Преподавание литературы Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. "Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.23 Просмотров: 1003 Перепелицына Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы
Булгаковское видение этой темы. Продолжительность – 2 урока. Итак, сегодня на уроке: М. Булгаков и его роман “Белая гвардия”. “Белая гвардия”.
Оборудование:
Учитель: Глубину мыслей М.А. Булгакова мы начали осознавать, быть может лишь сегодня. Ныне живой пытливый ум россиянина вновь ищет выход из трудного положения, в котором оказалась наша страна. Умным собеседником входит М.А. Булгаков в наши наполненные спорами дни. И как свежо, современно звучат мысли великого писателя! В них слышится жалость к несчастью, чувство всепрощающей любви к страдающему, мудрый совет человеку многострадальной России в начале нового века. Сегодня уже много сказано о М.А. Булгакове как о крупном мастере, авторе романа “Мастер и Маргарита”, повести “Собачье сердце”. Но писатель начинался с темы белой гвардии, поскольку, как свидетельствовала Елена Сергеевна Булгакова, он это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться в ее трагедии. И сегодня мы вместе с писателем Булгаковым и героями его романа “Белая гвардия” обратимся к тому далекому прошлому, очень сильно перекликающимся с нашим сегодняшним тревожным временем. Итак, 1916 год. Разгар I мировой войны. М. Булгаков заканчивает медицинский факультет “Киевского университета”. Получает диплом “Лекаря” с отличием. По состоянию здоровья оказывается непригодным для службы в армии, его направляют сельским врачом на Смоленщину. И потом в отделении Управы больницы напишут: “Зарекомендовал себя неутомимым работником”. Его переводят в Вязьму, где и застает его Октябрьская революция. Это здесь он услышит Октябрьский звон и позже скажет: “Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”. Добираясь домой в Киев в теплушке, переполненной солдатами и мешочниками, он впервые сталкивается с разбушевавшейся революционной стихией. Писатель Булгаков переживет трагедию страны в жизни родного города. Переживет немцев, Гетмана, Петлюру, Стародумского. И когда деникинские войска будут уходить, они возьмут с собой врача. В обозе он заболеет тифом, но большевикам его не оставят. Он убежит и задумается: “Быть интеллигентом – это не значит быть идиотом”. Так заканчивается Булгаков – врач и начинается Булгаков – писатель. И жизнь сразу приобретает особый смысл. Появляется его личное трагическое видение - в памяти встанут одна за другой картины революции и гражданской войны в родном городе. “Я молниеносно приступил к своему детищу, назвав его” Белой гвардией”. I часть вышла в 1925 году. “Эту книгу я любил больше всего”, - скажет Булгаков. И писал он её воспалённым пером, так как не остыли ещё раны от увиденного. 1. Основной вопрос нашего разговора: Каково видение этой темы Булгаковым? 2. И в конце урока вы представите свои выводы о том, что вы увидели и почувствовали, соприкоснувшись с судьбой и выбором героев Булгакова. 3. Наши вопросы сегодня:
Сегодня мы должны проследить две стороны личности Булгакова- художника: Булгаков - повествователь (его видение истории). Булгаков - лирик (то есть мы должны увидеть, каков его основной мотив). Булгаков – повествователь спрашивает: “Если защищать – то кого? Если обвинять - то за что?” Свой вопрос и у Булгакова- лирика: “Любовь или зло?” Если только любовь - то как любить? Если зло - то как, когда оно возникает и за что? - …Я открываю страницы романа. Случайно ли этот эпиграф взят к роману “Белая гвардия”? Какую важную для Булгакова мысль несёт эпиграф? Чтение эпиграфа. Мотив беды, угроз, испытаний развивается на первых же страницах романа: “Восемнадцатый год летит, к концу и день ото дня глядит всё грозней и щетинистей”. Критик Николай Серговинцев: “Как сторожевой клич о приближающемся испытании долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до Булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа”. И над всем романом, над Домом, над семьёй Турбинных реет дух “Капитанской дочки”. Здесь ее прочитали в детстве, научились беречь честь смолоду, раз и навсегда поняли, что нельзя бегать “крысьей побежкой”, что “честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете”. - Кроме эпиграфа где еще есть упоминание о “Капитанской дочке”? “Упадут стены, улетит встревоженный сокол…” На вопрос Алексея Турбина “Может, кончится всё это когда-нибудь?” – пророчески отвечал священник: “… Кажется мне, что испытания будут ещё…” Уже в первой фразе, открывающей “Белую гвардию”: В античной мифологии Венера – богиня любви, Марс – бог войны. В начале романа видно противостояние “Звезды пастушеской”, то есть Венеры и “красного, дрожащего” Марса. Любовь и война. “Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”, – Булгаков вводит две точки отсчёта, две системы ценностей, будто “оглядывающихся” друг на друга. Это даёт возможность писателю точнее оценить смысл происходящего, увидеть современные события глазами беспристрастного историка. - Что произошло в Доме Турбиных? Смерть матери – символа участия, добра, любви, долга, Дома. [Дом - Мать] Чтение эпизода “Гроб с телом матери…” Дом Турбиных - часть города, в котором произошла революция и гражданская война. Пройдемся по улицам Города и поживем в Доме Турбиных. - Когда идем по Городу, первое ощущение жизни. Каково оно? Глава 4. “Город жил странной неестественной жизнью”. 1. “И вот, в зиму 1918 года. Город жил странною, неестественной жизнью, которая, очень возможно, уже не повторится в двадцатом столетии”. 2. “Все ненавидели большевиков”. Эта ненависть заполнила весь город. Это первое видение и отношение к революции и гражданской войне М. Булгакова. …Ненависть, где она входит в человека, который от природы не зол? Итак, Алексей Турбин, 28 лет. “После тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо с мыслью устраивать заново не военную, обыкновенную человеческую жизнь. Глава 6. Анализ эпизода (Приложение 1). Алексей Турбин из такого Дома “два раза ткнул мальчишке в физиономию, приговаривая со скрипом зубовным”… И “глаза мальчишки наполнились отнюдь не фальшивой лютейшей ненавистью”. Трагическая музыка революции представляется нам (У Блока разноголосая – плач, ругань, удар, музыка). Ненависть входит в добрых, нравственных людей. “На этом припадок бешенства Алексея Турбина прошел”. А у мальчика? Во что может вылиться? “По городу шли слухи, сплетни ползли…” Сцена всеобщего людского поведения, создающая зримое ощущение. Глава 16. Войдем в Собор. Всеобщее людское поведение: ненависть. “Сотни голов на хорах громоздились одна на другую, давя друг друга”. “В бездне качалась душная тысячеголовая волна, и над ней плыл, раскаляясь, пот и пар, ладанный дым, нагар сотен свечей, копоть тяжелых лампад на цепях”. “Лавинами из всех пролетов, густея, давя друг друга, закипел в водоворотах, зашумел народ”. (“Ребёнка задавили…” , “Кошелёк вырезали!!!”, “Душат женщину, женщину душат…”, “С корнями серьги вывернули. Пол-уха оборвали”, “Дурно женщине”). “Через все проходы, в шорохе, гуле несло полузадушенную, опьянённую углекислотой, дымом и ладаном толпу. То и дело в гуще вспыхивали короткие болезненные крики женщин. Карманные воры с черными кашне работали сосредоточенно, тяжело, продвигая в слипшихся комках человеческого давленого мяса ученые виртуозные руки. Хрустели тысячи ног, шептала, шуршала толпа”. Преобладают глаголы: громоздились, свешивались, лезли, висели, закипел, зашумел, задавили, вырезали, душат, вспыхивали, хрустели, шептала, шуршала. Эти глаголы несут зловещее настроение и тяжелую смысловую нагрузку. Читая их, представляешь какую-то жуткую картину. “Громоздились”, “лезли”, “задавили”. Все эти глаголы характеризуют нелюдей. Это всеобщее людское поведение несет в своих чертах ужас и страх, ненависть. Массовость, непонятное столпотворение показывает образы людей-зверей. Они не чувствуют сострадания, жалости; задавили ребенка, но это уже никого не волнует. Ненависть… одна слепая ненависть. Чем она вызвана? Почему для людей становится уже неважно самое основное между людьми-взаимопонимание? Слепое любопытство, усталость людей, безысходность убивают органы чувств. Они уже ничего не понимают. Ослепленные яростью они становятся похожими на стадо животных, неведающих, что они делают. Автор использует едкую и горькую интонацию, яркие, сочные, живые краски. Убийства, насилия, грабежи пришли в город вместе с петлюровскими войсками. И хотя их приход знаменовал победу восставшего народа и был отпразднован крестными ходами и службой в православной церкви, он воспринимается как торжество бесовских сил. Это те бесы, о которых предупреждали Пушкин и Достоевский, они подстрекают людей и дают выход черной злобе. Поэтому Бог отвернулся от Города, и уже не он, а Сатана там правит бал. Поэтому такой горькой и едкой интонацией пронизаны строки 16 главы, где описана служба в соборе. Читать эпизод “Софийский тяжелый колокол…” - Кто погибнет в этой толпе? (Представители белой гвардии. Булгаков сочувственно описывает это. Они выполнили свой гражданский долг, человеческий долг. Мог бы погибнуть Алексей Турбин). Злоба - трагический поединок разума и добра, всё это ползло по городу и убирало одного за другим. Обращение к эпиграфу: Буран – это тот вселенский хаос, который сметает всех, если и сегодня нам это допустить. Выступление ученика. Мужество Мышлаевского при защите города (Глава 2). Подвиг полковника Най-Турса (Глава 10). Учитель: Булгаков не поэтизирует своих героев. В каждом из них есть свои недостатки: хвастовство, донжуанство. Но это все – таки извинительные минусы, так как все искупается благородством поведения. Главное в них то, что они люди долга и готовы быть с Россией в ее бедах и испытаниях. Немалого мужества стоила та ночь для Мышлаевского, когда он с сорока офицерами и юнкерами в легких шинелях и сапогах в жесточайший мороз стоял насмерть на боевом посту. Героический поступок совершил полковник Най – Турс, вступив в неравный бой с петлюровцами. Спасая других, прикрывая юнкеров, он бесстрашно вел поединок со своим пулеметом перед наступающими кавалеристами. Алексей Турбин: “Защищать что? Кого? В бой я вас не поведу, так как я не участвую в этом балагане”. И это позиция честного, нравственного человека. Благодаря этим краскам создается образ Города. Мы чувствуем страсти, которые шли из Москвы. “Ползут оттуда, с Севера” - буран из “Капитанской дочки”. - Какова авторская позиция в сцене сна Алексея турбина, где он видит царство Божие? (Глава 5). Чтение фрагментов. Учитель: чуть-чуть иронизируя, Булгаков нарисовал в романе царство Божие, где апостол Петр принимает погибших. Среди них и полковник Най – Турс в светозарном шлеме, кольчуге с рыцарским мечом со времен крестовых походов. “Райское сияние ходило за Наем облаком”. Рядом с ним и вахмистр Жилин, погибший еще в первую мировую войну, и большевики с Перекопа, и еще многие другие, кто хватал “друг друга за глотку”, а теперь успокоился, навоевавшись за свою веру. Господь Бог произносит вещие слова: “Все вы у меня … одинаковые – в поле брани убиенные”. Слова эти, прозвучавшие со страниц романа, поразили современников Булгакова неслыханной смелостью и мудростью. Так еще никто не писал о гражданской войне, никто не отважился подняться над схваткой, горюя и скорбя о всех погибших. - Рядовые участники белого движения, по мнению автора, выступают наследниками боевой славы Отечества. Какой эпизод об этом? Глава 6. Чтение фрагментов. Учитель: Когда сформированный для защиты Города Мортирный полк прошел в марше по коридорам Александровской гимназии, в вестибюле прямо перед ним будто “вылетел сверкающий Александр”, указывая на Бородинское поле. Зазвучавшая песня на слова Лермонтовского “Бородино” - это не только выражение патриотического подъема, это знак доблести, отваги, чести – всего того, что разительно отличает Турбиных, Мышлаевского, Малышева от прочих “господ офицеров”. Вывод: перед нами предстают заблудшие люди. Красных ненавидят, белых – ненавидят. Булгаков – историк, повествователь необычайно точен. Остается в Городе один – единственный очаг – домашний, семейный. Удивительные эпитеты! Осью, вокруг которой вращается все действие, центром притяжения всех героев, прибежищем от революционных бурь, лютого холода и житейских невзгод, островком уюта, душевной теплоты и любви становится Дом Турбинных. Здесь, посреди кровавой мути “русского бунта, бессмысленного и беспощадного”, звучит рояль, натоплена печь, светит как спасительный маяк лампа под зеленым абажуром, шоколадными рядами выстроились старые книги… Мы входим в Дом Турбиных. Булгаков – художник предстает перед нами лириком. Выступление ученицы. Ваше видение Дома Турбиных от лица Елены. Монолог Елены (Приложение 2). Монолог Елены: “Мама умерла…” Кругом палят, умирают, а в доме начищены полы, чайный сервиз – уют, любовь, тревога за ближних. И нет ненависти. Елена – хранительница очага. - Какие эпитеты и как характеризуют центральный женский образ в романе? - Можно ли сказать, что образ Елены – исходный для отчета всех событий, происходящих в романе? - Каково отношение писателя к Тальбергу? (Неприятное отношение, бросил Елену, несмотря на то, что любил ее. Он чужой в Доме Турбинных. “Алеша тебя не оставит”). Хоть в Доме все время мотив страха, но герои живут в любви, и в этом общечеловеческий смысл бытия. Вывод: видение Булгаковым гражданской войны – это национальная трагедия. Личностное восприятие Булгакова – лирика очень сильно. Булгаков – человек все события революции и гражданской войны дает с общечеловеческих позиций. Все герои на этом полюсе добра и любви. Смысл названия романа “Белая гвардия” - чистое, святое объединение тех людей, которых он любит. Интеллигенция не находит себе места, она потеряна, но честная и порядочная. Сопоставляя начало и финал романа, обнаруживаем спиралеобразный принцип построения произведения. В финале романа: Все небо будто утыкано красными звездами, даже Венера кажется красной. “Играла Венера, красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная”. Значение цвета: красный – символ гибели физической и духовной; белый – чистое, святое в жизни героев, заключает название романа, которому Булгаков придавал огромное значение; черный – цвет смерти; голубой – надежда. Запись А. Малинина. Сегодня повышенный интерес к теме белой гвардии проявляют наши эстрадные певцы. Самостоятельная работа: Что я увидел и почувствовал, соприкоснувшись с судьбой и выбором булгаковских героев. Обмен мнениями. Вывод: сегодня мы увидели Булгакова историка – повествователя. Его лирика стремится сохранить красоту в мире. Часть этого мира – дом Турбиных, который находится на острове Тепла и Добра. Уже 1919 год. Чего больше: любви или ненависти? Но пусть все плохое исчезнет. А на небе останутся сиять звезды. И сегодня мы все должны обратить внимание на роман – предупреждение писателя, потому что исход всех поисков, пути выхода из кризиса предсказаны писателем. Достаточно только прислушаться к нему, повнимательнее вчитаться в строки романа. Турбины и их окружение – редкостное содружество людей: когда они вместе, то становятся сильнее, красивее, чище. Их верность ценностям многовековой культуры не может быть разрушена никакими общественными катаклизмами. И самое важное не в том, что он сумел передать тончайшую эмоциональную ауру духовности, которая разлита в мире, окруженном кремовыми шторами, где, несмотря на пушки, крахмальна и чиста скатерть, стоят зимой на столе розы, где женщина – полубогиня, а честь – в верности не только Андреевскому знамени, царю, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос: “5” - Что общего и какие различия в изображении революции и гражданской войны вы увидели в творчестве М. Шолохова и М. Булгакова? “4” - Что общего в изображении революции и гражданской войны вы увидели в творчестве М. Шолохова и М. Булгакова? “3” - Каково изображение революции и гражданской войны в романе М. Булгакова “Молодая гвардия”? Используемая литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |