общего и какие различия в изображении революции и гражданской войны вы увидели в творчестве М. Шолохова и М. Булгакова?

“4” - Что общего в изображении революции и гражданской войны вы увидели в творчестве М. Шолохова и М. Булгакова?

“3” - Каково изображение революции и гражданской войны в романе М. Булгакова “Молодая гвардия”?

Используемая литература

  1. Булгаков М. Собрание сочинений в 5 т. М., Художественная литература, 1989-1990.
  2. Булгаков М. Под пятой. Мой дневник. М., 1989.
  3. Белозерская – Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1990.
  4. Бобрыкин В.Г. Михаил Булгаков: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1991.
  5. М.А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени: Сборник статей. М., 1988.
  6. Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения: сборник обзоров//АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам. М., 1991.
  7. Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. №5, 11 1991.
  8. Скоркина Н.М. “Прикосновение к литературе…” Волгоград, “Перемена” 1995.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21