Преподавание русского языка Изложение с ТРКМNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.21 Просмотров: 799 Нетребина Виктория Евгеньевна, учитель русского языка Введение Изложение – один из традиционных видов работы по развитию связной речи учащихся, оно учит их целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, т.е. воспроизведение его в форме изложения. Однако не секрет, что писать изложение школьникам скучно и неинтересно. Как же превратить этот вид работы в увлекательное занятие? Добиться такого эффекта поможет стратегия “Чтение с остановками”, созданная авторами технологии развития критического мышления. Данная стратегия предусматривает такой способ работы с текстом, при котором в процессе чтения делаются остановки для осмысления прочитанного и установления связей с уже известным, а также прогнозирования содержания последующих частей. Рассмотрим алгоритм работы по данной стратегии. На Стадии Вызова учитель знакомит учеников с названием текста и просит их предположить, о чём пойдёт в нём речь. При работе с текстом можно задать следующие вопросы: “Кто будет главным героем? Какие события будут лежать в основе сюжета? Почему вы так думаете? К какому жанру мы отнесём это произведение?” Фиксировать предположения учащихся можно на доске в виде кластера. На Стадии Содержания читаем текст небольшими отрывками, обсуждая содержание каждого из них. Остановки делаются в наиболее важных с точки их значимости для сюжетной линии местах. Во время остановок учитель задаёт ученикам вопросы, которые должны помочь им установить взаимосвязь между отдельными фрагментами и элементами текста. Возможно на Стадии Содержания и использование приёма “Прогнозирование по ключевым словам”. Предлагаем детям по ключевым словам (написаны на доске в столбик) составить текст, который им предстоит писать. Обсуждение каждого из отрывков необходимо завершать вопросом на прогноз развития сюжета: “Что произойдёт дальше?” и объясняющим вопросом: “Почему вы так думаете?” Также во время остановок возможно озаглавливание прочитанных частей, составление плана текста, Задания, предлагаемые на Стадии Рефлексии (после того как текст прочитан до конца), требуют обращения к тексту как единому целому. Это могут быть различные виды творческого письма: эссе, резюме. Таким образом, стратегия “Чтение с остановками” может быть с успехом использована при подготовке учащихся к написанию изложений. Во-первых, остановки во время чтения – это прекрасный способ привлечь внимание к тексту. Во-вторых, возможность проиллюстрировать свою эрудицию и творческие способности. Кроме того, остановки помогают разделить текст на смысловые части, увидеть его структуру, проследить логику развития событий, а значит, обеспечивают его запоминание и, как следствие, качественное изложение. Цели: формирование умения рефлексивного чтения (анализировать и оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения). Стратегия: чтение с остановками. Приёмы:
Стадия Вызов Задачи:
Ход урока 1. Работа с названием текста (Приём прогнозирование по названию.) – Сегодня на уроке мы будем писать изложение, которое называется “Про царя и его сына”. Возможные ответы детей: – Это сказка, где царь передаёт наследство сыну (Галиева Алиса). – Спасибо, ребята, за ваши идеи. Их правильность мы проверим в течение урока. Однако уже можно сказать, что текст изложения – это сказка. А, как известно: “Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок”. 2. Работа с деформированным предложением (приём прогнозирования) Детям предлагается восстановить недостающие слова в предложении, которое является последним в тексте.
(Фиксировать предположения учащихся можно на доске. Предполагается, что по ходу чтения мы будем возвращаться к этим записям). Стадия Содержания Задачи:
1. Работа с 1 частью текста (приём прогнозирование по ключевым словам; чтение с остановками) – Текст можно поделить на три части. Попытайтесь по ключевым словам определить содержание 1 части. (Дети устно восстанавливают текст. Можно спросить 2–3 учащихся).
Примечание: одновременно ведется лексическая и орфографическая работа. – Проверим ваши предположения Жил один великий царь. Как состарился он и пришло ему время умирать, позвал он своего единственного сына и наследника и сказал: “Сын мой, сам видишь – одной ногой я уже в могиле, не сегодня–завтра умру, и ты один останешься, всё царство в твоих руках будет. Иди поставь себе везде, где найдёшь нужным, по надёжному дому, чтобы в горе или нужде мог найти себе приют". – Какие из ваших предположений подтвердились? 2. Работа со 2частью текста (приём прогнозирование по ключевым словам; чтение с остановками) – Восстановите по ключевым словам 2 часть текста
Примечание: одновременно ведется лексическая и орфографическая работа. – Прочитаем следующую часть сказки и проверим свои предположения. – Чтение учителем 2части текста. Послушался сын отца и тотчас отправился исполнять его наказ. Взял с собой побольше денег, ходит по всему царству и, где только понравится ему место–гора ли то, долина, деревня или дикий лес, строит себе прекрасные дворцы. Поставил он много дворцов и довольный вернулся домой. Призвал его отец и спрашивает: “Что, сынок, поставил ли себе дома по моему слову, будет ли у тебя, где укрыться в тяжёлую минуту?” “Да, отец! – говорит сын. – Везде, где только понравилось мне место, – в горах или долине,– поставил я прекрасные дворцы”. – Подтвердились ли ваши предположения? 3. Работа с 3 частью текста (приём чтение с остановками) – Чтение 3 части сказки до последнего предложения. “Горе тебе, сын мой! – говорит отец. – Ты не те дома строил, о каких я тебе говорил. – Подтвердились ли предположения? Знай: где есть у человека у человека верный друг, там и дом и кров для него найдутся. – Подтвердились ли наши предположения? Почему – да? Почему – нет? 4. Написание изложения. – Чтение сказки учителем. Стадия Рефлексия Задачи: соотнесение представлений учащихся со сравнением, использованным в тексте (дружба–пристанище). 1. Резюме – детям предлагается закончить изложение небольшим письменным рассуждением. Продолжите фразу: Царь сравнил дружбу с надёжным пристанищем, а я бы сравнил (а) истинную дружбу с …...
Домашнее задание – Есть ли в вашей жизни человек, с которым вы чувствуете себя как в тёплом, уютном доме? Расскажите о таком человеке. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |