Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Местоимение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.20 Просмотров: 1123 Тинатиева Лада Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока: образовательные: повторение и систематизация полученные знания о местоимении,: усвоение учащимися особенностей лексико-грамматического значения местоимений, роли местоимений как средства связи частей текста; формирование навыка осмысленного использования местоимений в связной речи; знакомство с притяжательными местоимениями, склонение притяжательных местоимений; умение различать личные и притяжательные местоимения. развивающие: развитие аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизирование мышления учащихся, выработка умений практического применения полученных знаний, активизация самостоятельной деятельности, развитие познавательной активности; воспитательные: создание положительной культурно-речевой среды, атмосферы комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения. ХОД УРОКАI.1) На доске:
О какой части речи говорится в стихотворении? Что же нам уже известно о местоимениях? 2) Опрос. Ребята, выбирают себе аппонентов и задают им вопросы по теме “Местоимение”, если ответ не дан, учащийся, задавший вопрос, сам на него отвечает. 3) В это время 1 человек у доски записывает разряды местоимений, используя фамилию Нуповолов.
4) Запись под диктовку, комментированное письмо. Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (Пчелы) Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольется кровь моя. (Комар) Что вы записали? Какие слова скрываются за местоимениями? На каком свойстве местоимений основаны загадки? (местоимение указывает на предмет, поэтому может заменить существительное) Найдите личные местоимения, укажите лицо. (Они – 3 лицо, мы– 1 лицо, из-за тебя – 2 лицо, тебя – 2 лицо) 5) А еще для чего нам нужны местоимения? Прослушайте стихотворение А.Барто.
6) А еще с помощью местоимений мы можем сделать нашу речь ярче, выразительней, если местоимения входят в состав фразеологизмов. Подготовленные ребята показывают пантомимы, класс должен узнать фразеологизм.
II. 1) Задания по группам, карточки с разноуровневым заданием. 1 группа. Разберите местоимения по составу: Кому-либо, какого, некоторые, ни у кого 2 группа. Распределите местоимения в следующем порядке: отрицательные, неопределенные, вопросительные, возвратные, личные, относительные. Нисколько некоторые какие? собой нас сколько 3 группа. Соберите рассыпавшуюся табличку, каков разряд этих местоимений?
Если задание выполнено правильно, то на обратной стороне можно прочитать пословицу. 2) Прослушайте стихотворение А.С.Пушкина, написанное маленькому мальчику Павлу, сыну поэта Вяземского.
Серьезное это стихотворение или шуточное? Почему? Какие местоимения использует Пушкин? На что они указывают? А на что указывают отрицательные местоимения? Вспомним их правописание. 3) Представьте что вы попали в Некоторый город, в Некий переулок, Никакой проулок, где проживают весьма неграмотные люди. И чтобы пройти дальше, мы должны им помочь исправить ошибки.
4) Один человек у доски в это время работает со словарными словами
Проверка работы со словарными словами. 5) Задание классу. Составьте предложение, используя словарные слова и местоимения:
III.Какие же части речи могут заменять местоимения. (Существительные, прилагательные, числительные) 1) Какие разряды прилагательных вы знаете? Распределите слова в три столбика:
Каменный, куриный, глиняный, мышиный, ранний, юный, румяный, соловьиный, оловянный, петушиный. По одному человеку от группы записывают слова на альбомных листах. На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные? Что обозначают? 2) На доске записаны словосочетания:
На какие вопросы отвечают слова? Какие из них прилагательные, а какие – местоимения? Как вы думаете, как будет называться разряд этих местоимений? Почему? Как будут изменяться притяжательные местоимения? Работа с материалом учебника на странице 155. Дописываем разряд местоимений в фамилию. Просклоняйте местоимение МОИ. Как проверить корень? 3) Запишите предложение. Их сегодня не будет дома. Определите разряд местоимения, падеж. А теперь вернемся к стихотворению, записанному на доске. Найдите местоимение ИХ, на какой вопрос оно отвечает? На что указывает? Каким членом предложения является? Какое это местоимение – личное или притяжательное? Стр.156. Какие местоимения могут выступать в роли притяжательных? 4) Прослушайте стихотворение. Найдите притяжательные местоимения. Правильно ли они употреблены. Запишите, устранив речевые ошибки, притяжательные местоимения вместе со словами, к которым они относятся.
IV.Промежуточное тестирование. V. Домашнее задание: §73 упр. 408 (1 группа), упр. 406 (2-3 группы)Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |