Преподавание русского языка Магия слова ( Употребление слов в переносном значении)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.02.20 Просмотров: 1734 Перова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Вид: урок – путешествие. Цели урока. Образовательная: учащиеся должны знать способы объяснения прямого и переносного значения слова; знать признаки фразеологизмов; понимать, что переносное значение слова служит основой художественных тропов (метафоры, олицетворения, эпитета). Развивающая: учащиеся должны различать средства художественной изобразительности при анализе текста; использовать средства художественной изобразительности в своей речи. Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к родному слову, к выразительным возможностям русского языка. Дидактические средства обучения: - раздаточный материал для каждого учащегося (тексты, творческие задания) - Словарь терминов (буклет) /Приложение №2/ - компьютер и проектор для презентации (“Волшебница зима”); - репродукция картины И.Э Грабаря “Февральская лазурь”. - Г.Свиридов. Лирическая миниатюра к повести Пушкина “Метель”. Эпиграф к уроку.
Ход урока I. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы говорили о прямом и переносном значении слов, о том, что благодаря переносному значению слов наша речь становится образной, выразительной. Тема нашего сегодняшнего урока “Магия слова”. Мы будем раскрывать секреты художественной речи в произведениях писателей и поэтов; учиться видеть красоту русского языка; наблюдать, с помощью каких изобразительных средств поэты и писатели создают художественные образы. Сами попробуем стать художниками слова. Чтение эпиграфа к уроку. ( Как понимаете эпиграф? Как понимаете тему урока?) В конце урока мы попробуем ответить на вопрос: как простые слова становятся магическими? II. Проверка домашнего задания. 1. Связный рассказ на тему “Использование в речи слов в переносном значении”. (Работа со словарём. Приложение №1) 2. Оформление словарей – иллюстраций с прямым и переносным значением слов. (Зачитать составленные предложения с этими словами и фразеологизмами.) III. Основная часть. Слово учителя. Вы все, конечно, любите путешествовать. Вот и я вас приглашаю в необычное путешествие – по сказочным владениям волшебницы зимы. Сопровождать нас будут зимние месяцы: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Посланцы месяцев привезли нам пакеты с заданиями. Им слово. (Презентация, слайд 1) (Учащиеся класса заранее разделены на 3 группы. Этимологические странички готовили дома.)
IV. Игра “Чей алмаз ярче?” (Продолжение работы по тексту Н.Сладкова.) Пока мы кружились в вихре метели, озорной февраль похитил из произведения писателя очень важные слова. И текст рассыпался, Нам надо найти эти слова и вернуть их на место. - Итак, объявляю конкурс “Чей алмаз ярче?” Текст на доске ( искомые слова пока закрыты). 1. Скользит __(яростная) позёмка. 2. (Тонут) в белых волнах заборы. 3. С севера подул (студёный) ветер, и с неба посыпалась (снежная) пыль. - Зачитайте предложения. У кого ближе к оригиналу? (Открыть слова на доске.) Вывод: Посмотрите наши записи. Сколько магических слов мы уже нашли, сколько драгоценных камней собрали. V. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою…”
- Давайте лучше полюбуемся другим зимним пейзажем. 1. Тютчев “Чародейкою Зимою…” (Выразительное чтение) (Презентация, слайд 2) - Какие слова подчёркивают состояние природы? -Найдите изобразительные средства, с помощью которых автор выражает своё отношение к происходящему. - Посмотрите на репродукцию картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”. Сопоставьте пейзажи, нарисованные поэтом в стихотворении и картиной художника. Похожи ли они? В чём сходство? 2. Сопоставление текстов. - А сейчас задание потруднее. Справимся ли мы? Сравним описания природы в произведениях Ф.И.Тютчева и Н.Сладкова. По-разному смотрят художники слова на окружающую природу или одинаково? (Контрастные картины) - Вывод. Оказывается, на мир можно смотреть по-разному. И почувствовать это авторское отношение к окружающему миру нам помогают те изобразительные средства, которые используют поэты и писатели. VI. Итог урока. - Какие же слова мы назовём магическими? (Слова, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной (метафоры, олицетворения, эпитеты). Они помогают всё самое обычное сделать волшебным.) - Сегодня мы говорили о богатых возможностях русского слова. Мне хочется верить, что урок увлёк вас и показал, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. VII. Рефлексия. Творческая работа “Проба пера”. Приложение № 2. - А сейчас волшебница зима предлагает вам самим стать художниками слова. Возьмите листочки с творческим заданием. Самостоятельно выберите вариант №1 или №2 (задания различной степени сложности). - Поможет вам в этом творческом вдохновении лирическая миниатюра Г.Свиридова к повести Пушкина “Метель”. VIII. Домашнее задание. Закончить творческую работу. Использованная литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |