Преподавание литературы Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.23 Просмотров: 766 Шихалева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы 1 – Ребята, любите ли вы бывать на природе? Постарайтесь вспомнить, когда вам было тревожно, страшно наедине с природой? (Во время грозы, сильного ветра, наводнения, снежной бури и т.д.) – Оставаясь один на один с природой, мы переживаем разные чувства. «Мир от красоты» может вызывать у нас бурю эмоций. Общение с природой помогает нам познать самих себя. Особенно это важно в детские годы, когда формируется свежий взгляд на природу, закаляется характер. 2 – Вы прочитали рассказ Г.Куклина «У Прелой горы». Какую роль в истории мальчика сыграла природа? Какие чувства испытал герой, оказавшись наедине с природой? (Окружающая природа обострила чувства героя, вызвала и отрицательные, и положительные эмоции, помогла нравственному прозрению.) – Почему так доверительно звучит рассказ? (Эту историю из детства рассказывает сам мальчик, не боясь признаться в своем малодушии.) – Почему же девятилетний герой рассказа Г.Куклина не любил Прелую гору? («Гора отпугивала своим мертвым видом... Кроме полыни, никакой растительности не было... А внизу горы земля выпревала, покрывалась зеленым налетом, плесневела») – Почему же отец в очередной раз просит сына ехать на Прелую гору? (Лучшей земли в округе не было, чтобы распахать и посеять.) – Какое чувство испытал Герасим, услышав просьбу отца? (Чувство тревоги, незащищенности.) – Каким глаголом автор подчеркивает это состояние мальчика? («Весь сжался...».) – Сегодня на уроке вы постараетесь изобразить в цвете весь спектр чувств героя рассказа. – Каким цветом вы изобразите чувство тревожного ожидания? (Серым...) 3 – Рассказ «У Прелой горы» написан известным сибирским писателем Г.О.Куклиным, жившим в Нижнеилимском крае Иркутской области в 30-е годы. Детские годы его – становление характера. И помогла ему в этом окружающая природа. – Как читался рассказ? (С интересом, легко...) – Действительно, автор пишет простым, ясным языком, волнующим нас, будящим наше воображение. В этом и есть самобытность писателя. Обязательно прочитайте его рассказы: «Шальная вода», «Игренька», «Тальняк», в которых писатель убеждает нас в том, что «будущую силу для взрослой жизни можно обрести в общении с природой». 4 – Итак, что придало уверенности Герасиму, когда он услышал просьбу отца? (Отец предложил пасти коня Буланку.) – Почему пасти Буланку нравилось мальчику? (Он не убегал, был смирным и все понимал.) – Как вы объясните слова " все понимал"? Как относится герой рассказа к Буланке? Какое чувство испытывает при этом? (Радостное...) – Какого цвета это чувство? (Розовое, светло-желтое.) 5 – Почему же мальчику вдруг стало страшно? (Из-за горы показалась туча...) – Какое авторское сравнение помогает представить мрачную картину природы? («Туча, как черная каменистая плита, бросает тени на гору») – Какой цвет будет соответствовать чувству страха? (Темно-серый...) – Почему мальчик не признается отцу, что ему страшно? (Отец «не любил, когда зря жалуются») – Как это характеризует героя? (Ему свойственно самообладание, не поддался первому порыву страха) – Каким образом удалось обрести спокойствие? (Смотрел на Буланку и любовался им. И снова светлое чувство испытывает герой) – Прочитать отрывок. – Почему герой вдруг спохватился? («Из-за Прелой горы виднелась другая гора-туча... в голове мелькнуло, что после больших дождей болото всплывает») – Что предпринял Герасим? Какое чувство начинает овладевать им? Какого цвета это чувство? (Темно-синего..., погружение в одиночество) – Прочитайте глаголы, рисующие отчаяние мальчика. («Громко крикнул», «спустился в осоку», побежал, стал кружить, кричал, но совсем не слышал своего голоса».) 6 – Перечитаем описание грозы. С помощью каких олицетворений автор показывает всю мощь грозовой стихии? (« ...гром разбил небо, и оно точно посыпалось, ...вода бесилась, шипела, ...съедал островок».) – Какая метафора при описании грозы воздействует на наше воображение? («С неба свисали тысячи гибких стеклянных веревок, которые завивали, сметали, били».) – Почему эта метафора так уместна? – Что усугубило отчаяние героя? («В колени уткнулся мертвый селезень... подхваченные водою лягушки ползли в лицо».) – Какой вы нарисовали природу и героя во время грозы? (Рассматриваем рисунки, выполненные дома после самостоятельного прочтения.) 7 – Читает учитель: Вдруг послышалось громкое бульканье. Я заледенел... – Какой фразеологизм помогает объяснить значение слов «я заледенел»? (Ни жив, ни мертв.) – В какое чувство перерастает отчаяние? (В ужас.) – Каким цветом вы изобразили бы отчаяние мальчика? (Черным.) – Чтение образца учениками. («Кто-то грязный кружил по болоту, фыркал, обнюхивал воздух, плыл, останавливался и опять плыл. Точно крался ко мне, выбирая, с какой стороны лучше напасть...».) – Но почему ужас сменился счастливым выдохом? (Мальчик узнал в костлявой голове Буланку.) – Почему счастье захлестнуло мальчика? (Как он мог забыть про своего верного друга!) – Какое чувство охватило героя? (Благодарности.) – Как проявилось это в его действиях героя, когда он «ехал на Буланке»? (... все гладил, гладил мокрую гриву коня.) – Какого цвета чувства счастья и благодарности? (Желтого, зеленого. Золотой – символ надежности.) 8 – Кто, по-вашему, сейчас становится главным героем рассказа? (Конь Буланка.) – Почему? – В чем убеждается герой, которого спас Буланка? («Беречь братьев наших меньших: в трудную минуту они всегда придут на помощь».) 9 – Последним аккордом в этой истории становится движение души героя. Какое? (Я глядел на коня, и мне хотелось сделать ему как человеку, что-то очень хорошее...) 10 – Чему учит эта история о мальчике, оставшемся наедине с природой? (Уметь владеть собой, оставаясь наедине с природной стихией, помнить о братьях наших меньших, рассчитывать на них в трудную минуту.) – Почему разнообразный спектр чувств героя заканчивается светлой краской? (Природа готовит много испытаний, выдержать их – дело чести. Тогда обязательно наступит прозрение, которое необходимо каждому для становления характера, для душевного обновления.) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |